Файл: методичка по курсовой работе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.08.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Т.В.Показаньева, е.Г. Лещук

1 Организационные вопросы выполнения

1.2 Критерии оценки курсовой работы

2 Содержание курсовой работы

2.1 План работы

2.2 Источники информации, рекомендуемые

Нормативно-правовые акты

Учебная литература

Периодическая литература

Интернет-ресурсы

2.3 Введение

2.4 Основная часть работы

2.5 Заключение

3 Оформление курсовой работы

3.1 Общие положения

3.2 Оформление цитат и ссылок на источники

3.3 Оформление иллюстраций и таблиц

3.5 Оформление цифрового материала

3.6 Офомление списка литературы

3.7 Оформление приложений

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Макроэкономика»

Критерии оценки курсовой работы

Примерные планы курсовой работы

Пример оформления титульного листа курсовой работы

Курсовая работа по экономической теории на тему: Инфляционные процессы в российской экономике

Образец оформления иллюстрации

Образец оформления таблицы

Образцы оформления библиографического списка

Периодическая литература

Журналы:

  1. Вопросы экономики

  2. Общество и экономика

  3. Российский экономический журнал

  4. Эко

  5. Регион: экономика и социология

  6. Экономика и жизнь

  7. Социологические исследования

  8. Человек и труд

  9. Труд за рубежом

Статистические сборники:

  1. Российский статистический ежегодник

  2. Россия в цифрах

  3. Регионы России

  4. Труд в России

  5. Социальное положение и уровень жизни населения России

  6. Обследование населения по проблемам занятости

  7. Российский демографический ежегодник

Нормативно-правовые источники представлены в информационно-поисковой системе Консультант-плюс (профессиональная и региональные версии).


Интернет-ресурсы

  1. http://www.mintrud.ru – сайт Министерства труда и социального развития

  2. http://www.gks.ru – сайт Госкомстата РФ (часть информации находится в свободном доступе)

  3. http://www.ilo.ru – сайт бюро Международной организации труда в г. Москве

  4. http://callisto.nsu.ru:8180/ips/ – университетская информационная система “Россия” (статьи, статистика, аналитические обзоры, часть информации предоставляется незарегистрированным пользователям, остальная – после регистрации)

  5. http://www.socpol.ru – сайт Независимого института социальной политики (базы данных, статьи, аннотации)

  6. http://www.vopreco.ru – журнал “Вопросы экономики” (оглавление и аннотации)

  7. http://www.ecsocman.edu.ru – сайт, посвященный проблемам социально-экономических наук (экономике, социологии, менеджменту)

  8. http://www.ecsoc.msses.ru – электронный журнал по экономической социологии

  9. http://www.epnet.com – полнотекстовые версии ведущих мировых журналов по различным наукам

2.3 Введение

Введение пишется по строго определенной схеме и обязательно должно содержать информацию:

- актуальность темы;

- степень ее разработанности;

- цель и задачи работы;

- логика и структура работы, включая краткое содержание глав.

Актуальность и степень разработанности темы показывает, насколько важным в сегодняшних условиях является изучение данной темы. Актуальность темы может быть обусловлена, например, высокой социально-экономической значимостью проблемы, наличием негативных процессов, явлений и необходимостью их устранения, требованиями повышения конкурентоспособности экономики (предприятий) и др.

Следующий шаг – это формулировка цели и задач исследования. Цель представляет собой конечный результат исследования, то, ради чего оно выполнялось. Цель работы конкретизуется в поставленных задачах, которые являются «ступеньками», ведущими к ее достижению. Цели и задачи должны быть конкретными и четкими. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить…», «провести анализ…», «выявить связь», «рассчитать…», «оценить уровень…» и др.


Например, цель работы на тему «Место и роль государственной собственности в структуре отношений собственности: проблемы и перспективы развития в России» будет – определить значение государственной собственности в структуре отношений собственности в России.

Задачи:

  1. рассмотреть место государственной собственности в общей структуре отношений собственности современной России;

  2. выявить особенности государственной собственности на современном этапе развития экономики России;

  3. провести анализ перспектив развития государственной собственности в современной России.

Введение должно быть кратким (1-2 страницы в зависимости от объема всей работы) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Главное, чтобы любой читатель понял, чему посвящена работа, какие задачи автор сам для себя наметил. При оценке работы учитывается, насколько автор сумел достичь цели, которая заявлена им во введении.

2.4 Основная часть работы

Основная часть - наиболее сложная, важная и трудоемкая часть курсовой работы. Она содержит материал, отражающий результат исследований студента по избранной теме.

В основной части работы выделяются три главы. Каждая глава имеет название и состоит из двух-четырех параграфов. Слишком малое и слишком большое количество глав и параграфов в работе свидетельствует о том, что студент недостаточно глубоко разобрался в теме и не смог хорошо структурировать собранный материал. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему.

Содержание глав и параграфов должно иметь внутреннюю логическую связь, а его раскрытие следует вести последовательно и аргументировано, с использованием научной лексики, в соответствии с нормами русского литературного языка.

Наряду с общими требованиями, существуют и специфические, которые предъявляются к отдельным главам основной части работы.

Первая глава должна быть посвящена изучению теории вопроса. Здесь раскрываются основные характеристики предмета исследования, дается трактовка основных понятий и категорий, обзор литературы, анализ различных точек зрения и обобщение подходов. В конце каждого параграфа и (или) главы необходимо делать выводы. Связь выводов с общей логикой работы и поставленными задачами позволяют придать работе необходимую цельность.


В первой главе находят отражения раскрытие сущности и экономической природы исследуемого явления (процесса), взаимосвязь с другими явлениями и процессами, структура и механизм функционирования (реализации), выполняемые функции, формы реализации.

Отметим, что некоторые темы (особенно это характерно для макроэкономики) предполагают знание различных теоретических трактовок тех или иных вопросов разными научными школами. С другой стороны, одни и те же явления экономической жизни по-разному оцениваются представителями различных социальных и профессиональных групп. Рассматривая в работе разнообразие подходов различных научных школ (либо представителей социальных и профессиональных групп) к анализируемой проблематике, целесообразно придерживаться взвешенной объективной позиции: отобразить достоинства и недостатки этих подходов (либо выявить и сформулировать экономические интересы соответствующих групп, определяющие их экономическое поведение).

Выполненная на высоком уровне первая глава должна обладать следующими характеристиками:

- глубокий анализ понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы;

- анализ подходов различных авторов к рассматриваемым вопросам;

- группировка и обобщение рассмотренных подходов;

- соответствие структуры и содержания главы теме и цели работы;

- наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы (10-12 страниц машинописного текста).

Вторая глава курсовой работы является аналитической. Студенты при ее написании обязаны использовать эмпирический материал, однако допускается написание второй главы на основе литературных источников. Но при этом студент должен самостоятельно провести сравнительный анализ документов, теорий, методик, опыта работы различных организаций (городов, регионов, стран) и др. Возможно также проведение сравнительного анализа конкретных ситуаций на основе имеющейся статистической и социологической информации.

Во второй главе дается оценка состояния проблемы на практике, что предполагает анализ статистических данных, приведение фактологического материала; определяются положительные и отрицательные моменты, тенденции развития изучаемого явления (процесса) экономики.

Сущность второй главы заключается в анализе или непосредственном исследовании выбранной темы на национальном или же региональном уровне. Допускается сопоставление опыта зарубежных стран или регионов, или же сопоставление различных концепций.


Экономическая теория не является умозрительной дисциплиной. В курсовую работу необходимо включать, наряду с фактическими и цифровыми данными, описание реальной (или гипотетической) ситуации в экономике (из специально подобранной статьи в научном журнале, экономической периодики или обзора подобных материалов), отражающее ее проблематику и осмысление описываемой ситуации с помощью известных вам теоретических концепций.

Выполненная на высоком уровне вторая глава должна обладать следующими характеристиками:

- глубокая характеристика территории, города, государства и др., выявление особенностей, значимых с точки зрения предмета исследования;

- наличие грамотно составленной методической части исследования, в том числе программы социологического исследования, характеристики используемой статистической и иной информации с указанием ее источников и степени достоверности, описания используемых моделей и пр.;

- анализ полученных результатов, предполагающий выявление взаимосвязей и взаимозависимостей и пр.;

- наличие выводов по отдельным параграфам и (или) главе в целом.

Объем второй главы должен составлять 10-12 страниц машинописного текста.

В третьей главе на основе выполненного анализа студент предлагает практические рекомендации и конкретные решения, направленные на совершенствование изучаемых процессов и явлений. Рекомендации должны быть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа. В данной главе выявляются и обосновываются перспективные направления и пути развития; выявляются подходы к решению существующих проблем и формулируются предложения по совершенствованию объекта исследования в рамках заявленной проблемы.

Важным результатом работы является выработка целостного представления о рассматриваемой проблеме. Этого можно достичь, проведя сравнительный анализ достоинств и недостатков различных моделей экономического явления либо решив какую-либо учебную проблему теоретического или прикладного характера, либо приведя обобщающую характеристику рассматриваемой модели как теоретической основы исследования тех или иных экономических процессов. Это часть курсовой работы, которая включает направления решения изучаемой проблемы.

При отсутствии рекомендаций или при их расплывчатости, неконкретности работа не может быть оценена выше, чем на «удовлетворительно».