ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.08.2024

Просмотров: 499

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Содержание и сущность «менеджмента»

2 Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

3 Общие характеристики организаций

4 Отличие управленческой от неуправленческой работы

5 Роли руководителя

6 Управленческие функции

7 Внутренняя среда организации

8 Внешняя среда организации

11 Школа научного менеджмента

12 Школа административного управления

13 Школа человеческих отношений и поведения

14 Развитие менеджмента в России

15 Процессный подход

16 Системный подход

17 Ситуационный подход

18 Понятие коммуникации

19 Коммуникационный процесс

20 Виды и роль коммуникаций

21 Природа процесса принятия решений

22 Решения интуитивные и основанные на суждении

23 Рациональное решение проблемы

24 Факторы, влияющие на процесс принятия решений

25 Модели принятия решений

26 Методы принятия решений

27 Качественные методы прогнозирования

30 Анализ внутренней среды

31 Выбор стратегических альтернатив динамики развития

32 Планирование реализации стратегии

33 Концепция бюрократии

34 Функциональная организационная структура

35 Структуры управления

36 Делегирование полномочий и ответственность

37 Типы административного аппарата

38 Единоначалие и норма управляемости

39 Сущность мотивации

40 Содержательные теории мотивации

41 Процессуальные теории мотивации

42 Сущность контроля

43 Виды контроля

44 Влияние контроля на деятельность человека

45 Контроллинг

46 Формальные группы

47 Неформальные группы

48 Управление группами

49 Руководство

50 Понятия и сущность лидерства

52 Основные виды стилей руководства

53. Природа конфликта

54. Типы конфликтов

Причины конфликтов

55 Методы разрешения конфликтов

1 Содержание и сущность «менеджмента»

Первоначально слово «менеджмент» означало «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь - от латинского «manus» (рука). Таким образом, менеджмент буквально означает - «руководство людьми». Трактовок менеджмента существует великое множество (кабушкин). В упрощенном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению (Казначевская).

2 Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Понятие менеджмент и менеджер соседствует с понятиями бизнес, предпринимательство и бизнесмен, предприниматель. Предпринимательствопредполагает наличие новаторской экономической деятельности, касающейся не только нахождения новых источников сырья и рынков сбыта, реорганизации производства и освоения новых видов продукта, но и внедрения широкого круга инноваций. Движителем рыночной экономики принято считатьпредпринимателей. Менеджер является наемным работником, не связанным с собственностью на капитал организации, которой управляет. Его предназначение эффективное управление организацией, следовательно, и капиталом предпринимателя. По мере того как организация «встанет на ноги», окрепнет и станет получать прибыль достаточную для расширенного воспроизводства, предприниматель становится бизнесменом.Бизнес– это деятельность, направленная на получение прибыли путем производства (создания) продукции и оказания услуг. Управление бизнесом - это управление коммерческими, хозяйственными организациями производящими и реализующими продукцию и услуги с целью получения прибыли.Бизнесмен - это владелец капитала (средств производства, земли, рабочей силы) который находится находиться в обороте и приносит доход достаточный для содержания бизнесмена и постоянного увеличения капитала. Как правило, в хозяйственном подчинении бизнесмена никто не находится, хотя он и является владельцем акций, имущественного пая, земельной доли и состоит в совете директоров или является членом правления организации (предприятия, объединения, консорциума, финансово-промышленной группы и др. форм концентрации капитала). Менеджер же обязательно занимает конкретную должность (управляющего, директора и т.д.) и в его хозяйственном подчинении находятся люди (казначевская).


3 Общие характеристики организаций

Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни, в организациях - детских садах, школах, институтах, учреждениях, клубах, партиях - большинство людей проводит огромную часть своего времени. Организации (предприятия) создают продукцию и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается; организации (государственные учреждения) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; организации (общественные) являются средством выражения наших взглядов и интересов. Поэтому задачей дисциплины менеджмент является - дать основополагающее представление об организациях (коммерческих и некоммерческих, больших и малых, простых и сложных) и об их эффективном управлении. Организации обладают различными свойствами. Одно из таких свойств – сохранение цельности организации и установление взаимодействия организации и установление взаимодействия организации с внешней средой, и считается менеджментом. Это свойство реализуется посредством действий людей. Поэтому менеджмент – это деятельность. Но эта деятельность обязательно включена в качестве составляющей в деятельность организации в целом (Виханский).

Организация (от фр.organization; от лат.organizo - сообщаю стройный вид, устраиваю) может быть определена как разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил. Авторы популярного американского учебника "Основы менеджмента" М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури пишут: "Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей". В качестве одного из признаков организации они указывают наличие хотя бы двух человек, объединенных общей целью и считающих себя частью одной группы. Таким образом, следует полагать, что организация связана с наличием группы лиц, "деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели".

Большинство организаций являются сложными, то есть имеют набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики:

1 Наличие ресурсов. Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией – это людские ресурсы (труд, предпринимательская способность) капитал (основные и оборотные фонды), земля, технология, информация;


2 Зависимость от внешней среды. Организация полностью зависит от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей их результатов, которых они стремятся достичь. Внешняя среда включает экономические условия, потребители, конкуренты, поставщики сырья и энергоресурсов, технологии, законодательные и правительственные акты, экономические, политические и экологические условия, ценности в обществе;

3 Горизонтальное разделение труда. Разделение всей работы в организации на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. В средних и крупных организациях горизонтальное разделение труда осуществляется за счет образования подразделений и отделов. Так, крупное разделение всего труда или всей работы в организации на отделы и подразделения называеторганизационной структурой. Разделение большого объема работы на специализированные задания позволяет организации меньшим количеством людей производить больше продукции или оказывать больше услуг, по сравнению с организацией труда когда это же количество людей выполняет всю работу самостоятельно. Так в «МакДональсе» вся работа по приготовлению и подаче еды разбита между 12 исполнителями, что позволяет в расчете на 1 человека обслуживать в сотни раз больше людей, чем в традиционных маленьких кафе (ресторанчиках), с 1-3 поварами и несколькими официантами. Следовательно, горизонтальное разделение труда самая очевидная характеристика организации. Без такого разделения труда было бы невозможно достижение цели.

4 Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организациях разделена на подразделения и отделы, кто-то должен координировать работу групп этих структурных образований, для того чтобы она была успешной. Деятельность по координированию работы людей, составляет сущность управления. Координация как функции управления, является более общей функцией, чем функции планирования, организации, мотивации, контроля. Можно сказать, что координация деятельности отделов и подразделений организации включает в себя одновременно и выполнение вышеназванных функций. Выполнение же этих функций предполагает разделение управленческого труда на иерархические уровни, которые осуществляют координацию деятельности нижестоящих, вышестоящими руководителями, создания цепи передачи команд, наделения руководителей всех уровней соответствующими полномочиями, без которых невозможно формирования отношений руководитель — подчиненный. Из сказанного следует, что управленческий, как и неуправленческий труд должен быть разделен. Разделение управленческого труда на иерархические уровни управления, наделение руководителей этих уровней полномочиями и установление сферы контроля для вышестоящего руководителя над нижестоящими руководителями, создания цепи передачи команд - называетсяструктурой управления. Из сказанного следует, для того чтобы хозяйственная деятельность была успешной работа по управлению должна быть отделена от неуправленческой работы. Приведем простой пример горизонтального и вертикального разделения труда в организации. Если два человека приобрели парусную лодку и решили заняться перевозкой грузов с одного берега на другой, т.е. создали организацию, то горизонтальное разделения труда в данной организации выражается в распределение следующей работы между ними. Один из них должен управлять рулем, а другой парусом, и если нет ветра, то грести веслами. Они не могут вместе и одновременно расправлять и сворачивать паруса, оставив руль без присмотра, иначе не смогут доплыть до места назначения. Горизонтальное разделение труда проявляется в том, что один из них должен быть капитаном, т.е. отдавать команды, а другой матросом и выполнять эти команды. Если они не договорятся по поводу такого разделения труда на управленческий, и неуправленческий труд, то также не смогут доплыть до места назначения. Итак, в организации существуют две органичные формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие часть общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда или организационная структура предприятия. Второе — это вертикальное разделение труда, отделяет работу по координированию деятельности или действий, от самой деятельности или действий. Во всех организациях управление занимает так много времени, что становится все труднее осуществлять его мимоходом или одновременно с выполнением физического труда. По мере разрастания организации персоналу становится все сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. Следовательно,необходимость управленияорганизациями очевидна (Мескон).



4 Отличие управленческой от неуправленческой работы

Исследования показывают, что управленческая работа по сути своей очень сильно отличается от неуправленческой. И действительно, работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. Минцберг, в своей книге «Природа управленческого труда» отмечает:

«Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты порой затрачивают месяцы на разработку какого –то места или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Гест, согласно исследованиям которого, мастера выполняют в среднем 583 различных операции по управлению в день, замечает: «Интересно отметить, что характеристики работы мастера, включающие разнообразие, прерывистость в выполняемых действиях и их фрагментарность, диаметрально противоположны работе многих механиков-повременщиков, работа которых очень рационализирована, носит повторяющийся характер, не прерывается и выполняется в постоянном, устойчивом, неизменном ритме движущегося конвейера» (Мескон).

5 Роли руководителя

Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений и именно это определяет их служебное поведение. Менеджеры играют заранее определенные роли, но их исполнение зависит от индивидуальных особенностей личности. Роль, по определению Минцберга, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Выделяют 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Их классифицируют в рамках трех крупных категорий:

1 Межличностные роли

2 Информационные роли

3 роли по принятию решений

Роли не могут быть независимы одна от другой, они взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роливытекают из полномочий статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми. Они могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его игратьинформационные ролии действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, связанные с принятием решения. Все эти 10 ролей определяют объем и содержание менеджера, независимо от характера организации (Мескон)..