ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 5866
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень областей и элементов библиографического описания
Занятие 2. Выбор первого элемента библиографической записи (2 ч)
§ 2. Выбор первого элемента библиографической записи
§ 3. Заголовок библиографической записи
§ 4. Заголовок, содержащий имя лица
§ 5. Заголовок, содержащий наименование организации
§ 6. Заголовок, содержащий унифицированное заглавие
§ 7. Заголовок, содержащий географическое название
Однотомное издание § 1. Основные положения
Перечень областей и элементов библиографического описания
§ 2. Область заглавия и сведений об ответственности
§ 4. Область специфических сведений о материале или типе публикации
В издании в описании Пермское книжное издательство Пермь: Кн. Изд-во
В издании в описании Военное издательство Воениздат
В издании в описании Издательство Тбилисского Изд-во Тбил. Ун-та
§ 6. Область физической характеристики
§ 9. Область стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности
§ 10. Особенности составления библиографического описания отдельных видов однотомных изданий
10.1. Сборник с общим заглавием.
10.2. Раскрытие содержания сборника с общим заглавием.
10.3. Сборник без общего заглавия.
10.5. Переработка, изложение, инсценировка.
10.9. Издание, содержащее значительное количество иллюст-раций.
10.10. Произведение народного творчества.
10.11. Энциклопедия, справочник, словарь.
10.12. Учебник. Учебное и методическое пособия.
10.13. Библиографическое издание.
Отдельный том Под частным заглавием тома
Под общим заглавием многотомного издания
Первые сведения Последующие сведения
Избранные произведения [Текст] Война и мир [Ноты] Санкт-Петербург и пригороды [Электронный ресурс]
§ 3. Правила приведения областей и элементов в спецификации
§ 4. Сводное библиографическое описание в сокращенной форме
§ 5. Составление библиографического описания отдельного тома многотомного издания
§ 6. Особенности составления библиографического описания отдельных многотомных изданий
Сборник нормативных документов по вопросам охраны труда. – Минск: Лоранж-2, 2001– . – 20 см.
§ 2. Правила приведения областей и элементов
§ 3. Особенности составления библиографического описания периодического издания
1984, № 1–5, 8, 10–12. – Указ.
§ 4. Особенности составления библиографического описания продолжающегося издания
§ 5. Особенности составления сводного библиографического описания серийного издания
§ 2. Библиографическая запись на составную часть книги
Область заглавия и сведений об ответственности
§ 3. Библиографическая запись на публикацию в сериальном издании
§ 4. Особенности составления библиографического описания некоторых видов составных частей
4.1. Отдельное произведение из собрания сочинений.
4.2. Отдельное произведение из сборника без общего заглавия.
4.3. Отдельное произведение из ежегодника.
4.5. Передовая и редакционная статьи.
4.6. Доклад, речь, выступление.
4.7. Беседа, интервью, диалог.
4.10. Составная часть, опубликованная в нескольких выпусках многотомного или сериального издания.
4.11. Материалы, опубликованные под обобщающим заглавием.
Тема 6. Библиографическое описание нотного издания (2 ч) Занятие 13. Бо нотного издания (2 ч)
§ 1. Библиографическое описание нотного издания
Вальс «Амурские волны» / м. А. Кюсс
Сонаты. 32 сонаты / л. Бетховен
Наш край [Ноты]:«То березка, то рябина...»
Новое изд., провер. И соглас. С партитурой
§ 1. Составление библиографической записи на аудио-, видеоиздания
1 Электрон. Опт. Диск (cd-rom)
§ 2. Составление библиографической записи на электронные ресурсы (электронные издания)
(Электронный ресурс локального доступа)
(Электронный ресурс удаленного доступа)
§ 1. Составление библиографической записи на изоиздания
§ 1. Библиографическое описание картографического произведения
Атлас мира. Австралия и Океания. Антарктида
Дадат. Карта: окрестности Минска. – 1:200 000.
§ 2. Библиографическое описание стандарта
; Введ. С 01.01.97 до 01.01.99
§ 3. Библиографическое описание патента
Пат. 1007559 ссср, мки3в 02 м 35/10. Выпускной трубопровод для двигателя внутреннего сгорания
1. Бо картографических изданий
§ 2. Особенности составления библиографических ссылок, выделенных из текста в примечание
§ 3. Библиографическая ссылка, включенная в текст документа
§ 5. Прикнижные и пристатейные библиографические списки
§ 6. Приемы сокращения библиографических описаний в библиографических списках
Правила объединения библиографических записей нескольких изданий
Аккордеон в музыкальной школе
Заочный курс семиструнной гитары
Вальс № 7
Три русские народные песни
1.8. Условным (расстановочным) заглавием называется заглавие, вводимое составителем описания как дополнительное к основному заглавию.
Условное заглавие применяется при составлении описания авторских музыкальных произведений в следующих случаях:
– когда одно и то же произведение определенного композитора в различных изданиях озаглавлено по-разному
Чайковский, П. И.
Симфония № 1
Первая симфония; соль мин.: «Зимние грезы»
Чайковский П. И.
Симфония № 1
«Зимние грезы»: 1 симфония
– когда части вокального или инструментального произведения изданы отдельно
Римский-Корсаков, Н. А.
Сказание о... граде Китеже.
Ария князя Юрия [Ноты]: из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» / Н. А. Римский-Корсаков
– когда одно и то же произведение издавалось с различными вариантами основного заглавия
Шатров, И. А.
На сопках Манчжурии.
Мокшанский полк на сопках Манчжурии / И. А. Шатров
– когда одно и то же произведение имеет характерное и типовое заглавия. В этом случае в условном заглавии приводят характерное заглавие
Кюсс, М. А. Амурские волны.
Вальс «Амурские волны» / м. А. Кюсс
– когда одно и то же произведение может быть издано с различной формой нумерации в заглавии
Чайковский, П. И.
Симфония № 6. Шестая симфония / П. И. Чайковский
– когда заглавию произведения предшествуют количественные числительные
Бетховен, Л.
Сонаты. 32 сонаты / л. Бетховен
1.9. В области заглавия сведения приводят с учетом изложенных ниже правил.
1.9.1. В сведениях, относящихся к заглавию, приводят данные, уточняющие основное заглавие, поясняющие жанр, тематику произведения, характер и назначение издания, а также:
– заглавие произведения, из которого опубликован отрывок
Полет шмеля [Ноты]: из оперы «Сказка о царе Салтане»
– первые слова текста вокального произведения
Наш край [Ноты]:«То березка, то рябина...»
– музыкальную форму или жанр, тональность
В порту [Ноты]: вок.-симф. поэма
Этюд [Ноты]: до мин.
– средства исполнения
Деревенские посиделки [Ноты]: юмореска: для гобоя с фп.
– номер сочинения
Сонатины [Ноты]: ор. 36, 37 и 38
Мазурка [Ноты]: для фп.: соч. 25 № 3
– сведения о творческой истории сочинения и его исполнения
Антар [Ноты]: симф. сюита: ор. 9: окончат. ред.
Концерт № 4 [Ноты]: для фп. с орк.: ор. 40: 2-я ред.
Если на титульном листе, обложке приведены сведения о том, что данное издание является дополнением к другому, эту информацию приводят в описании как сведения, относящиеся к заглавию.
Соната [Ноты]: для скрипки с фп.: с прил. партии альта
1.9.2. Следует также обратить внимание на то, что сведения, относящиеся к заглавию, содержат информацию о форме, виде музыки, тональности, средствах исполнения, нумерации сочинения, литературном и нотном инципите, о заглавии произведения или сборника, из которого опубликованы отрывок и произведение. Также приводятся сведения о количестве и названии частей, действий произведения, о творческой истории сочинения и его исполнении, о виде и назначении издания и другие сведения.
Примеры:
1. Глинка, М. Камаринская [Ноты]: фантазия на темы рус. песен – свадеб. и плясовой / М. Глинка; перелож. для фп. в 4 руки С. Тимофеевой.
2. Баринский, С. С. Семь стихотворений А. С. Пушкина [Ноты]: вокал, цикл для тенора и фп. (перелож. для баритона) / С. С. Баринский.
3. Данкла, Ш. Этюды для скрипки с сопровождением второй скрипки [Ноты]: ор. 68 [№ 1–15] / Ш. Данкла.
4. Барабошкина, А. В. Сольфеджио [Ноты]: для 1-го кл. дет. муз. шк. / А. В. Барабошкина.
1.9.3. Сведения об ответственности содержат данные:
– об авторе музыки. Если его фамилия, приведенная в заголовке, дана в иной форме, чем в издании, оно воспроизводится в иной форме
Мединьш, Я. Г. Баллада [Ноты]: для скрипки соло / Я. Г. Мединьш
– о создателе оригинала произведения (сочинении музыки, литературного текста, либретто и т. п.)
Сасько, Г. Ленин жив [Ноты]: кантата / Г. Сасько, стихи В. Мая-ковского
– о последующей работе над оригиналом (его переложении, аранжировке, обработке, инструментовке, оркестровке и т. п.)
Шопен, Ф. Мазурка: ля мин. [Ноты]: соч. 67 № 4 / Ф. Шопен, перелож. Ф. Крейслера
Мусоргский, М. П. Детская [Ноты]: вок. цикл / муз. и сл. М. П. Мусоргского; оркестр. транскр. Р. Щедрина
– о деятельности лиц и коллективов по подготовке произведения к исполнению (режиссуре, авторах сценария постановки, исполнителях и т. д.)
Кабалевский, Д. Б. В сказочном лесу [Ноты]: муз. картинки: соч. 62 / Д. Б. Кабалевский; стихи и сценарий В. Викторова
– сведения о том, что произведение издано в форме клавира, т. е. в переложении для фортепиано оркестровой, ансамблевой, хоровой партитуры (клавир, клавираусцуг, переложение для фортепиано)
Моцарт, В. А. Похищение из сераля [Ноты]: комич. опера в 3 д. / В. А. Моцарт; либр. К. Брецнера в обраб. Г. Стефанш; пер. М. Павловой; перелож. для пения с фп.
Сведения об ответственности приводятся в описании в той последовательности, как они указаны на титульном листе. Если они заимствованы из разных источников информации, их приводят в следующем порядке:
автор (авторы) музыки (произведения), автор (авторы) книг; авторы гармонизации, переложения и записи, расшифровки, обработки и т. п.;
автор (авторы) слов;
составитель;
редактор;
переводчик;
автор предисловия, вступительной статьи, послесловия и т. п.;
художник и другие лица;
наименование организации.
Если имена автора музыки и слов, автора основного текста и предисловия, вступительной статьи и т. п. совпадают, данную информацию отмечают в сведениях об ответственности.
/ В. Тарасов; сост., ред., вступ. ст. и коммент. Э. Баева
Ипшанова, В. Обский вальс [Ноты]: «Катит вдаль свои воды родная река...» / муз. и сл. В. Ипшановой; гармониз. И. Калиничева; [с крат. ст. о песне Ю. Юнкерова].
1.10. В области издания приводят сведения о повторности издания.
2-е изд.
Если со сведениями о повторности издания грамматически связаны сведения о форме изложения нотного текста, они приводятся в области издания.
Новое изд., провер. И соглас. С партитурой
1.11. В области специфических сведений приводят сведения о форме изложения нотного текста: о партитуре, партиях, дирекционах.
Партитура
Дирекцион и голоса
Партии
Сведения о форме изложения нотного текста приводятся в библиографическом описании изданий музыкальных произведений, сочиненных для ансамблей, хоров, оркестров. В них отмечается, в какой форме в данном издании представлен нотный текст для исполнения (в форме партитуры, отдельных партий (голосов), дирекциона, комплекта партитуры и партий). Данные сведения приводятся так, как они указаны в издании.
Инструментальная и вокальная музыка композиторов России [Ноты]: для оркестра рус. нар. инструментов / сост. Е. Н. Петров, Б. В. Ломтев. – Партитура. – М.: Родник, 2000. – 150 с.; 28 см. – Н. д. 44543:2000 экз.
1.12. Область выходных данных содержит сведения о месте издания, издательстве, дате издания.
М.: Музыка, 1985
М.: Сов. композитор; Тбилиси: Музфонд СССР, 1984
М.: Музыка: Воениздат, 1985
1.13. В области физической характеристики указывают количество страниц, листов, партий, тетрадей.
1 дирекцион (62 с.), 7 парт.
Сведения об объеме обычно содержат число страниц издания. Более сложный случай – указание объема изданий партитур, партий, дирекционов. Их физическая характеристика состоит из указания общего числа партитур, партий, дирекционов и приводимого в круглых скобках количества страниц, листов, занимаемых ими.
1 дирекцион (15 с.)
3 партит. (55, 67, 79 с.)
2 парт. (6, 12 с.)
Если издание содержит более трех партитур, партий, дирекционов, то в круглых скобках записывают общую сумму страниц со словами «разд. паг.».
15 парт. (96 с. разд. паг.)
Если партитура, партия, дирекцион составляют часть издания, указывают общее количество страниц издания и количественную характеристику партитуры, партии, дирекциона.
Говоров, Ю. П. Откровения [Ноты]: для трубы и фп.: соч. 59 / Ю. П. Говоров. – М.: Композитор, 2000. – 40 с., 1 парт. (11 с.); 30 см. – Н. д. 10319.
1.14. В области серии приводят заглавие серии и сведения, относящиеся к заглавию серии, если это важно для характеристики издания.
(Б-ка юного пианиста: мл. и сред. кл. ДМШ)
(Рус. нар. песни: новые публ.)
(Фортепьянная музыка. Для дет. муз. шк.: сред. кл.; вып. 4)
(Миниатюры для фортепьяно; вып. 15)
В сведениях об авторе серии приводят фамилии лиц или наименования коллективов, являющихся составителями, основателями, редакторами серии.
Пьесы [Ноты]: для фортепиано: для 7 кл. ДМШ / сост.-ред. И. Благодатов. – М.: Музыка, 1999. – 51 с.: ил. – (Педагогический репертуар / сост. И. Ивашова) (Детская музыкальная школа / ред. К. Суворова. Для ср. шк.; вып. 5).
1.15. Область примечаний в описании нотных изданий имеет особое значение и может содержать обширную дополнительную информацию. В начале записывают примечания к отдельным областям, затем – примечания к изданию в целом.
1.15.1. Примечания к отдельным областям приводят в последовательности областей.
1.15.1.1. Примечания к области заглавия и сведений об авторстве записывают в такой последовательности:
о заглавии:
– заглавие оригинала произведения;
– параллельные заглавия или сведения о них;
– перевод основного заглавия на язык библиографического учреждения;
– сведения о разночтении заглавия в издании;
– сведения об источнике, по которому установлено основное заглавие;
о сведениях, относящихся к заглавию: параллельные сведения, относящиеся к заглавию, или сведения о них; дополнительные данные о назначении и тематике; средства исполнения; первые слова речитатива перед арией; сведения о наличии в издании либретто или иного литературного текста;
о сведениях об авторстве: указание на разночтения в фамилии (имени) автора в издании, раскрытие псевдонима автора, указание источника, из которого заимствованы сведения об авторстве; наименование коллективов, не включенные в другие области описания.
Примеры:
1. Бунин, В. В. Поэма о Ленине [Ноты] = Poem about Lenin: для симф. оркестра / партитура В. В. Бунина. – М.: Музыка, 1977. – 70 с. – Парал. сведения о загл. на англ. яз. – Перед нот. текстом эпиграф из поэмы В. Маяковского. – На обор. тит. л. приведен состав оркестра. – Соч. и первое исполн. 1968 г. – Н. д. 9402. – 350 экз.
2. Цфасман, А. Фантазия на темы Г. Миллера из кинофильма «Серенада солнечной долины» [Ноты]: перелож. для двух фп.: учеб.-метод. пособие / А. Цфасман; [авт. перелож., предисл. и метод. записей Н. К. Подголина]. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им. Максима Танка, 2001. – 39 с. – На тит. л. и обл. авт.: Н. К. Подголина.