Файл: 2_krus_1-5_gr_13-14_gr_Otvety_po_psikhologii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)

Вопрос 6.

7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.

8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной

9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика

10. Социально обусловленные особенности личности (направленность

11.Биологически обусловленные особенности личности

12. 1)Характеристика холерического типа темперамента. 2)Учёт в деятельности руководителя в процессе общения с подчинёнными

13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в

14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной

Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.

16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива

17. Психологическая характеристика групповых отношений.

18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.

19. Конфликты и способы их преодоления.

Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)

21. Предмет и задачи педагогической науки

22. Сущность процесса обучения.

23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.

24 Педагогические требования по реализации принципа сознательности и активности в системе профессионального обучения

25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.

26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.

27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.

2.По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (и. Я. Лернер и м. Н. Скаткин) выделяют пять методов обучения:

3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):

28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов

29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.

30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.

Вопрос №1 . Предмет и задачи психологии.

Психология (псюхе - душа, логос- наука)- наука о душе, о психике человека.Психология - наука о психике и закономерностях её развития у человека и групп людей Этапы развития психологии:1) Душа. 5в.до н.э.- 17в. н.э.2) Сознание. 17в. – 19в.3) Поведение. сер. 19- нач.20в. 4) Акме – практическое применение психологии 20- нач.21в.

Место психологии в системе наук. В современной психологии выделяется отдельная отрасль психологической науки – инженерная психология, которая изучает и исследует соотношение человек- техника, особенно психологию работы оператора.

Методологической основой психологии является философия:

1) Психика человека находится в постоянном развитии. 2)Работа психики человека преломляется через призму деятельности законов диалектики: • - закон перехода количественных изменений в качественные; • -закон отрицания отрицание • -закон единства и борьбы противоположностей

Естественной научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (Сеченов, Павлов). Учение о рефлексах (безусловный, условный) Условная рефлексия является основой формирования привычек поведения человека, а привычки - основа характера человека. Учение о нервных системах:

1) ЦНС (головной и спинной мозг). Управляет деятельностью организма человека. 2) Вегетативная. Управляет деятельностью внутренних органов человека. 3) Периферическая. Управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом (координирует положение человека в пространстве).

Задачи психологии:

1)Изучение закономерностей психических явлений, процессов, свойств личности и психических особенностей деятельности человека.

2)Изучение странных элементов психологии трудов, коллектива (взаимоотношения, общественное мнение,коллективное настроение , традиции).

3)Развитие системы психологического сопровождения трудовой деятельности специалистов.

Вопрос №2 Структура психики.

Психика - внутренний духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и влечения, оценочные суждения, умения и навыки поведения и деятельности.

Психика включает в себя: психические процессы, психические свойства, психическое состояние.

Психические процессы

1)психически-познавательные:

-ощущения, восприятие;

-внимание, память;

-представление, речь;


-воображение, мышление;

2)эмоционально-волевые:

-эмоции, чувства, воля.

Психические свойства:

-темперамент; -

-характер;

-способность;

-направленность.

Психическое состояние- определенный уровень работоспособности психики в данный момент:

-оптимальное состояние;

-стрессовое;

-депрессивное

Вопрос №3 Психология личности и её характеристика

Понимание личности в современной психологии тесно связано с осмыслением таких категорий, как индивид и индивидуальность.

Человек- понятие видовое, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития.

В своём психологическом развитии человек проходит несколько стадий:

1) Цикл утробного развития ребёнка

2) Цикл детства

3) Цикл юности (11-13—20-21лет)

4) Цикл взрослости

5) Цикл старения

Индивид - это отдельный конкретно взятый человек. Как индивиды люди различаются не только морфологическими способностями (рост, цвет глаз и т.д.), но и психологическими свойствами (способности, темперамент и т.д.).

Индивидуальность - единство неповторимых личностных свойств конкретного человека (обычно рассматривается как совокупность физиологических и психологических особенностей отдельного человека, характеризующих его разнообразность).

Основные этапы развития психологической структуры

1. Филосовско-литературный; 5в. до н.э. – нач.19в. (Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк)

2. Клинический; нач.19- 20 в. (Адлер, Юнг, Фрейд)

3. Экспериментальный; нач.20 в. (Айзинг, Лурье, Кеттел)

В отечественной психологии особый вклад в её развитие внесли: Ковалёв, Леонтьев, Платонов, Титов).

Мернен в структуре психологии личности выделил 2 группы индивидуальных особенностей:

- темперамент и индивидуальные особенности психических процессов;

- мотивы и отношения, характер и способность.

Ковалёв в своей книге « Психология личности» выделяет след. структуру:

-направленности;

-способности;

-характер;

-психические процессы.

Наиболее полной структурой является динамическая структура личности по Платонову.

На основе этой структуры можно выделить следующие структурные элементы:

1. Биологически-обусловленные особенности личности(задатки, тип высшей нервной деятельности, темперамент, половые и возрастные особенности);

2. Социально-обусловленные особенности личности( потребности, мотивы, интересы, склонности, убеждения и мировоззрения, идеалы);

3. Индивидуальные особенности психических процессов(ощущения, воображения, восприятие, внимание, память, речь, представление, мышление);


4. Профессионально- жизненный опыт (знания, навыки, умения и привычки);

5. Два интегрируемых свойства: характер и способность.

Таким образом, личность - конкретный человек, представитель определенного общества, класса, коллектива, осознающий своё отношение к определенному миру и имеющий индивидуально- психологические особенности.

Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)

Психология - наука о психике и закономерностях её развития у человека и групп людей.

Методологической основой психологии является философия:

1) Психика человека находится в постоянном развитии.

2)Работа психики человека преломляется через призму деятельности законов диалектики:

  • - закон перехода количественных изменений в качественные;

  • -закон отрицания отрицание

  • -закон единства и борьбы противоположностей

Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (Сеченов, Павлов).

Учение о рефлексах (безусловный, условный)

Условная рефлексия является основой формирования привычек поведения человека, а привычки - основа характера человека.

Учение о нервных системах:

  1. ЦНС (головной и спинной мозг). Управляет деятельностью организма человека.

  2. Вегетативная. Управляет деятельностью внутренних органов человека.

  3. Периферическая. Управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом (координирует положение человека в пространстве).

Психика - внутренний духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и влечения, оценочные суждения, умения и навыки поведения и деятельности

Вопрос №5

Ощущения и их классификация

Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Физиологической основой ощущений является нервно-физиологический процесс, протекающий в анализаторе(в органе чувств, состоящих из трёх частей: рецептора, воспринимающий действующий на него раздражитель; нервных путей, которые передают раздражение в кору головного мозга; участка коры головного мозга, где представлен данный рецептор).

Ощущения характеризуются:

1. Качеством, т.е. передачей особенностей отражающих объекты;


2. Силой - степенью выраженности определенного качества;

3. Длительностью - временем, в течение которого ощущения сохраняется.

Виды ощущений:

Зрительные ощущения- ощущения, возникающие в работе зрительного анализатора.

Слуховые - ощущения, возникающие под действием раздражителя на органы слуха.

Обонятельные - ощущения, воспроизводящиеся нервными клетками, расположенными в носовой полости.

Вкусовые - ощущения, воспроизводящиеся нервными клетками расположенными в полости рта человека.

Вибрационные - ощущения, отражающие колебания упругой среды.

Статистические - ощущения, отражающие положение тела человека в пространстве.

Кинестетические - ощущения, воспроизводящиеся нервными клетками, расположенными в мышцах, сухожилиях.

Свойства ощущений:

1. Адаптация - изменение чувственности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

2. Взаимодействие ощущений - взаимодействие и взаимовлияние органов чувств в процессе ощущений.

3. Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

4. Контраст – явления, когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные - уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущения:

1.Минимальный порог ощущений - та наименьшая сила раздражителя, при котором впервые возникают едва заметные ощущения.

2. Максимальный порог ощущений - наибольшая сила раздражителя.

3.Различные


Вопрос 6.

Внимание, его виды и свойство. Способы развития внимания.

Внимание - преимущественная устремленность сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчётливее, глубже.

Виды внимания:

1. Произвольное

2. Непроизвольное

3. После произвольное

Свойства внимания:

Концепция – способность человека отвлекаться от всего, что лежит за пределами его основной деятельности, умение сосредоточиться на главном.

Распределение – возможность иметь в сознании одновременно несколько разнообразных объектов или выполнять сложную деятельность, состоящую из многих одновременных операций.

Устойчивость- способность задерживаться на восприятии одного объекта.

Отвлекаемость- свойство, чаще выраженное у лиц, не имеющих устойчивость интереса к объекту, не проявляющих волевых усилий, чтобы сосредоточится на нём.

Объём- способность человека воспроизводить отчётливо определенное кол-во объектов.

Переключение - преднамеренный и сознательный переход от одного вида деятельности к другому.

Колебание - непроизвольный переход внимания от одного объекта к другому

Рассеянность - следствие слабого развития внимания.

Способы развития внимания. Существует множество комплексных упражнений для развития внимания, созданных специалистами. Однако, все эти способы построены на двух основополагающих методах: активном (концентрация внимания на определённых,нескольких объектах в различных обстановках) и пассивном (концентрация внимания на определённом объекте, находясь в состоянии спокойствия).

7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.

Память—процесс запоминания, сохранения к последующему воспроизведению того, что человек думает, запоминает, переживает.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Виды памяти:

1) по длительности хранения и использования информации:

а) оперативная

б) кратковременная

в) долговременная

2) по особенности запоминания:

а) двигательная

б) эмоциональная

в) словесно-логическая

г) наглядно - образная (зрение, слух, вкус, осязание и т.д.)

Формы запоминания: предметная, непредметная, логическая, механическая.

Запоминание—запечатление в сознании человека полученной информации.

Сохранение—удержание в памяти полученных знаний, сведение в течение длительного времени (самый важный процесс).