ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 5878
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень областей и элементов библиографического описания
Занятие 2. Выбор первого элемента библиографической записи (2 ч)
§ 2. Выбор первого элемента библиографической записи
§ 3. Заголовок библиографической записи
§ 4. Заголовок, содержащий имя лица
§ 5. Заголовок, содержащий наименование организации
§ 6. Заголовок, содержащий унифицированное заглавие
§ 7. Заголовок, содержащий географическое название
Однотомное издание § 1. Основные положения
Перечень областей и элементов библиографического описания
§ 2. Область заглавия и сведений об ответственности
§ 4. Область специфических сведений о материале или типе публикации
В издании в описании Пермское книжное издательство Пермь: Кн. Изд-во
В издании в описании Военное издательство Воениздат
В издании в описании Издательство Тбилисского Изд-во Тбил. Ун-та
§ 6. Область физической характеристики
§ 9. Область стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности
§ 10. Особенности составления библиографического описания отдельных видов однотомных изданий
10.1. Сборник с общим заглавием.
10.2. Раскрытие содержания сборника с общим заглавием.
10.3. Сборник без общего заглавия.
10.5. Переработка, изложение, инсценировка.
10.9. Издание, содержащее значительное количество иллюст-раций.
10.10. Произведение народного творчества.
10.11. Энциклопедия, справочник, словарь.
10.12. Учебник. Учебное и методическое пособия.
10.13. Библиографическое издание.
Отдельный том Под частным заглавием тома
Под общим заглавием многотомного издания
Первые сведения Последующие сведения
Избранные произведения [Текст] Война и мир [Ноты] Санкт-Петербург и пригороды [Электронный ресурс]
§ 3. Правила приведения областей и элементов в спецификации
§ 4. Сводное библиографическое описание в сокращенной форме
§ 5. Составление библиографического описания отдельного тома многотомного издания
§ 6. Особенности составления библиографического описания отдельных многотомных изданий
Сборник нормативных документов по вопросам охраны труда. – Минск: Лоранж-2, 2001– . – 20 см.
§ 2. Правила приведения областей и элементов
§ 3. Особенности составления библиографического описания периодического издания
1984, № 1–5, 8, 10–12. – Указ.
§ 4. Особенности составления библиографического описания продолжающегося издания
§ 5. Особенности составления сводного библиографического описания серийного издания
§ 2. Библиографическая запись на составную часть книги
Область заглавия и сведений об ответственности
§ 3. Библиографическая запись на публикацию в сериальном издании
§ 4. Особенности составления библиографического описания некоторых видов составных частей
4.1. Отдельное произведение из собрания сочинений.
4.2. Отдельное произведение из сборника без общего заглавия.
4.3. Отдельное произведение из ежегодника.
4.5. Передовая и редакционная статьи.
4.6. Доклад, речь, выступление.
4.7. Беседа, интервью, диалог.
4.10. Составная часть, опубликованная в нескольких выпусках многотомного или сериального издания.
4.11. Материалы, опубликованные под обобщающим заглавием.
Тема 6. Библиографическое описание нотного издания (2 ч) Занятие 13. Бо нотного издания (2 ч)
§ 1. Библиографическое описание нотного издания
Вальс «Амурские волны» / м. А. Кюсс
Сонаты. 32 сонаты / л. Бетховен
Наш край [Ноты]:«То березка, то рябина...»
Новое изд., провер. И соглас. С партитурой
§ 1. Составление библиографической записи на аудио-, видеоиздания
1 Электрон. Опт. Диск (cd-rom)
§ 2. Составление библиографической записи на электронные ресурсы (электронные издания)
(Электронный ресурс локального доступа)
(Электронный ресурс удаленного доступа)
§ 1. Составление библиографической записи на изоиздания
§ 1. Библиографическое описание картографического произведения
Атлас мира. Австралия и Океания. Антарктида
Дадат. Карта: окрестности Минска. – 1:200 000.
§ 2. Библиографическое описание стандарта
; Введ. С 01.01.97 до 01.01.99
§ 3. Библиографическое описание патента
Пат. 1007559 ссср, мки3в 02 м 35/10. Выпускной трубопровод для двигателя внутреннего сгорания
1. Бо картографических изданий
§ 2. Особенности составления библиографических ссылок, выделенных из текста в примечание
§ 3. Библиографическая ссылка, включенная в текст документа
§ 5. Прикнижные и пристатейные библиографические списки
§ 6. Приемы сокращения библиографических описаний в библиографических списках
Правила объединения библиографических записей нескольких изданий
10.3.5. В описании сборника произведений разных авторов группы сведений о каждом произведении отделяют друг от друга точкой. Элементы внутри групп приводят с предшествующими им разделительными знаками.
10.3.6. Сведения, относящиеся ко всем произведениям сборника без общего заглавия (в том числе сведения об ответственности), приводят с предшествующими им разделительными знаками вслед за соответствующими сведениями о последнем произведении.
Сталь, Г. Война [Текст] / Г. Сталь. Адела / Г. Ибрэиляну. Чекан: пер. с рум. / М. Садовяну; предисл. Ю. Кожевникова.
10.3.7. Сведения о повторности издания отдельных произведений, включенных в сборник без общего заглавия, приводят по общим правилам и помещают в круглых скобках после сведений о соответствующем произведении.
Даррелл, Д. Моя семья и другие звери [Текст] (4-е изд., стер.); Птицы, звери и родственники; Сад богов (2-е изд., стер.): пер. с англ. / Д. Дарелл. – М.: Мир, 1986. – 480 с.: ил., портр.
Вопросы и задания
В каких случаях на сборник с общим заглавием составляют описание под именем индивидуального автора? Привести примеры.
В каких случаях на сборник с общим заглавием составляют описание под заглавием? Привести примеры.
В каких случаях раскрывают содержание сборника с общим заглавием? В какой области это делается?
Охарактеризовать основные способы раскрытия содержания сборника. Проиллюстрировать примерами каждый способ.
Как составляется описание на сборник без общего заглавия? Привести примеры.
Как выбрать первый элемент описания сборника без общего заглавия? Привести пример.
Охарактеризовать употребление условно-разделительных зна-ков в описании заглавия сборника без общего заглавия. Проиллюстрировать примерами.
Составить БО сборника с общим заглавием; сборника без общего заглавия. (На каждый случай.)
Занятие 7. Особенности составления библиографического описания изданий, включающих в себя: письма, переписку; переработку, изложение, инсценировку; либретто; интервью, беседы; переводные издания (2 ч)
Цель: Освоить правила составления БО специфических изданий.
Задачи:
Научиться ориентироваться в определении специфических изданий.
Сформировать умение определять специфику изданий, находить в них необходимые для БО сведения, правильно оформлять их в качестве элементов БО.
Выработать навыки составления БО специфических однотомных изданий.
10.4. Письма, переписка.
10.4.1. На письма одного лица к другому или нескольким лицам, а также на переписку одного лица с несколькими составляют описание под именем автора писем.
Примеры:
1. Булгаков, М. А. Письма. Жизнеописание в документах [Текст] / М. А. Булгаков. – М.: Современник, 1989. – 575 с., [24] л. ил.
2. Некрасов, Н. А. Переписка Н. А. Некрасова [Текст]: в 2 т. Т. 1 / Н. А. Некрасов; вступ. ст. Г. В. Краснова; сост. и коммент. В. А. Викторовича [и др.]. – М.: Худож. лит., 1987. – 542 с., [9] л. ил., портр. – (Переписка рус. писателей).
10.4.2. На переписку между несколькими лицами составляют описание по правилам, принятым для произведений нескольких авторов; кроме случаев авторского оформления, где в качестве автора указано только одно лицо.
Примеры:
1. Сердца должны гореть [Текст]: переписка Н. Островского / сост. В. Трегубович. – М.: Худож. лит., 1965. – 216 с.: ил., портр.
2. Пушкин, А. С. «Друзья, прекрасен наш союз» [Текст]: письма к А. Дельвигу, В. Жуковскому / А. С. Пушкин. – М.: Худож. лит., 1975. – 173 с.: ил.; цв. ил., факс.
По тем же правилам составляют описание на собрание писем нескольких лиц (не более трех) к одному или нескольким адресатам.
Примеры:
1. Гете, И. В. Переписка [Текст]: в 2 т.: пер. с нем. / И. В. Гете, Ф. Шиллер; вступ. ст. А. А. Аникста. – М.: Искусство, 1988. – 2 т. – (История эстетики в памятниках и документах).
2. Шевченко, Т. Г. Письма [Текст] / Т. Г. Шевченко, В. Г. Шевченко; под ред. М. Рылевского; коммент. И. Азенштока. – М.: Худож. лит., 1965. – 96 с.
10.4.3. На собрание писем нескольких лиц (более трех) к одному или нескольким адресатам или переписку между ними составляют описание под заглавием.
Примеры:
1. Ленин – Крупская – Ульяновы [Текст]: переписка (1883–1900). – М.: Мысль, 1981. – 319 с., [8] л. ил., портр., факс.
2. Переписка Карла Маркса, Фридриха Энгельса и членов семьи Маркса, 1835–1871 [Текст] / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. – М.: Политиздат, 1983. – 719 с., [10] л. ил.
10.4.4. Описание под заглавием составляют также на издание, содержащее, помимо писем (переписки) одного или нескольких лиц, другие материалы (воспоминания об этих лицах, биографический материал и др.).
Примеры:
1. Зинаида Серебрякова [Текст]: письма; современники о художнице / авт.-сост. и авт. предисл. В. П. Князева; авт. примеч. Ю. Н. Подкопаева. – М.: Изобр. искусство, 1987. – 301 с.: ил.
2. Мариэтта Шагинян [Текст]: письма; воспоминания современников о писателе / сост. И. Кругленко; предисл. М. Лидина. – М.: Худож. лит., 1992. – 410 с.: ил., цв. ил., факс.
10.5. Переработка, изложение, инсценировка.
10.5.1. Запись на переработку, сокращение, изложение, обработку составляется, как правило, под именем автора оригинального произведения.
Примеры:
1. Гюго, В. Козетта [Текст]: из романа «Отверженные» / В. Гюго; пер. с фр. в обраб. для детей Н. Шер; худож. Э. А. Майденберг. – Кишинев: Лит. артистикэ, 1986. – 60 с.: ил. – (Читаем по-русски).
2. Руставели, Ш. Витязь в тигровой шкуре [Текст]: поэма / Ш. Руставели; пер. с груз. и обраб. для юношества Н. Заболоцкий; вступ. ст. И. Абашидзе; ил.: М. Зичи [и др.]. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.: ил. – (Шк. б-ка).
10.5.2. Если переработка настолько значительна, что существенно изменился характер и содержание оригинального произведения, описание производится под именем автора переработки. Обычно это отражено на титульном листе (в качестве автора указан переработчик или приведены уточняющие слова).
Примеры:
1. Чуковский, К. И. Доктор Айболит [Текст]: по мотивам Хью Лофтинга / К. И. Чуковский; рис. Е. Сафоновой. – Л.: Лениздат, 1989. – 78 с.: ил.
2. Чуковский, К. И. Приключения Гулливера [Текст]: по мотивам Дж. Свифта / К. И. Чуковский – М.: Детиздат, 1947. – 92 с.: ил.
10.5.3. Если в результате переработки изменился жанр произведения, описание составляют под именем переработчика (это относится к инсценировкам, пересказам стихотворного произведения в прозе и наоборот и т. п.). В этих случаях оформление титульного листа, при котором в качестве автора указан автор оригинала, не влияет на выбор первого элемента.
В издании в описании
Ю. Олеша Сеф Р. С.
Три толстяка Три толстяка: пьеса Р. Сефа,
Пьеса Р. Сефа, В. Штейна В. Штейна: в 2 д.,
в двух действиях 15 карт. / Ю. Олеша
15 картинах
10.5.4. На сборник инсценировок разных авторов, сделанных по произведениям одного или нескольких писателей, описание составляют под заглавием (даже при наличии авторского оформления, когда на титульном листе перед заглавием сборника указано имя автора оригинальных произведений).
В издании
А. Гайдар
Клятва Тимура
Инсценировки
В описании
Клятва Тимура [Текст]: инсценировки [по произведениям А. Гайдара]
10.6. Либретто.
10.6.1. На полные тексты оперных, балетных и т. п. либретто составляется запись под фамилией либреттиста, даже если на титульном листе в качестве автора указана фамилия композитора, создавшего музыкальное произведение.
Стербинг, Ч. Севильский цирюльник Дж. Россини [Текст]: опера в 2 д., 4 карт.: либретто: полн. текст: пер. / вступ. ст. О. Клюйковой. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1988. – 111 с. – (Опер. либретто).
10.6.2. Если автор либретто не установлен или издание является сборником либретто разных авторов, описание составляют под заглавием.
Оперные либретто [Текст]: крат. излож. содерж. опер: в 2 т. – 5-е изд., испр. – М.: Музыка, 1982–1987. – 2 т.
10.7. Интервью, беседа.
10.7.1. На интервью и беседы типа интервью составляют запись под именем лица, дававшего интервью или отвечавшего на предлагаемые во время беседы вопросы.
Примеры:
1. Шнитке, А. Беседы [Текст]: сб. / А. Шнитке; сост., авт. вступ. ст. A. В. Ивашкин. – М.: Культура, 1994. – 303 с.: ил. – Список ст., интервью: с. 299–302. – Содерж. разд.: Беседы с Альфредом Шнитке; Выступления, статьи, заметки Шнитке; Музыканты, художники о Шнитке.
2. Хомев, Н. И. Беседы о садоводстве [Текст] / Н. И. Хомев; коммент. С. Сергеева. – Минск: Садок, 1990. – 32 с., 4 л. ил.
Аналогично составляется запись на материалы пресс-конференции, проводимой одним лицом.
Ненашев, М. Ф. Вопросы читателя – ответы издателя [Текст] / М. Ф. Ненашев; отступления и коммент. журналиста А. Александрова. – М.: Книга, 1989. – 109 с. – (Зеркало: Взгляд на злобн. пробл.)
(Фамилия журналиста приведена на титульном листе.)
Однако если на титульном листе в качестве автора указано имя лица, проводившего интервью, в заголовке указывают это имя.
Юзефович, В. А. Давид Ойстрах [Текст]: беседы с И. Ойстрахом / B. А. Юзефович.
(Книга написана в форме бесед В. Юзефовича с И. Ойстрахом о Д. Ойстрахе. На титульном листе перед заглавием указана фамилия: В. Юзефович)
10.7.2. Если издание является сборником интервью одного, двух или трех журналистов с разными людьми, запись производится под именем журналиста (журналистов).
Абрамов, С. Б. Машиностроение: стратегия и тактика ускорения [Текст]: (несколько интервью с ведущими специалистами) / С. Б. Абрамов. – М.: Знание, 1988. – 61 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Практика соц. хозяйствования; 10).
При большом количестве лиц, проводивших интервью, запись производится под заглавием.
10.7.3. На беседы нескольких лиц и диалоги составляется запись под фамилиями лиц – участников беседы или диалога (если в издании их не более двух) или под фамилией первого из них (если их трое).
Примеры: