Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала организаций бюджетной сферы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕРСОНАЛА В бюджетной организации

2.1. Общая характеристика и факторы внутренней среды КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов»

Красноярское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Красноярский дом-интернат для инвалидов» (КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов») был организован в 1966 году. Первоначально он предназначался для персональных пенсионеров, однако в 1992 году дом-интернат был перепрофилирован на обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов. С апреля 2015 года дом-интернат предназначен для проживания и предоставления социальной помощи инвалидам.

В настоящее время в доме-интернате проживает 108 человек. Жилой фонд дома-интерната состоит из жилых одноместных, и двухместных комнат, расположенных на 1-ом, 2-ом и 3-ем этаже. Здание интерната располагается в березово-сосновой роще, где оборудованы места отдыха для проживающих клиентов.

Рисунок 1 - Организационная структура дома-интерната

Организационная структура КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов» представлена на рисунке 1.

Численность персонала КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов» составляет 56 человек. Структура численности персонала представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура численности персонала КГБУ СО «Красноярский дом- интернат для инвалидов»

Категория персонала

Численность персонала

Административно-управленческий персонал

14

Персонал социально-реабилитационного отделения

7

Персонал медицинского отделения

8

Персонал отделения милосердия

8

Персонал хозяйственного отдела

15

Персонал пищеблока

4

Итого

56


Персонал отделений медицинского и социально-реабилитационного отделений дома-интерната имеет специализированное медицинское либо социальное образование, а также проходит периодические курсы повышения квалификации.

Система оплаты труда персонала дома-интерната складывается из двух составляющих: фиксированного оклада и бонусной части. Фиксированная часть заработной платы складывается из следующих составляющих:

  • должностной оклад;
  • доплата за работу в условиях, отличающихся от нормальных;
  • доплата за опыт работы в учреждениях социальной защиты;
  • районный коэффициент.

Для выявления проблем, возникающих у персонала дома-интерната при работе с клиентами, при разработке темы выпускной работы было проведено исследование персонала дома-интерната.

Объем выборки составил 50 человек (социальные работники, медицинские работники и хозяйственный персонал). Метод проведения исследования - опрос. Период проведения исследования 15-30 августа 2018 года.

На вопрос «Существует ли, на Ваш взгляд, проблема профессионального риска в социальной работе?» ответы респондентов распределились следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос о существовании рисков

На вопрос о чувствах, возникающих после взаимодействия с клиентами, были получены следующие ответы (рисунок 13):

Рисунок 3 -Чувства, возникающие после взаимодействия с клиентами дома- интерната

Далее респондентам был задан вопрос о том, какими привлекательными характеристиками обладает их работа. Большинство опрошенных высказались в пользу стабильности получения вознаграждения и организации труда (рисунок 4)

Рисунок 4 - Оценка привлекательных позиций в работе

Характеризуя сам трудовой процесс, 50,% респондентов отметило большую интенсивность труда; 30 % думает, что их работа - это очень напряженный труд; а остальная часть респондентов 20% ответили, что слишком много клиентов (рисунок 5).

Рисунок 5- Распределение респондентов в зависимости от характеристик трудового процесса

В ходе исследования респондентам был задан вопрос о том, что они больше всего ценят в своей работе. Ответы представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 - Ответы респондентов на вопрос о том, что они больше всего ценят в своей работе


Значительная часть респондентов (53,8%) больше всего ценит в своей деятельности достигнутые результаты; 34% - коллективную работу; лишь 14,2% - личный успех. Направленность специалистов на успешный результат и работу в команде выступают залогом эффективной профессиональной деятельности.

И, наконец, был задан вопрос, о том, что может нейтрализовать эмоциональную и физическую напряженность, возникающую при взаимодействии с получателями социально-бытовых услуг дома-интерната. Ответы представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 -Факторы, способствующие снятию напряженности персонала, оказывающего социально-бытовые услуги, %

Проведенный опрос позволил выявить проблемы, возникающие у персонала КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов» при работе с клиентами учреждения. Тем не менее, большинство респондентов подчеркнули, что им нравится работа (91,1%), работа безразлична и не нравится лишь для 8,9 % опрошенных. В этой связи разработка стратегии внутреннего маркетинга становится особенно актуальной.

2.2. Оценка влияния факторов психологической поддержки персонала на эффективность работы персонала

Говоря об эффективности работника, часто имеют в виду не только достижение им необходимых производственных и качественных показателей, но и наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов (сырья, материалов, электроэнергии и др.).

Таким образом, под эффективностью мы понимаем соответствие того, что делает работник, целям организации и установленным требованиям; выполнение работы наиболее рациональными и экономичными методами (способами) и наиболее полное использование возможностей (способностей, знаний, умений) работника.

Современный подход к оценке работы персонала исходит из того, что мало измерить конечные рабочие результаты, следует также определить и то, в какой мере работник проявляет такие качества и демонстрирует такое рабочее поведение, которые являются условием эффективной работы. Поскольку оценка работы нацелена на последующие корректирующие меры, то при комплексном подходе объектом анализа становятся и те факторы, которые оказывают прямое или косвенное влияние на труд персонала.


Рассмотрим факторы, влияющие на профессиональную эффективность работников.

Для построения системы оценки, работающей на развитие организации и помогающей достичь ее краткосрочные и стратегические цели, необходимо ясно понимать, какие факторы оказывают влияние на эффективность труда персонала.

Эти факторы можно разделить на две большие категории:

  • факторы, действующие со стороны работника;
  • факторы, действующие со стороны организации

Таблица 2 - Факторы, оказывающие влияние на эффективность труда

Со стороны работника

Со стороны организации

  • Способности;
  • Личные деловые качества;
  • Мотивация;
  • Отношения с непосредственным руководителем;
  • Отношения с товарищами по работе;
  • Трудовая этика и мораль;
  • Профессиональные знания и навыки;
  • Состояние здоровья;
  • Отношение к работе и к организации со стороны значимых знакомых или членов семьи.
  • Физические условия работы (организация рабочего места);
  • Оборудование и его качество, состояние и соответствие выполняемой работе и современным требованиям;
  • Знания и квалификация руководителя;
  • Действующая в организации система стимулирования труда;
  • Особенности организационной культуры;
  • Организационная структура;
  • Стиль руководства и сложившаяся практика управления;
  • Обеспеченность необходимыми ресурсами.

Факторы, влияющие на эффективность со стороны работника:

Способности. Профессия социального и медицинского работника требует от персонала специализированных знаний, умений и навыков. Не каждый человек может ежедневно сталкиваться с людьми, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию и сохранять при этом высокий уровень работоспособности.

Личные и деловые качества. Успешное выполнение обязанностей по оказанию социально-бытовых услуг требует наличия у работника определенного уровня личностной зрелости, достаточного развития моральных качеств, а также высокого уровня развития деловых качеств: ответственности, исполнительности, настойчивости, инициативности и др. Среди личных качеств социального работника можно выделить эмпатию, то есть способность к сопереживанию.

Мотивация. Возможность получения морального и материального удовлетворения в процессе труда в организации наиболее значимых потребностей работника оказывает мощное влияние на его отношение к делу и результаты деятельности. Нематериальная мотивация играет существенную роль особенно в сфере социально-бытового обслуживания, где размеры зарплаты невелики. Но это лишь подтверждает мнение о том, что в сфере медицины и социального обслуживания работают люди, по-настоящему влюбленные в свою профессию.


Отношения с непосредственным руководителем и вышестоящим руководством. Высокий уровень взаимопонимания с непосредственным руководителем, доверие к нему и стремление сотрудничать с ним в значительной степени определяют степень удовлетворенности работника выполняемой работой, его отношение к организации и готовность работать с полной отдачей сил для достижения поставленных целей.

Отношения с коллективом. Отношения, сложившиеся в трудовом коллективе, являются тем эмоциональным фоном, на котором протекает трудовая деятельность работника. Положительный психологический климат способствует формированию настроя на максимальную отдачу.

Трудовая этика и мораль. За трудовой этикой и моралью стоит отношение человека к делу, которое определяет, как будет выполняться работа.

Профессиональные знания и навыки. В доме-интернате оказываются не только социально-бытовые, но и медицинские услуги. Но, необходимо отметить, что эти услуги предоставляются в ограниченном количестве и за специализированной медицинской помощью приходится обращаться в медицинские организации.

Состояние здоровья. Здоровье людей, работающих в организации, это важнейшее условие высокой отдачи от их труда.

Отношение к работе и к организации со стороны значимых знакомых или членов семьи работника. Если члены семьи работника или его знакомые, негативно относятся к выполняемой им работе в данной организации, то это может негативно повлиять на его отношение к профессиональным обязанностям и негативно отразиться на рабочих показателях.

Каждый из перечисленных факторов вносит свой вклад в уровень рабочих результатов людей, работающих в организации. Между тем, слабое развитие какого-либо отдельного фактора необязательно будет существенным образом сказываться на эффективности работы. Недостаток позитивного влияния одних факторов может в определенной мере компенсироваться за счет большего вклада со стороны других.

Значимость человеческих ресурсов в сфере услуг требует особого отношения к оценке удовлетворенности персонала своей работой, особенно сотрудников, непосредственно взаимодействующих с клиентами. Данное обстоятельство связано с тем, что удовлетворенность работников не только влияет на организационную эффективность, социальную стабильность в коллективе в целом, но и является одной из основных составляющих качества предоставляемой услуги, а значит, и удовлетворенности клиентов обслуживанием. Только персонал, удовлетворенный важнейшими параметрами своей работы, сможет проявлять отзывчивость, уверенность и сопереживание в контактах с клиентами, что является основной характеристикой социально бытовых услуг.