Файл: Характеристика внешней и внутренней среды организации.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Характеристики внешней среды предприятия
1.2. Сущность внутренней среды организации и факторы ее определяющие
2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Русь-Агро»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Русь-Агро»
2.2. Оценка факторов внешней и внутренней среды ООО «Русь-Агро»
3. Пути повышения эффективности деятельности ООО «Русь-Агро» во внешней и внутренней среде
3.1. Определение основного содержания стратегии развития ООО «Русь-Агро»
3.2. Эффективность предложенных мероприятий
Рисунок 1 – Организационная структура управления ООО «Русь-Агро»
На основе форм бухгалтерской отчётности (Приложения 1-4) рассчитаем ряд основных экономических показателей и проследим их динамику за 2017, 2018 и 2019 гг. деятельности данного предприятия (таблица 1).
Таблица 1 - Основные показатели деятельности ООО «Русь-Агро» за 2017-2019 гг.
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г |
Абсолютное отклонение, +,- |
Темп роста, % |
||
2018 г. от 2017 г. |
2019 г.от 2018 г. |
2018 г.к 2017 г. |
2019 г.к 2018 г. |
||||
Выручка, тыс.руб. |
25529 |
23190 |
32682 |
-2339 |
9492 |
90,838 |
140,931 |
Себестоимость, тыс.руб. |
25416 |
22551 |
25675 |
-2865 |
3124 |
88,728 |
113,853 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
113 |
639 |
4007 |
526 |
3368 |
565,487 |
627,07 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
-72 |
421 |
3543 |
493 |
3122 |
684,722 |
841,568 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
-338 |
183 |
3214 |
521 |
3031 |
-54,142 |
1756,284 |
Продолжение таблицы 1
Рентабельность продаж, % |
0,44 |
2,76 |
12,26 |
2,31 |
9,50 |
- |
- |
Рентабельность деятельности, % |
0,45 |
2,83 |
27,29 |
2,39 |
24,46 |
- |
- |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что выручка ООО «Русь-Агро» в 2019 году составила 32682 тыс.руб., увеличившись в целом за период исследования на 7153 тыс. руб. или 25,02%, что оценивается положительно.
В результате роста выручки опережающими темпами относительно роста себестоимости в целом за 2017-2019 г.г. прибыль от продажи организации увеличивается на 6894 тыс. руб. или более чем в 62 раза с 113 тыс. руб. в 2017 году до 4007 тыс. руб. в 2019 году. В целом стабильный рост прибыли от продаж застуживает положительной оценки и указывает на повышение эффективности основной деятельности организации.
Данный вывод подтверждается и ростом рентабельности продаж с 0,44%в 2017 году до 12,26% в 2019 году, то есть на 11,81 процентных пункта, из которых на 2,31% в 2018 году и еще на 18,684% в 2019 году. То есть с каждого рубля выручки в 2019 году организация получила 21,44 копейки прибыли от продаж, что на 21,00 копеек больше чем она получала в 2017 году, что указывает на существенное повышение эффективности основной деятельности и подтверждает сделанный ранее вывод. Рентабельность деятельности организации также демонстрирует тенденцию к росту с 0,445 % в 2017 году на 2,389% до 2,834% в 2018 году с последующим увеличением еще на 24,46 процентных пункта до 27,29 процентных пункта, то есть в целом за 2017-216 г.г. на 26,85%. Следовательно, в 2019 году организация с каждого рубля себестоимости получила 27,29 копейку прибыли от продаж, что на 26,85 копеек больше чем она получала в 2017 году, что показывает на снижение затратоемкости деятельности организации и подтверждает все сделанные ранее выводы.
Положительной оценки заслуживает рост чистой прибыли с убытка в размере 338 тыс. руб. имевшего место в 2017 году до прибыли в сумме 3214 тыс. руб. в 2019 году, то есть на 3552 тыс. руб. из которых на 521 тыс. руб.в 2013 году и еще на 3031 тыс. руб. в 2019 году. Сложившаяся тенденция позволяет сделать вывод о стабильном повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
В целом согласно результатов проведенного анализа мы приходим к выводу, что ООО «Русь-Агро» в 2019 году осуществляет свою деятельность достаточно эффективно, в тоже время динамика показателей за трехлетний период указывает на нестабильность финансово-хозяйственной деятельности организации.
2.2. Оценка факторов внешней и внутренней среды ООО «Русь-Агро»
Для оценки позиции компании, потенциала и направлений развития бизнеса ООО «Русь-Агро» выполнен РЕST-анализ (таблица 2).
Таблица 2 – Матрица PEST-анализа
Факторы |
Возможности |
Угрозы |
Политические |
- принятие нормативных актов, способствующих рыночному регулированию; - политическая стабильность; - послабление требований к услугам |
- высокие процентные ставки; - изменение законодательства; - ужесточение требований к услугам |
Экономические |
- рост ВВП; - снижение инфляции; |
- снижение платежеспособного спроса; - ужесточение конкуренции среди компаний; - стагнация рынка; - отсутствие местных заказчиков; - отсутствие высококлассных специалистов |
Социальные |
- рост среднемесячной заработной платы - развитие социальной ответственности бизнеса; |
- уменьшение реально располагаемых денежных доходов; - - отрицательное отношение к сфере деятельности предприятия |
Технологические |
- появление новых технологий, как альтернатива существующим; - развитие технологий изготовления продукции и оказания услуг |
- внедрение иностранных технологий; - развитие интернет-технологий |
Далее проведем анализ непосредственного окружения с помощью модели 5 сил Портера.
1 сила: производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция).
К возможностям силы конкурентов можно отнести повышение качества предоставляемых товаров и услуг, получение крупного заказа.
К угрозам – приверженность клиентов к торговой марке конкурента, потеря крупного заказа.
Таблица 3 – Сводная таблица анализа конкурентов
Наименование предприятия-конкурента |
Ассортимент продукции и услуг |
Целевой сегмент |
Доля на региональном рынке, % |
Цены на товары |
ООО «Дизель-Арсенал-Сервис» |
Высокий |
Субъекты ЦФО РФ с доходом выше среднего |
15 |
Высокие |
ООО «Русь-Агро» |
Средний |
Субъекты ЦФО РФ со средним и ниже среднего доходом |
10 |
Средние |
ООО «Автоинвест» |
Узкий |
Субъекты ЦФО РФ со средним и ниже среднего доходом |
8 |
Средние |
ООО «Дизель» |
Узкий |
Субъекты ЦФО РФ с доходом ниже среднего |
3 |
Средние |
2 сила: конкурентная сила покупателей продукции.
К возможностям силы покупателей продукции можно отнести удержание постоянных клиентов с помощью стимулирования сбыта.
К угрозам – снижение количества покупателей, потеря крупного заказа.
3 сила: сила влияния поставщика.
К возможностям силы влияния поставщика можно отнести заключение постоянных договоров.
К угрозам – повышение цен и снижение качества поставляемых товаров.
4 сила: сила потенциальных производителей аналогичной продукции.
К возможностям силы потенциальных производителей аналогичной продукции можно отнести пересмотр своих стратегий и выбор той, которую трудно скопировать.
К угрозам – снижение прибыли в связи с затратами на рекламу и совершенствованием товаров.
5 сила: сила производителей товаров-заменителей.
К возможностям силы производителей товаров-заменителей можно отнести поиск новых сегментов рынка.
К угрозам – появление «потолка цен».
Оценка внешней среды показала, что у данного предприятия есть неплохие возможности. В целом можно сделать вывод, что ООО «Русь-Агро» занимает практически максимально возможное положение на основных рыночных сегментах, что позволят охарактеризовать уровень конкурентоспособности компании как высокий.
Для выявления и анализа проблем организации используем метод SWOT анализа (таблица 4).
Таблица 4 – Матрица количественного SWOT-анализа
Факторы внешней и внутренней среды предприятия |
Удельный вес фактора А |
Оценка В |
Итоговая оценка С = А*В |
Сильные стороны 1. Выгодное местоположение офиса. 2. Специализация на торгово-обслуживающем направлении 3. Высокая оценка покупателями 4. Собственная технология |
0,5 0,1 0,3 0,1 |
3 2 2 3 |
1,5 0,2 0,6 0,3 |
Итого |
1 |
10 |
2,6 |
Слабые стороны 1. Плохое отслеживание реализации стратегии 2. Слабый имидж/маркетинг 3. Недостаток ресурсов 4. Отсутствие продуманной функциональной стратегии |
0,2 0,1 0,4 0,3 |
4 3 3 1 |
0,8 0,3 1,2 0,3 |
Итого |
1 |
11 |
2,6 |
Продолжение таблицы 4
Возможности 1. Производство дополняющих/сопутствующих продуктов 2. Расширение номенклатуры 3. Внедрение новых технологий 4. Вход на новые рынки/сегменты |
0,2 0,3 0,3 0,2 |
3 2 4 2 |
0,6 0,6 1,2 0,4 |
Итого |
1 |
11 |
2,8 |
Угрозы 1. Рост конкуренции на рынке 2. Недоверие к бизнесу 3. Повышение требований клиентов 4. Рост продаж конкурентов |
0,3 0,3 0,1 0,3 |
3 4 4 2 |
0,9 1,2 0,4 0,6 |
Итого |
1 |
13 |
3,1 |
Таким образом, следует предложить ООО «Русь-Агро» следующие решения:
- разработка стратегии развития на основе использования конкурентных преимуществ;
- постоянное расширение номенклатуры основных и сопутствующих товаров с учетом потребностей покупателей;
- разработка эффективной маркетинговой стратегии для укрепления имиджа на рынке и приобретения новых покупателей, переманивание их у конкурентов;
- рациональный план развития с учетом рыночных тенденций для увеличения выручки и прибыли и получения дополнительных финансовых ресурсов.
3. Пути повышения эффективности деятельности ООО «Русь-Агро» во внешней и внутренней среде
3.1. Определение основного содержания стратегии развития ООО «Русь-Агро»
Для усиления стратегического потенциала ООО «Русь-Агро» необходимо предпринимать стратегию интенсивного и углубленного роста. Определим нужные изменения к рыночной стратегии ООО «Русь-Агро». Результаты оформлены в Приложении 5.
Таким образом, важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников ООО «Русь-Агро». Это обеспечит то, что интересы и цели некоторых лиц, принимающих участие в деятельности ООО «Русь-Агро», будут зависимы от целей компании как целого. Потому после выработки высшим руководством стратегических целей для предприятия, данные цели обязаны быть выражены для всего персонала по цепи команд.
Действующая маркетинговая стратегия и действующие маркетинговые инструменты ООО «Русь-Агро» неэффективны. Таким образом, необходимо непосредственное воздействие на клиента с целью стимулирования к покупке.
Данную задачу может решить включение в рекламную кампанию BTL-технологий. ООО «Русь-Агро» необходимо сконцентрироваться на работе с клиентами. Далее необходимо рассмотреть целесообразность конкретных BTL-технологий для применения в ООО «Русь-Агро».
Оценка предложенных вариантов BTL-технологий для внедрения в маркетинговую стратегию ООО «Русь-Агро» представлена в Приложении 6.
Представленные возможные BTL-технологии, не требующие высоких затрат, обязательно должны быть применены в организации.
Перечень мероприятий, которые предлагаются к внедрению в ООО «Русь-Агро» в рамках стратегии глубокого проникновения на рынок представлен на рисунке 2.