Файл: Налог на доходы физических лиц (Налоги, взимаемые с доходов физических лиц, их место и роль в налоговой системе Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы налогообложения на доходы физических лиц

1.1. Налоги, взимаемые с доходов физических лиц, их место и роль в налоговой системе Российской Федерации

1.2. Характеристика налога на доход физических лиц

1.3. Характеристика земельного и транспортного налогов, взимаемых с физических лиц

2. Оценка действующего порядка исчисления налогов на доход физических лиц

2.1. Особенности действующего порядка исчисления налога на доход физических лиц

2.2. Особенности действующего порядка исчисления земельного налога, уплачиваемого физическими лицами

2.3 Особенности действующего порядка исчисления транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами

3. Направления совершенствования механизма налогообложения дохода физических лиц в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В налоговой системе Российской Федерации четко прослеживается изобилие разновидностей налогов, а также тенденция к более подробной регламентации прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений.

Следует отметить, что рассматриваются различные возможности объединения налогов для упрощения их взимания и увеличения эффективности функционирования налоговой системы страны. Имущественные налоги, взимаемые с физических лиц, представляют собой значимый источник доходов, в первую очередь, местных бюджетов, а также бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, имущественные налоги с физических лиц выполняют помимо фискальной функции важную социальную, так как наряду с налогом на доходы физических лиц, способствуют социальному выравниванию в обществе.

Налог на имущество физических лиц по своей природе является стабильным источником бюджетов муниципальных образований, так как его налоговая база менее всего подвергается изменениям в течение налогового периода. Но при этом данный налог принадлежит к группе трудно собираемых, администрирование которых затруднено тем, что граждане, владеющие недвижимым имуществом, часто не регистрируют объекты налогообложения, занижают инвентаризационную и кадастровую стоимость имущества.

Необходимость реформирования этого налога связана с устареванием и неактуальностью подход к налогообложению имущества физических лиц.

Глава 32 Налогового кодекса РФ внесла кардинальные изменения в систему налогообложения имущества физических лиц, изучение и осмысление которых в настоящее время необходимо.

Цель работы – изучить действующий механизм взимания налогов с дохода физических лиц, выявить его проблемы и определить направления его совершенствования.

Для достижения поставленной цели были определены такие задачи, как:

  • изучить налоги, взимаемые с дохода физических лиц, их место и роль в налоговой системе Российской Федерации;
  • рассмотреть характеристику налога на доход физических лиц;
  • исследовать характеристику земельного и транспортного налогов, взимаемых с физических лиц;
  • проанализировать особенности действующего порядка исчисления налога на доход физических лиц;
  • выявить особенности действующего порядка исчисления земельного налога, уплачиваемого физическими лицами;
  • определить особенности действующего порядка исчисления транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами.

Объект работы - налогообложение дохода физических лиц.

Предметом исследования является механизм взимания налогов с дохода физических лиц в Российской Федерации.

В работе были применены следующие методы исследования: сравнительный; аналитический; общенаучный диалектический.

1. Теоретические основы налогообложения на доходы физических лиц

1.1. Налоги, взимаемые с доходов физических лиц, их место и роль в налоговой системе Российской Федерации

В Российской Федерации налоговая система начала формироваться лишь в 1992 году, что было связано с переходом к рыночным отношениям, отказавшись от командно – административной экономической системы. Базовым законом, устанавливающим принципы организации налоговой системы, в тот период являлся закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. №2118-1.

На современном этапе основным законом, регулирующим налоговую систему в Российской Федерации, порядок налогообложения и другие фискальные аспекты, является Налоговый кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 января 1999 года.

Согласно гражданскому законодательству, в частности, ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, имуществом является совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся во владении, пользовании, распоряжении[1].

Основными налогами, взимаемыми с имущества физических лиц в Российской Федерации, являются: налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог. Данные налоги, согласно классификации налогов по уровню установления, подразделяются на федеральные, региональные и местные. Рассматривая данные типы налогов, следует отметить, что налог на имущество физических лиц и земельный налог относятся к категории местных налогов, в то время, как транспортный налог является региональным.


Характеризуя экономическую сущность налогов с физических лиц, следует отметить, что она представляет собой денежное отношение, складывающееся между государством и физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов. Из собираемых налогов формируются финансовые ресурсы государства, которые аккумулируются в его бюджете и внебюджетных фондах.

В таблице 1 приведены данные о структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2016 – 2018 гг.

Таблица 1

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации 2017 – 2019 гг. [23].

Налог

2017

(в млрд. руб.)

2018

(в млрд. руб.)

2019

(в млрд. руб.)

НДПИ

3226,8

2929,4

4130,4

Налог на прибыль

2598,9

2770,2

3290,0

НДФЛ

2806,5

3017,3

3251,1

НДС

2448,3

2657,4

3069,9

Акцизы

1014,4

1293,9

1521,3

Имущественные налоги

1068,4

1116,9

1250,3

На основании приведённой выше таблицы можно сделать вывод, что доля поступлений имущественных налогов в 2019 году составила 7,57% от совокупности всех налоговых поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации. В 2017 году доля имущественных налогов составила 8,12%, а в 2018 году – 8,10%. Данное снижение доли поступлений имущественных налогов можно связать с ростом доли поступлений от других налоговых платежей. Например, в 2019 году поступления от НДПИ возросли на 1201 млрд. руб. по сравнению с 2018 годом.

Основную долю поступлений занимают налоги с добычи полезных ископаемых, однако, имущественные налоги не находятся на последнем месте и играют определенную роль в пополнении бюджета государства. В целом, отмечается положительная динамика, связанная с ростом поступлений, как всех налогов, так и имущественных налогов в частности. В 2019 году рост поступлений имущественных налогов увеличился на 181,9 млрд. руб. по сравнению с 2017 годом, что составляет 17,02%.

В таблице 2 отражены данные по налоговым поступлениям в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за 2017 – 2019 гг. В отношении имущественных налогов с физических лиц динамика положительна.


Таблица 2

Налоговые поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 2017 – 2019 гг. (в млрд. руб.) [23].

Налог

2017

2018

2019

НДПИ

66,8

65,9

69,1

Налог на прибыль

2107,5

2279,1

2527,6

НДФЛ

2806,5

3017,3

3251,1

Акцизы

486,5

661,7

611,7

Налог на имущество физических лиц

30,3

36,1

52,2

Земельный налог с физических лиц

185,1

176,4

186,0

Транспортный налог с физических лиц

109,8

109,2

127,6

На основании таблицы 2 можно увидеть, что доля имущественных налогов с физических лиц, поступившая в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, в 2019 году составила 5,36%. В 2018 году доля имущественных налогов составила лишь 3,38%. Следовательно, наблюдается рост и увеличение доли поступлений имущественных налогов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.

Особенно следует отметить рост поступления налога на имущество физических лиц, так, по сравнению с 2018 годом, собираемость данного налога увеличилась на 16,1 млрд. руб., или на 44,6%.

В 2019 году по сравнению с 2017 годом сумма поступлений налога на имущество физических лиц выросла на 21,9 млрд. руб. (72,28%), земельного налога с физических лиц – на 0,9 млрд. руб. (0,49%), транспортного налога с физических лиц – на 17,8 млрд. руб. (16,21%). Таким образом, самый высокий рост поступлений приходится на поступления налога на имущество физических лиц.

Основными элементами налога являются: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Согласно ст. 17 НК РФ, налог является установленным, если определены его налогоплательщики и элементы, представленные выше. Также следует отметить такой факультативный элемент налога, как налоговая льгота, однако, отсутствие его закрепления в налоговом законодательстве не влияет на установление налога, он является дополнением.


1.2. Характеристика налога на доход физических лиц

Налог на имущество физических лиц относится к категории местных налогов. Данный налог зачисляется в местные бюджеты субъектов федерации, определяемые по месту нахождения объекта налогообложения.

Налогоплательщиками рассматриваемого налога являются физические лица, признаваемые собственниками имущества, являющегося объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ. К объектам налогообложения имущества физических лиц относятся: жилой дом, жилое помещение, гараж, машино – место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, помещения.[2]

Следует также отметить, что жилые строения, которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, относятся к жилым домам и, следовательно, являются объектами налога на имущество физических лиц, а имущество, которое входит в состав общего имущества многоквартирного дома не является объектом налогообложения, согласно п.3 ст. 401 НК РФ. Согласно статье 402 НК РФ налоговая база по данному налогу определяется исходя их кадастровой стоимости объектов налогообложения. Ранее существовал способ определения налоговой базы по инвентаризационной стоимости, однако, налоговая база лишь по некоторым объектам определяется данным способом, а начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости производится не будет, согласно ФЗ от 04.10.2015 №284 – ФЗ. С 2018 года налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости осуществляется в 72 субъектах Российской Федерации. 

Кадастровая стоимость объекта отражена в Едином государственном реестре недвижимости. При определении налоговой базы используется кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы по данному налогу с учётом положений п.5 ст. 406 НК РФ.

В таблице 3 отражены объекты налогообложения и пределы налоговых ставок, устанавливаемые на данные объекты.

Таблица 3

Зависимость ставки налога на имущество физических лиц от объекта налогообложения [17, с. 86].

Объект налогообложения

Ставка

налога

  • жилой дом, жилое помещение;
  • объект незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом;
  • единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
  • гараж и машино-место;
  • хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которого не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

Налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза

0,1%

Продолжение табл. 3

Объект налогообложения

Ставка

налога

  • объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 Кодекса;
  • объекты налогообложения, предусмотренные 2 абзацем п.10 ст.378.2 Кодекса;
  • объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей

2%

В отношении прочих объектов налогообложения

0,5%