Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль и значение косвенного налогообложения в условиях рыночной экономики
1.1. Экономическая сущность косвенных налогов
1.2. Косвенные налоги в налоговой системе России
Глава 2. Анализ системы косвенного налогообложения в Российской Федерации
2.1. Роль косвенных налогов в формировании бюджетов различных
2.2. Влияние косвенных налогов на экономический рост
Объектом налогообложения НДС признаются: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пункт 1 статьи 146 НК РФ).
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (пункт 1 ст. 154 НК РФ).
При ввозе товаров на территорию РФ налоговая база определяется как сумма:
1. таможенной стоимости этих товаров;
2. подлежащей уплате таможенной пошлины;
3. подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам) (пункт 1 ст. 160 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных п.3 ст. 172 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы восстановленного налога (пункт 1 ст. 173 НК РФ).
НДС облагается добавленная стоимость, которая определяется: по торговым операциям в виде наценки; в производстве – как разница между суммой продажи товара (продукции) без НДС и суммой ценностей (без НДС), приобретенных со стороны, использованных при изготовлении данной продукции. В целях исключения двойного налогообложения сумма «входного» НДС по указанным ценностям принимается к вычету, что обеспечивает поступление налога именно с добавленной стоимости.
Сам механизм исчисления НДС предусматривает, что от производителя до конечного потребителя на всех стадиях продвижения продукта покупатель возмещает ту часть налога, которую уплатил поставщик, и только часть добавленной стоимости будет оставаться в бюджете.
Таким образом, «…НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства и вносится в бюджет по мере реализации товаров, работ, услуг. Однако на практике, на каком – то этапе произошел отход от этого принципа, и в определенных случаях налог исчисляется не с добавленной, а с полной стоимости. Все это привело к тому, что НДС не стал отвечать сути названия самого налога»[12].
Как указывает М. Ф. Кобылатова, для любого государства, на какой бы ступени своего социально – экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач, это важно и для России[13].
В итоге налогоплательщик не получает налоговых вычетов по НДС, в связи с чем в бюджет поступает налог не с добавленной стоимости, а с более чем полной стоимости продукции, товара (работ, услуг), что вызывает двойное налогообложение, утрачивается сущность самого налога на добавленную стоимость. В этих случаях организации не принятые к вычету суммы «входного» НДС не могут относить и на затраты при расчете налога на прибыль, переплачивают в бюджет в части невозмещенного НДС за счет собственных средств, таким образом отвлекая собственные средства, которые могли быть использованы в инвестиционных целях.
Сумма НДС, уплачиваемая в бюджет, реально не отражает величину самой добавленной стоимости. Несмотря на то, что удельный вес косвенных налогов в общей сумме доходов бюджета превышает 60 процентов, утверждать, что создана реальная добавленная стоимость в указанном размере, нельзя.
Также при исчислении НДС имеет место двойственное налогообложение, оно в первую очередь заложено в самом понятии «объект» налогообложения НДС.
Выводы
Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.
Использование косвенных налогов дает определенные преимущества. Во-первых, через косвенные налоги у государства появляется возможность оказывать влияние на цену товаров, а, следовательно, и на структуру потребления. Во-вторых, процесс взимания косвенных налогов, по сравнению с процессом взимания прямых, является более незаметным. В-третьих, косвенные налоги начисляются на цену в целом, что делает поступления от прямых косвенных налогов более стабильным и надежным источником, особенно в условиях инфляции. В-четвертых, косвенное налогообложение позволяет учесть доходы, на которые не были начислены прямые налоги, путем налогообложения конечного потребления, на которое эти доходы расходуются.
Как показали исследования, соотношение между прямыми и косвенными налогами в российской налоговой системе не улучшается, по – прежнему преобладает в налоговых доходах бюджетов доля косвенных налогов, причем эта доля имеет тенденцию к увеличению.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Тенденция постепенного ограничения доли косвенных налогов отвечает целям антикризисной политики и экономического развития страны. Однако при этом следует иметь в виду следующее: уменьшая долю косвенных налогов, необходимо сохранить общую сумму налогов, собираемых в бюджете. А это становится возможным только при увеличении доли прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста производства, без увеличения налоговой базы по прямым налогам (налог на прибыль, НДФЛ и др.).
Глава 2. Анализ системы косвенного налогообложения в Российской Федерации
2.1. Роль косвенных налогов в формировании бюджетов различных
уровней
Проведем анализ поступления косвенных налогов в бюджеты различных уровней.
В настоящее время Бюджетным кодексом РФ предусмотрено следующее распределение налогов по бюджетам бюджетной системы РФ (табл. 7)[14].
Таблица 7
Налоговые доходы ФБ и бюджетов субъектов РФ
Показатели |
РФ |
Субъект РФ |
1 |
2 |
3 |
Налог на прибыль |
2% (с 2018 г. - 3%) |
18% (с 2018 г. - 17%) |
НДС |
100% |
|
Акциз на спирт этиловый из пищевого сырья |
50% |
50% |
Акциз на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого |
100% |
|
Акциз на спиртосодержащую продукцию |
50% |
50% |
Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением пива, вин, шампанских |
50% |
50% |
Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, включающую пиво, вина, шампанские |
100% |
|
Акциз на табачную продукцию |
100% |
|
Акциз на автомобили легковые и мотоциклы |
100% |
|
Акциз по товарам, ввозимым в РФ |
100% |
|
Акциз на автомобильный бензин, моторные масла, производимые в РФ |
2017 г.- 38,3%; 2018 г. – 42,9%; 2019 г.- 41,9%; 2020 г.- 41,8% |
2017 г. – 61,7%; 2018 г. - 57,1%; 2019 г.- 58,1%; 2020 г. - 58,2% |
Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно |
100% |
|
НДФЛ |
с 01.01.2014 г - |
|
НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) |
100% |
|
НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) |
с 01.01.2010- |
с 01.01.2010- |
НДПИ (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) |
40% |
60% |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
3 |
НДПИ общераспространенных полезных ископаемых |
100% |
|
НДПИ в виде природных алмазов |
100% |
|
Сбор за пользование объектами животного мира |
100% |
|
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) |
20% |
80% |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) |
20% |
80% |
Водный налог |
100% |
|
Налог на имущество организаций |
100% |
|
Налог на игорный бизнес |
100% |
|
Транспортный налог |
100% |
|
Налог, взимаемый в связи с применением УСН |
100% |
|
Минимальный налог при УСН |
100% |
Местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог) и специальные налоговые режимы в виде ЕНВД, ЕСХН зачисляются по нормативу 100% в бюджеты в зависимости от того, каким органом власти (городских поселений, муниципальных районов) они введены.
Далее рассмотрим формирование доходов бюджетов разных уровней (табл. 8–11)[15].
Таблица 8
Доходы бюджета г. Чебоксары за 2010–2017 гг., тыс. руб.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего доходов |
4 732 392.6 |
5 667 129.8 |
5 397 162.5 |
6 823 145.9 |
Налоговые доходы |
2 173 995.0 |
2 360 145.6 |
2 593 650.7 |
2 753 725.4 |
Доля налогов в доходах, % |
45.9 |
41.6 |
48.0 |
40.4 |
Из налогов прямые налоги |
2 173 995.0 |
2 360 145.6 |
2 593 650.7 |
2 753 725.4 |
В том числе |
1 320 285.0 |
1 465 914.0 |
1 650 621.5 |
1 784 620.9 |
налог на совокупный доход |
294 487.7 |
352 708.7 |
390 050.4 |
359 597.8 |
налог на имущество физических лиц |
60 907.8 |
13 496.0 |
58 650.3 |
68 209.6 |
земельный налог |
339 864.5 |
365 896.8 |
442 547.4 |
485 733.6 |
НДПИ |
5 040.6 |
5 710.3 |
9 296.4 |
8 131.0 |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
сбор за пользование объектами животного мира |
146.0 |
160.1 |
95.0 |
77.5 |
|
госпошлина |
152 809.0 |
156 121.6 |
42 329.2 |
47 352.7 |
|
задолженность |
454.4 |
138.1 |
60.5 |
2.3 |
|
Доля в общей сумме налогов, %: |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
|
Косвенных |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Доля местных налогов в налоговых доходах бюджета, % |
18.4 |
16.1 |
19,3 |
20.1 |
|
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||
Всего доходов |
8 575 266 |
8 408 308.9 |
9 772 810.0 |
10 093 245.2 |
|
Налоговые доходы |
2 322 006.0 |
2 330 997.6 |
2 526 671.1 |
2 831 345.2 |
|
Доля в доходах налоговых доходов, % |
27.1 |
27.7 |
25.8 |
28.1 |
|
Из налогов прямые налоги |
2 314 837.7 |
2 322 311.6 |
2 513 005.1 |
2 821 702.5 |
|
В том числе |
1 309 477.5 |
1 461 525.1 |
1 530 754.9 |
1 756 979.2 |
|
налог на совокупный доход |
382 613.2 |
401 383.6 |
404 074.3 |
391 771.0 |
|
налог на имущество физических лиц |
76 156.0 |
79 494.4 |
98 400.1 |
110 133.7 |
|
акцизы |
7 168.3 |
8 686.0 |
13 666.0 |
9 642.7 |
|
транспортный налог |
26 991.2 |
32 064.6 |
36 047.9 |
40 232.2 |
|
земельный налог |
451 348.0 |
261 237.4 |
333 100.3 |
406 013.4 |
|
НДПИ |
9 063.2 |
7005.0 |
5 545.8 |
5 799.4 |
|
сбор за пользование объектами животного мира |
156.3 |
176.5 |
207.8 |
244.2 |
|
госпошлина |
59 018.3 |
79 424.2 |
104 872.7 |
110 529.2 |
|
задолженность |
14.0 |
0.8 |
1.3 |
0.2 |
|
Доля в общей сумме налогов, %: |
|||||
прямых |
99.7 |
99.6 |
99.5 |
100.0 |
|
косвенных |
0.3 |
0.4 |
0.5 |
0 |
|
Доля местных налогов в налоговых доходах бюджета, % |
22.7 |
14.6 |
17.7 |
18.2 |