Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

То есть экономический рост чаще всего рассматривается в качестве количественного и качественного изменения результатов производства и факторов, на него влияющих. И, собственно, количественные показатели экономического роста являются частью (составляющими) экономического развития государства, поскольку, несомненно, влияют на экономическое развитие, и влияют очень существенно.

Если рассматривать факторы экономического роста, то этой теме посвящено достаточно много работ в сфере макроэкономики, в частности, и таких известных авторов как К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю. По их мнению, с которым трудно не согласиться, к источникам экономического роста следует относить, во-первых, факторы предложения (а именно, количество, качество используемых природных и трудовых ресурсов, а а также основной капитал (его объем) и технологии (их качество)), во-вторых, факторы спроса, в-третьих, факторы распределения. Как показано на рисунке 4, экономический рост обуславливается смещением вправо «кривой производственных возможностей» при влиянии факторов предложения (при росте количества и улучшения качества ресурсов и при положительном влиянии технического прогресса):

Рисунок 4. Экономический рост и кривая производственных возможностей

Факторы спроса важны для экономического роста, как и факторы предложения, поскольку первые определяют возможности экономики для потребления товаров и услуг по заданной цене, а вторые – возможности производства по заданной цене, удовлетворяющей спросу.

Косвенные налоги влияют как на спрос, так и на предложение, то есть, на факторы экономического роста. Прежде всего, следует дать определение косвенным налогам. Это те налоги, которые включаются в стоимость товаров, работ и услуг. В мировой практике к таким относят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и налог с продаж. При этом, НДС по своей сути только лишь облагает «добавленную» стоимость товаров, работ, услуг (их стоимость за вычетом материальных затрат), акциз изначально включается в стоимость (на этапе первоначальной продажи от производителя на внутреннем рынке или на этапе растаможивания товаров, когда должен быть уплачен импортером). Налог с продаж включается в стоимость только на этапе розничной продажи (в некоторых странах его принцип иной, и он включается как «оборотный» налог на каждом этапе). Согласно действующего в России Налогового кодекса[20], применяются два косвенных налога: НДС (гл. 21 НК РФ) и акцизы (гл. 22 НК РФ).


При этом, НДС – полностью федеральный налог, на 100% зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ[21]. Акциз является также федеральным налогом, но налоговые доходы от акцизов распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации (в зависимости от видов акцизов).

На рисунке 5 представлено изменение структуры налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.

Как видно из данных, представленных на рисунке 5, именно НДС имеет наиболее значительную долю в налоговых доходах бюджета (20,2% в совокупности в 2016 году). Доля акцизов намного меньше, в 2016 г. она составляет только 6%. Важным вопросом является то, как именно влияют косвенные налоги на спрос и предложение, а потому и на экономический рост.

Косвенный налог фактически перекладывает его уплату на покупателя, несмотря на то, что номинально плательщиком является продавец. Конечный потребитель при оплате продавцу уплачивает и сумму акциза и НДС. Тем не менее, снижение или увеличение ставок косвенных налогов вовсе не влечет к непременному росту цен на товары и услуги. При повышении этих ставок непременно увеличиваются расходы продавца (фактические расходы как уплата в бюджет разницы между начисленным и возмещаемым налогом в случае НДС или всего акциза), так как в бюджет изымается более значительная часть добавочного продукта (рис. 6).

Рисунок 5. Изменение структуры налоговых доходов

консолидированного бюджета РФ[22]

Рисунок 6. Сдвиг кривой равновесной точки при росте ставки косвенного налога[23]

При росте доли изъятия добавочной стоимости в пользу государства линия предложения S0 перемещается на уровень S1, что сдвигает и точку равновесия А, где уже установлен равновесный объем потребления q0 при равновесной цене p0 в положение, обозначенное точкой В (цена становится на уровне p1, увеличенной на акциз, объем – q1 (ниже, чем q0). В результате продавец за проданный товар получает ту же сумму в денежном выражении, но разница между p1 и p0 ему не поступает, она должна быть уплачена государству, изъята из оборота. Это сокращает прибыль продавца, а, следовательно, уменьшает для него возможности расширенного воспроизводства, то есть, ограничивает экономический рост.


Но такое утверждение справедливо по отношению к товарам с эластичным спросом, когда на рынке есть конкуренция. При низкой эластичности спроса и при монополизации рынка при росте цены на такой товар, при росте ставки косвенного налога, сохранится объем спроса, скорее всего, на том же уровне (например, по коммунальным услугам, электроэнергии и прочим расходам, сократить которые сложно), цена же повысится. Но, фактически увеличивая тем самым расходы на потребление таких товаров и услуг, потребитель будет экономить на других товарах и услугах, снижая объем их потребления из-за ограниченности собственных доходов. Спрос на товары и услуги с большей эластичностью сократится, и рост ставок косвенных налогов по отношению к ним еще более снизят доходы продавцов. То есть, существенное и необоснованное увеличение косвенных налогов приведет к снижению спроса, росту цен на ряд товаров и услуг, негативно повлияет на экономический рост страны.

Именно поэтому в современной научной литературе поднимаются вопросы и об уровне ставок косвенных налогов, и об их доле в ВВП страны, сопоставлении динамики реального ВВП и доли косвенных налогов в нем. Доходы низкообеспеченной категории населения более подвержены влиянию НДС и акцизов через расходы, а у высокодоходной части они подвержены меньше. Отчего, например, при возрастающей регрессивности НДС распределительная функция данного налога может быть названа проблематичной, и даже сведена на нет, как это описывает Ф. Г. Хадианиди[24]. Но и, снижая ставки косвенных налогов, государство не решит эту проблему, так как косвенные налоги, и, особенно, НДС – наиболее значительные для российской бюджетной системы и стабильные налоги, в значительной мере формирующие федеральный бюджет, а акцизы – еще и региональные бюджеты.

Если проводить анализ корреляции между массивами реального ВВП страны за период 2000-2016 гг., доли косвенных налогов (НДС и акцизов) в консолидированном ВВП (см. рис. 7) и динамикой цен на энергоносители (в долларах США для сопоставимости), то можно рассчитать показатели корреляции по этим показателям (влияние доли косвенных налогов и цен на энергоносители на реальный ВВП) и выявить, какой из факторов в большей мере влияет на российский ВВП.

Рисунок 7. Динамика реального ВВП России и доля косвенных налогов в ВВП[25]

То есть, по данным рисунка 4 видно, что влияние изменения налоговой нагрузки по косвенным налогам имеется, но оно не столь очевидное. И поэтому, чтобы сравнить его с другим общеизвестным фактором экономического роста в России – ценами на энергоносители (нефти) строим корреляционную таблицу влияния двух этих факторов на основе статистических данных (баз Росстата и цен на нефть в справочники Яндекс).


Таблица 12

Корреляция между массивами реального ВВП, доли косвенных налогов (в том числе НДС) в ВВП и цен на энергоносители

Корреляция

Значение коэффициента
корреляции между- массивами

Выводы

Реальный ВВП - налоговая
нагрузка (косвенные налоги)

-0,7937

Обратная зависимость, высокая

Реальный ВВП - налоговая
нагрузка (только по НДС)

-0,6871

Обратная зависимость, средняя

Реальный ВВП - стоимость
нефти

0,7985

Прямая зависимость, высокая

Таким образом, если брать расчет только долю НДС в ВВП, то обратная зависимость может быть определена только как средняя (менее 0,7), а если всех косвенных налогов (включая акцизы) – то высокая (выше 0,7). Но если рассматривать влияние на ВВП стоимости нефти – оно еще более высокое, чем влияние косвенных налогов.

Выводы

Косвенные налоги, точнее, их ставки, налоговая нагрузка на бизнес, связанная с косвенными налогами, несомненно, достаточно сильно влияет на экономический рост. Связано это с тем, что государство в большей мере пытается изъять «добавленную стоимость» у бизнеса, с учетом ограниченного спроса со стороны покупателей. Но это не единственный сильно влияющий на ВВП России фактор (влияние цен на энергоресурсы для России, например, сильнее).

Глава 3. Перспективы косвенного налогообложения в России

Коренной вопрос многочисленных дискуссий о налоге на добавленную стоимость - это величина изъятия в бюджет.

Всесторонний анализ фискально-экономических преимуществ и недостатков налога на добавленную стоимость позволяет: во-первых, использовать сильные стороны НДС в целях повышения конкурентоспособности России на мировом рынке, а также гармонизировать российское налоговое законодательство с законодательством стран - экономических партнеров; во-вторых, избежать ошибок при реформировании налоговой системы.

Российский НДС является одним из наиболее высоких среди развитых стран, не считая скандинавских стран, где он доходит до 25 % (Швеция, Дания). Автор является сторонником снижения НДС по мере роста производства. Но считает, что это должен быть постепенный процесс - на 1-2 пункта, но не революционное уменьшение в 1,5-2,0 раза. Последнего бюджет просто не сможет выдержать.


Следует отметить, что некоторые положения главы 21 НК РФ носят весьма спорный характер. Так, трудно согласиться с таким положением, как налогообложение предприятий, ведущих строительно-монтажные работы хозяйственным способом для собственного потребления. Помимо возникновения двойного налогообложения, может затормозиться расширение и модернизация производства за счет финансовых ресурсов предприятий. Много проблем вызывает освобождение субъектов малого предпринимательства на двенадцать налоговых периодов от исполнения обязанностей налогоплательщика, если в течение предшествующих трех налоговых периодов их налоговая база не превысила миллиона рублей. Подобное положение, создает еще одну, притом совершенно легальную, лазейку для ухода от налогообложения. Налоговые органы отмечают тенденцию дробления определенной части субъектов малого бизнеса. Стремление законодателей обеспечить и усилить поддержку малого бизнеса понятно. Но государство должно защищать бюджетные интересы, устраняя возможности разного рода финансовых махинаций. И не следует забывать, что освобождение от налогообложения, это еще, по сути, освобождение от налогового контроля.

Среди перспективных задач, связанных с совершенствованием НДС, помимо определения его оптимальной ставки стоит вопрос о правильном определении понятия «добавленная стоимость», очищенного от добавок, приближенного к тому, как определяется добавленная стоимость в развитых странах.

Совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость в части предоставления освобождений от уплаты НДС и ликвидации льготной ставки налога в размере 10% следует производить по следующим основным направлениям.

Необходимо отменить 10-процентную ставку налога с одновременным принятием мер в области социальной защиты населения.

Следует существенно сократить количество освобождений от уплаты налога при реализации на территории Российской Федерации, перечисленных в настоящее время в статье 149 НК. При этом следует:

  • исключить или перенести в другие статьи НК освобождения от уплаты налога, возникающие вследствие отсутствия объекта налогообложения;
  • существенно сократить количество основания для освобождения от уплаты налога, сохранив лишь такие операции, как: финансовые и страховые услуги (банковские операции, страхование и перестрахование, финансовые услуги); общественные и квази-общественные блага (здравоохранение, образование, телекоммуникации и связь, общественный транспорт); услуги в области культуры и искусства; лотереи и тотализаторы; операции с недвижимостью (продажа земельных участков, зданий, сдача в аренду недвижимого имущества); некоммерческая деятельность некоммерческих организаций и благотворительная деятельность;
  • сохранить в статье 149 освобождения, обусловленные положениями действующего законодательства либо особенностями хозяйственной деятельности.