Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль и значение косвенного налогообложения в условиях рыночной экономики
1.1. Экономическая сущность косвенных налогов
1.2. Косвенные налоги в налоговой системе России
Глава 2. Анализ системы косвенного налогообложения в Российской Федерации
2.1. Роль косвенных налогов в формировании бюджетов различных
2.2. Влияние косвенных налогов на экономический рост
Таблица 9 Бюджет Чувашской Республики за 2010-2012 гг., тыс. руб. |
|||
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы, всего |
27 238 827.8 |
30 886 990.9 |
33 259 371.8 |
Налоговые доходы |
13 875 511.2 |
15 693 213.2 |
17 840 967.7 |
То же, % |
50.9 |
50.8 |
53.6 |
Продолжение таблицы 9 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
Из налогов прямые: |
11 359 300.6 |
12 940 780.0 |
14 565 713.0 |
налог на прибыль |
4 316 171.8 |
5 005 195.1 |
5 257 702.0 |
НДФЛ |
4 132 954.5 |
4 649 255.3 |
5 605 303.1 |
налог на совокупный доход |
581 689.8 |
773 734.2 |
1 090 095.3 |
сбор за пользование животным |
33.9 |
||
налог на имущество организаций |
1 958 299.6 |
2 058 091.9 |
2 105 550.7 |
транспортный налог |
349 685.4 |
402 107.8 |
460 034.2 |
госпошлина |
16 472.9 |
48 641.7 |
43858.6 |
налог на игорный бизнес |
114.5 |
8.9 |
1 162.9 |
задолженность |
3 878.2 |
3 745.0 |
2 006.2 |
Косвенные |
2 516 210.6 |
2 752 433.2 |
3 275 254.7 |
В том числе акцизы |
2 516 210.6 |
2 752 433.2 |
3 275 254.7 |
Доля в общей сумме налогов, %: |
81.9 |
82.5 |
81.6 |
Косвенных |
18.1 |
17.5 |
18.4 |
Доля региональных налогов в налоговых доходах бюджета, % |
16.6 |
15.7 |
14.4 |
Таблица 10 Бюджет Чувашской Республики за 2013-2017 гг., тыс. руб. |
||||||||||||||
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||
Доходы, всего |
35622092.9 |
36882446.2 |
37122169.8 |
41357916.5 |
43974811.0 |
|||||||||
Налоговые доходы |
19419875.3 |
20047239.3 |
20933940.2 |
24667835.3 |
25725877.9 |
|||||||||
То же, % |
54.5 |
54.4 |
56.4 |
59.6 |
58.5 |
|||||||||
Из налогов прямые: |
16039966.5 |
17274632.6 |
17714444.6 |
20298389.2 |
21960799.3 |
|||||||||
налог на прибыль |
5 234 414.0 |
4 953 519.1 |
5 429 803.2 |
7 402 437.3 |
7 580 382.1 |
|||||||||
НДФЛ |
6 096 495.3 |
7605 960.6 |
7 402 001.9 |
7 798 733.6 |
8 724 457.2 |
|||||||||
налог на совокупный доход |
1 209 345.8 |
1 366 666.5 |
1 565 050.5 |
1 726 790.0 |
1 998 393.0 |
|||||||||
налог на имущество организаций |
2 903 967.1 |
2 765 882.2 |
2 549 164.8 |
2 531 241.7 |
2 744 205.3 |
|||||||||
транспортный налог |
540 894.4 |
531 049.0 |
628 413.0 |
713 731.8 |
784 933.5 |
|||||||||
госпошлина |
51 097.5 |
48 487.6 |
137 167.6 |
122 029.4 |
124 413.5 |
|||||||||
налог на игорный бизнес |
1 953.2 |
2 487.7 |
2 482.1 |
3 173.3 |
4 014.7 |
|||||||||
задолженность |
1 799.1 |
579.8 |
361.5 |
252.3 |
68.2 |
|||||||||
Косвенные |
3 379 908.8 |
2 772 606.7 |
3 219 495.6 |
4 369 446.1 |
3 765 078.6 |
|||||||||
Продолжение таблицы 10 |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||
В том числе акцизы |
3 379 908.8 |
2 772 606.7 |
3 219 495.6 |
4 369 446.1 |
3 765 078.6 |
|||||||||
Доля в общей сумме налогов, |
82.6 |
86.2 |
84.6 |
82.3 |
85.4 |
|||||||||
косвенных |
17.4 |
13.8 |
15.4 |
17.7 |
14.6 |
|||||||||
Доля региональных налогов |
17.7 |
16.4 |
15.2 |
13.1 |
13.7 |
|||||||||
Таблица 11 Бюджет РФ за 2010-2017 гг., млн. руб. |
||||||||||||||
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
|||||||||||
Итого доходов |
8 305 414.4 |
11 367 652.6 |
12 855 541.0 |
|||||||||||
Налоговые доходы |
4 401 878.2 |
5 985 115.4 |
6 853 168.1 |
|||||||||||
Доля в доходах налоговых доходов, % |
53.0 |
52.6 |
53.3 |
|||||||||||
Из налогов прямые: |
255 026.1 |
342 601.8 |
375 817.3 |
|||||||||||
за природные ресурсы |
1 408 315.5 |
2 046 892.4 |
2 442 812.7 |
|||||||||||
госпошлина |
63 123.1 |
65 835.5 |
92 330.6 |
|||||||||||
задолженность |
33 253.4 |
1 057.0 |
1 213.8 |
|||||||||||
Косвенные: |
2 642 215.8 |
3 528 773.2 |
3 941 049.3 |
|||||||||||
НДС |
2 498 263.9 |
3 250 411.9 |
3 545 795.9 |
|||||||||||
Акцизы |
143 951.9 |
278 361.3 |
395 253.4 |
|||||||||||
Доля в общей сумме налогов, %: |
40.0 |
41.0 |
42.5 |
|||||||||||
косвенных |
60.0 |
59.0 |
57.5 |
|||||||||||
Доля федеральных налогов в налоговых доходах бюджета, % |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
|||||||||||
Кроме того, таможенные пошлины: |
2 853 093.0 |
3 712 492.7 |
4 099 784.4 |
|||||||||||
ввозные таможенные пошлины |
344 990.9 |
2 190.6 |
44.5 |
|||||||||||
вывозные таможенные пошлины |
2 508 102.1 |
3 712 492.7 |
4 099 784.4 |
|||||||||||
Налоговые доходы с таможенными пошлинами |
7 254 971.2 |
9 697 608.1 |
10 952 952.5 |
|||||||||||
Косвенные налоги с таможенными пошлинами |
5 495 308.8 |
7 241 265.9 |
8 040 833.7 |
|||||||||||
То же, % от налоговых доходов |
75.7 |
74.7 |
73.4 |
|||||||||||
Доля прямых налогов, % |
24.3 |
25.3 |
26.6 |
|||||||||||
Продолжение таблицы 11 |
||||||||||||||
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||||||
Доходы – всего |
13019939.5 |
14 496 880.4 |
13 659 242.9 |
13 460 040.7 |
15 088 914.8 |
|||||||||
Налоговые доходы |
7 063 779.4 |
7 921 171.7 |
8 590 543.9 |
8 734 187.4 |
11 071 284.6 |
|||||||||
Доля в доходах налоговых доходов, % |
54.3 |
54.6 |
62.9 |
64.9 |
73.3 |
|||||||||
Из налогов прямые: |
352 213.3 |
411316.4 |
491 379.9 |
491 023.2 |
762 404.2 |
|||||||||
НДФЛ |
9 189.4 |
|||||||||||||
за природные ресурсы |
25 54 816.9 |
2 884 618.2 |
3 181 153.3 |
2 882 960.1 |
4 090 327.0 |
|||||||||
госпошлина |
92 163.6 |
90 864.5 |
101 741.6 |
94 206.1 |
93 388.4 |
|||||||||
Косвенные: |
4 063 422.2 |
4 524 037.2 |
4 815 432.3 |
5 265 204.1 |
4 967 304.8 |
|||||||||
НДС |
3 539 013.0 |
3 931 656.8 |
4 233 568.2 |
4 570 961.2 |
3 979 498.9 |
|||||||||
акцизы |
524 409.2 |
592 380.4 |
581 864.1 |
69 4242.9 |
987 805.9 |
|||||||||
Доля в общей сумме налогов, %: |
42.5 |
42.9 |
44.0 |
39.7 |
55.1 |
|||||||||
косвенных |
57.5 |
57.1 |
56.0 |
60.3 |
44.9 |
|||||||||
Доля федеральных налогов в налоговых доходах, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||||||||
Кроме того, таможенные пошлины: |
4 057 917.8 |
4 637 403.0 |
2 780 547.0 |
2 054 033.2 |
1 968 299.5 |
|||||||||
ввозные |
-95.1 |
277.2 |
179.8 |
-33.6 |
-12.2 |
|||||||||
вывозные |
4 058 013.0 |
4637 125.8 |
2 780 367.2 |
2 054 066.8 |
1 968 311.7 |
|||||||||
Налоговые доходы с таможенными пошлинами |
1112 1697.2 |
12 558 574.7 |
11 371 090.9 |
10 788 220.6 |
13 039 584.1 |
|||||||||
Косвенные налоги с таможенными пошлинами |
8 121 340.0 |
9 161 440.2 |
7595 979.3 |
7 319 237.3 |
6 935 604.3 |
|||||||||
То же, % от налоговых доходов |
73.0 |
72.9 |
66.8 |
67.8 |
53.2 |
|||||||||
Доля прямых налогов, % |
27.0 |
27.1 |
33.2 |
32.2 |
46.8 |
В налоговых доходах бюджета г. Чебоксары незначительна (18,2% в 2017 г.). Доля федерального налога НДФЛ в налоговых доходах бюджета составляет ежегодно более 60%. При этом доля налоговых доходов в доходах бюджета с 45,9% в 2010 г. уменьшилась до 28,1% в 2017 г. Это объясняется резким увеличением доходов бюджета за счет увеличения безвозмездных поступлений (в 2010 г. – 1 812 125,5 тыс. руб., в 2017 г. – 5 999 696,9 тыс. руб.). В доходах местных бюджетов доля прямых налогов составляет 100%. К недостаткам существующего налогово-бюджетного механизма можно отнести то, что в местные бюджеты не зачисляются налоги, рассчитываемые с выручки от реализации продукции, то есть нет налогов, стимулирующих рост производства.
Из данных табл. 4 следует, что доля налогов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ (налога на имущество организаций, транспортного налога), в налоговых доходах бюджета незначительна (16,6% в 2010 г., 13,7% в 2017 г.). В то же время доля налоговых доходов в общей сумме доходов бюджета превышает 50% (56,5% в 2017 г.). На это повлияли федеральные налоги (доля в налоговых доходах НДФЛ и налога на прибыль организаций – более 60%).
Доля прямых налогов в налоговых доходах бюджета Чувашской Республики с 81,9% в 2010 г. увеличилась до 85,4% в 2017 г. Косвенные налоги в бюджетах регионов представлены акцизами, их доля не превышает 20%.
Доля налогов, закрепленных за федеральным бюджетом, в налоговых доходах бюджета составляет 100%. Это свидетельствует о том, что основные бюджетообразующие налоги закреплены за федеральным бюджетом. Кроме налогов в федеральный бюджет зачисляются таможенные пошлины, взимаемые на таможне, являющиеся неналоговыми доходами, по нормативу 100%. С учетом таможенных пошлин в налоговых доходах бюджета доля косвенных налогов велика (75,7% в 2010 г., 53,2% в 2017 г.). Уменьшение доли косвенных налогов в налоговых доходах федерального бюджета объясняется резким уменьшением величин таможенных пошлин начиная с 2015 г. (в 2014 г. – 4 637 403,0 млн руб., в 2017 г. – 1 968 299,5 млн руб.). При этом наблюдается резкое снижение ввозных таможенных пошлин (344 990,9 млн руб. в 2010 г. и - 12,2 млн руб. в 2017 г.). Уменьшается также величина вывозных таможенных пошлин (в 2014 г. – 4 637 125,8 млн руб., в 2017 г. – 1 968 311,7 млн руб.). Это связано с навязанными странами Запада Российской Федерации экономическими санкциями, в результате чего Россия была вынуждена заняться импортозамещением, то есть ограничить ввоз товаров из-за границы. Санкции привели как к уменьшению вывозных таможенных пошлин, так и в целом к снижению доходов от внешнеэкономической деятельности (в 2010 г. – 3 227 703,3 млн руб., в 2017 г. – 2 602 750,6 млн. руб., снижение – 19,4%). Проанализировав налоговые поступления в бюджеты различных уровней, можно сделать следующие выводы: доля налогов, закрепленных за региональными и местными бюджетами, в налоговых доходах соответствующих бюджетов незначительна (в 2017 г. 13,7 и 18,2%, соответственно), за федеральным бюджетом – 100% (рис. 1).
Доля косвенных налогов преобладает в доходах федерального бюджета (в доходах местного бюджета – 0%, в бюджетах субъектов РФ – 14,6% в 2017 г., в доходах федерального бюджета – более 70,0%, с 2015 г. происходит снижение (в 2017 г. – 53,%) (рис. 2).
Рисунок 1. Доля налогов, закрепленных за соответствующими бюджетами, в налоговых доходах бюджетов, %
Налоговые доходы местных бюджетов в значительной степени формируются за счет федерального налога НДФЛ (его доля – более 60%); налоговые доходы бюджетов субъектов РФ в значительной степени формируются за счет федеральных налогов – НДФЛ и налога на прибыль организаций (их доля – более 60%) (рис. 3).
Рисунок 2. Доля прямых налогов в налоговых доходах бюджетов, %
Рисунок 3. Доля налоговых доходов в доходах бюджетов, %
По вышеуказанным причинам местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, как правило, дефицитны, что предполагает перераспределение финансовых средств и выделение им межбюджетных трансфертов, доля которых из года в год не сокращается. Так, доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета г. Чебоксары составляла в 2010 г. 33,3%, в 2017 г. – 59,4%, в бюджете Чувашской Республики – 47,6 и 39,3%, соответственно.
Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ за последние годы показывает, что преобладают в федеральном бюджете косвенные налоги. Соотношение прямого и косвенного налогообложения позволяет понять, какими методами (фискальными или регулирующими) осуществляется формирование доходов бюджета. Правильное определение долей изъятия прямых и косвенных налогов способствует выработке эффективной налоговой политики государства.
Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, то есть для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов. Чем больше косвенных налогов, тем менее прозрачной и более запутанной является налоговая система. Уменьшение доли косвенного налогообложения в ближайшей перспективе не ожидается, наоборот, оно увеличится, что связано прежде всего повышением ставки НДС с 1 января 2019 года с 18 до 20%.
2.2. Влияние косвенных налогов на экономический рост
Экономический рост является одним из базовых понятий в макроэкономике, поскольку именно им определяется экономическое развитие страны, улучшение или ухудшение ее макроэкономического состояния.
Вообще, в научной литературе под экономическим ростом понимается рост экономики, трактуемый как в узком, так и в широком понимании. В узком понимании экономический рост является увеличением объёмов (стоимости) производимых товаров и услуг в национальной экономике, в расчете за определённый период времени (чаще всего за год)[16]. Однако, это достаточно узкое представление об экономическом росте, только количественной его стороне.
При этом Й. Шумпетером также трактовал экономический рост как количественные изменения, связанные с увеличением производства и потребления аналогичных товаров и услуг со временем[17]. Но им рассматривалось и понятие «экономическое развитие», под которым Шумпетер понимал положительные качественные изменения, инновации в средствах производства, продукции и услугах, в менеджменте и иных сферах хозяйственной деятельности человека. Под этой расширенной трактовкой Шумпетером понималось «экономическое развитие». И в наше время понятие экономического роста широко обсуждается в научных изданиях и периодики. Так, Б. Д. Баева и С. П. Дубровский утверждают, что можно представить экономический рост в широком смысле, уточняя, что это является единством экономического и социального. Под «экономическим» понимается общественный продукт (куда можно отнести ВВП, например – количественный показатель), а «социальному» они относят общественное благосостояние[18].
Экономический рост позволяет и увеличивать потребление благ, и улучшать уровень жизни населения, и условия труда (включая и снижение длительности рабочего дня, недели, уменьшение физических затрат). Хотя такие улучшения могут происходить практически незаметно, определенные различия в ежегодном приросте ведут к заметной разности в скорости роста. Тем не менее, измерить это достаточно трудно, оттого и в наше время чаще используют количественный подход к измерению экономического роста[19]. И здесь рассматриваются и абсолютные показатели (например, ВВП – сумма остаточных стоимостей всех произведенных в стране товаров, работ, услуг для потребления, накопления и экспорта, вне зависимости он национальной принадлежности факторов производства, которые были использованы), и относительные (чаще всего – ВВП на душу населения, поскольку понятно, что более значительный общий ВВП будет в большом государстве, но он не всегда отражает реальное благосостояние населения).