Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 9

Бюджет Чувашской Республики за 2010-2012 гг., тыс. руб.

Показатели

2010

2011

2012

1

2

3

4

Доходы, всего

27 238 827.8

30 886 990.9

33 259 371.8

Налоговые доходы

13 875 511.2

15 693 213.2

17 840 967.7

То же, %

50.9

50.8

53.6

Продолжение таблицы 9

1

2

3

4

Из налогов прямые:

11 359 300.6

12 940 780.0

14 565 713.0

налог на прибыль

4 316 171.8

5 005 195.1

5 257 702.0

НДФЛ

4 132 954.5

4 649 255.3

5 605 303.1

налог на совокупный доход

581 689.8

773 734.2

1 090 095.3

сбор за пользование животным
миром

33.9

налог на имущество организаций

1 958 299.6

2 058 091.9

2 105 550.7

транспортный налог

349 685.4

402 107.8

460 034.2

госпошлина

16 472.9

48 641.7

43858.6

налог на игорный бизнес

114.5

8.9

1 162.9

задолженность

3 878.2

3 745.0

2 006.2

Косвенные

2 516 210.6

2 752 433.2

3 275 254.7

В том числе акцизы

2 516 210.6

2 752 433.2

3 275 254.7

Доля в общей сумме налогов, %:
прямых

81.9

82.5

81.6

Косвенных

18.1

17.5

18.4

Доля региональных налогов в налоговых доходах бюджета, %

16.6

15.7

14.4


Таблица 10

Бюджет Чувашской Республики за 2013-2017 гг., тыс. руб.

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

1

2

3

4

5

6

Доходы, всего

35622092.9

36882446.2

37122169.8

41357916.5

43974811.0

Налоговые доходы

19419875.3

20047239.3

20933940.2

24667835.3

25725877.9

То же, %

54.5

54.4

56.4

59.6

58.5

Из налогов прямые:

16039966.5

17274632.6

17714444.6

20298389.2

21960799.3

налог на прибыль

5 234 414.0

4 953 519.1

5 429 803.2

7 402 437.3

7 580 382.1

НДФЛ

6 096 495.3

7605 960.6

7 402 001.9

7 798 733.6

8 724 457.2

налог на совокупный доход

1 209 345.8

1 366 666.5

1 565 050.5

1 726 790.0

1 998 393.0

налог на имущество организаций

2 903 967.1

2 765 882.2

2 549 164.8

2 531 241.7

2 744 205.3

транспортный налог

540 894.4

531 049.0

628 413.0

713 731.8

784 933.5

госпошлина

51 097.5

48 487.6

137 167.6

122 029.4

124 413.5

налог на игорный бизнес

1 953.2

2 487.7

2 482.1

3 173.3

4 014.7

задолженность

1 799.1

579.8

361.5

252.3

68.2

Косвенные

3 379 908.8

2 772 606.7

3 219 495.6

4 369 446.1

3 765 078.6

Продолжение таблицы 10

1

2

3

4

5

6

В том числе акцизы

3 379 908.8

2 772 606.7

3 219 495.6

4 369 446.1

3 765 078.6

Доля в общей сумме налогов,
%:
прямых

82.6

86.2

84.6

82.3

85.4

косвенных

17.4

13.8

15.4

17.7

14.6

Доля региональных налогов
в налоговых доходах бюджета, %

17.7

16.4

15.2

13.1

13.7

Таблица 11

Бюджет РФ за 2010-2017 гг., млн. руб.

Показатели

2010

2011

2012

Итого доходов

8 305 414.4

11 367 652.6

12 855 541.0

Налоговые доходы

4 401 878.2

5 985 115.4

6 853 168.1

Доля в доходах налоговых доходов, %

53.0

52.6

53.3

Из налогов прямые:
налог на прибыль

255 026.1

342 601.8

375 817.3

за природные ресурсы

1 408 315.5

2 046 892.4

2 442 812.7

госпошлина

63 123.1

65 835.5

92 330.6

задолженность

33 253.4

1 057.0

1 213.8

Косвенные:

2 642 215.8

3 528 773.2

3 941 049.3

НДС

2 498 263.9

3 250 411.9

3 545 795.9

Акцизы

143 951.9

278 361.3

395 253.4

Доля в общей сумме налогов, %:
прямых

40.0

41.0

42.5

косвенных

60.0

59.0

57.5

Доля федеральных налогов в налоговых доходах бюджета, %

100.0

100.0

100.0

Кроме того, таможенные пошлины:

2 853 093.0

3 712 492.7

4 099 784.4

ввозные таможенные пошлины

344 990.9

2 190.6

44.5

вывозные таможенные пошлины

2 508 102.1

3 712 492.7

4 099 784.4

Налоговые доходы с таможенными пошлинами

7 254 971.2

9 697 608.1

10 952 952.5

Косвенные налоги с таможенными пошлинами

5 495 308.8

7 241 265.9

8 040 833.7

То же, % от налоговых доходов

75.7

74.7

73.4

Доля прямых налогов, %

24.3

25.3

26.6

Продолжение таблицы 11

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

Доходы – всего

13019939.5

14 496 880.4

13 659 242.9

13 460 040.7

15 088 914.8

Налоговые доходы

7 063 779.4

7 921 171.7

8 590 543.9

8 734 187.4

11 071 284.6

Доля в доходах налоговых доходов, %

54.3

54.6

62.9

64.9

73.3

Из налогов прямые:
налог на прибыль

352 213.3

411316.4

491 379.9

491 023.2

762 404.2

НДФЛ

9 189.4

за природные ресурсы

25 54 816.9

2 884 618.2

3 181 153.3

2 882 960.1

4 090 327.0

госпошлина

92 163.6

90 864.5

101 741.6

94 206.1

93 388.4

Косвенные:

4 063 422.2

4 524 037.2

4 815 432.3

5 265 204.1

4 967 304.8

НДС

3 539 013.0

3 931 656.8

4 233 568.2

4 570 961.2

3 979 498.9

акцизы

524 409.2

592 380.4

581 864.1

69 4242.9

987 805.9

Доля в общей сумме налогов, %:
прямых

42.5

42.9

44.0

39.7

55.1

косвенных

57.5

57.1

56.0

60.3

44.9

Доля федеральных налогов в налоговых доходах, %

100

100

100

100

100

Кроме того, таможенные пошлины:

4 057 917.8

4 637 403.0

2 780 547.0

2 054 033.2

1 968 299.5

ввозные

-95.1

277.2

179.8

-33.6

-12.2

вывозные

4 058 013.0

4637 125.8

2 780 367.2

2 054 066.8

1 968 311.7

Налоговые доходы с таможенными пошлинами

1112 1697.2

12 558 574.7

11 371 090.9

10 788 220.6

13 039 584.1

Косвенные налоги с таможенными пошлинами

8 121 340.0

9 161 440.2

7595 979.3

7 319 237.3

6 935 604.3

То же, % от налоговых доходов

73.0

72.9

66.8

67.8

53.2

Доля прямых налогов, %

27.0

27.1

33.2

32.2

46.8


В налоговых доходах бюджета г. Чебоксары незначительна (18,2% в 2017 г.). Доля федерального налога НДФЛ в налоговых доходах бюджета составляет ежегодно более 60%. При этом доля налоговых доходов в доходах бюджета с 45,9% в 2010 г. уменьшилась до 28,1% в 2017 г. Это объясняется резким увеличением доходов бюджета за счет увеличения безвозмездных поступлений (в 2010 г. – 1 812 125,5 тыс. руб., в 2017 г. – 5 999 696,9 тыс. руб.). В доходах местных бюджетов доля прямых налогов составляет 100%. К недостаткам существующего налогово-бюджетного механизма можно отнести то, что в местные бюджеты не зачисляются налоги, рассчитываемые с выручки от реализации продукции, то есть нет налогов, стимулирующих рост производства.

Из данных табл. 4 следует, что доля налогов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ (налога на имущество организаций, транспортного налога), в налоговых доходах бюджета незначительна (16,6% в 2010 г., 13,7% в 2017 г.). В то же время доля налоговых доходов в общей сумме доходов бюджета превышает 50% (56,5% в 2017 г.). На это повлияли федеральные налоги (доля в налоговых доходах НДФЛ и налога на прибыль организаций – более 60%).

Доля прямых налогов в налоговых доходах бюджета Чувашской Республики с 81,9% в 2010 г. увеличилась до 85,4% в 2017 г. Косвенные налоги в бюджетах регионов представлены акцизами, их доля не превышает 20%.

Доля налогов, закрепленных за федеральным бюджетом, в налоговых доходах бюджета составляет 100%. Это свидетельствует о том, что основные бюджетообразующие налоги закреплены за федеральным бюджетом. Кроме налогов в федеральный бюджет зачисляются таможенные пошлины, взимаемые на таможне, являющиеся неналоговыми доходами, по нормативу 100%. С учетом таможенных пошлин в налоговых доходах бюджета доля косвенных налогов велика (75,7% в 2010 г., 53,2% в 2017 г.). Уменьшение доли косвенных налогов в налоговых доходах федерального бюджета объясняется резким уменьшением величин таможенных пошлин начиная с 2015 г. (в 2014 г. – 4 637 403,0 млн руб., в 2017 г. – 1 968 299,5 млн руб.). При этом наблюдается резкое снижение ввозных таможенных пошлин (344 990,9 млн руб. в 2010 г. и - 12,2 млн руб. в 2017 г.). Уменьшается также величина вывозных таможенных пошлин (в 2014 г. – 4 637 125,8 млн руб., в 2017 г. – 1 968 311,7 млн руб.). Это связано с навязанными странами Запада Российской Федерации экономическими санкциями, в результате чего Россия была вынуждена заняться импортозамещением, то есть ограничить ввоз товаров из-за границы. Санкции привели как к уменьшению вывозных таможенных пошлин, так и в целом к снижению доходов от внешнеэкономической деятельности (в 2010 г. – 3 227 703,3 млн руб., в 2017 г. – 2 602 750,6 млн. руб., снижение – 19,4%). Проанализировав налоговые поступления в бюджеты различных уровней, можно сделать следующие выводы: доля налогов, закрепленных за региональными и местными бюджетами, в налоговых доходах соответствующих бюджетов незначительна (в 2017 г. 13,7 и 18,2%, соответственно), за федеральным бюджетом – 100% (рис. 1).


Доля косвенных налогов преобладает в доходах федерального бюджета (в доходах местного бюджета – 0%, в бюджетах субъектов РФ – 14,6% в 2017 г., в доходах федерального бюджета – более 70,0%, с 2015 г. происходит снижение (в 2017 г. – 53,%) (рис. 2).

Рисунок 1. Доля налогов, закрепленных за соответствующими бюджетами, в налоговых доходах бюджетов, %

Налоговые доходы местных бюджетов в значительной степени формируются за счет федерального налога НДФЛ (его доля – более 60%); налоговые доходы бюджетов субъектов РФ в значительной степени формируются за счет федеральных налогов – НДФЛ и налога на прибыль организаций (их доля – более 60%) (рис. 3).

Рисунок 2. Доля прямых налогов в налоговых доходах бюджетов, %

Рисунок 3. Доля налоговых доходов в доходах бюджетов, %

По вышеуказанным причинам местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, как правило, дефицитны, что предполагает перераспределение финансовых средств и выделение им межбюджетных трансфертов, доля которых из года в год не сокращается. Так, доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета г. Чебоксары составляла в 2010 г. 33,3%, в 2017 г. – 59,4%, в бюджете Чувашской Республики – 47,6 и 39,3%, соответственно.

Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ за последние годы показывает, что преобладают в федеральном бюджете косвенные налоги. Соотношение прямого и косвенного налогообложения позволяет понять, какими методами (фискальными или регулирующими) осуществляется формирование доходов бюджета. Правильное определение долей изъятия прямых и косвенных налогов способствует выработке эффективной налоговой политики государства.

Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, то есть для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов. Чем больше косвенных налогов, тем менее прозрачной и более запутанной является налоговая система. Уменьшение доли косвенного налогообложения в ближайшей перспективе не ожидается, наоборот, оно увеличится, что связано прежде всего повышением ставки НДС с 1 января 2019 года с 18 до 20%.

2.2. Влияние косвенных налогов на экономический рост


Экономический рост является одним из базовых понятий в макроэкономике, поскольку именно им определяется экономическое развитие страны, улучшение или ухудшение ее макроэкономического состояния.

Вообще, в научной литературе под экономическим ростом понимается рост экономики, трактуемый как в узком, так и в широком понимании. В узком понимании экономический рост является увеличением объёмов (стоимости) производимых товаров и услуг в национальной экономике, в расчете за определённый период времени (чаще всего за год)[16]. Однако, это достаточно узкое представление об экономическом росте, только количественной его стороне.

При этом Й. Шумпетером также трактовал экономический рост как количественные изменения, связанные с увеличением производства и потребления аналогичных товаров и услуг со временем[17]. Но им рассматривалось и понятие «экономическое развитие», под которым Шумпетер понимал положительные качественные изменения, инновации в средствах производства, продукции и услугах, в менеджменте и иных сферах хозяйственной деятельности человека. Под этой расширенной трактовкой Шумпетером понималось «экономическое развитие». И в наше время понятие экономического роста широко обсуждается в научных изданиях и периодики. Так, Б. Д. Баева и С. П. Дубровский утверждают, что можно представить экономический рост в широком смысле, уточняя, что это является единством экономического и социального. Под «экономическим» понимается общественный продукт (куда можно отнести ВВП, например – количественный показатель), а «социальному» они относят общественное благосостояние[18].

Экономический рост позволяет и увеличивать потребление благ, и улучшать уровень жизни населения, и условия труда (включая и снижение длительности рабочего дня, недели, уменьшение физических затрат). Хотя такие улучшения могут происходить практически незаметно, определенные различия в ежегодном приросте ведут к заметной разности в скорости роста. Тем не менее, измерить это достаточно трудно, оттого и в наше время чаще используют количественный подход к измерению экономического роста[19]. И здесь рассматриваются и абсолютные показатели (например, ВВП – сумма остаточных стоимостей всех произведенных в стране товаров, работ, услуг для потребления, накопления и экспорта, вне зависимости он национальной принадлежности факторов производства, которые были использованы), и относительные (чаще всего – ВВП на душу населения, поскольку понятно, что более значительный общий ВВП будет в большом государстве, но он не всегда отражает реальное благосостояние населения).