Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также необходимо внести изменения в статью  150 НК, регламентирующую предоставление освобождений от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом изменения должны быть направлены как на приведение положений ст. 150 в соответствие с положениями ст. 149, а также на соблюдение международных договоренностей и иных особенностей хозяйственной деятельности, установленных действующим законодательством.

Опыт зарубежных стран по минимизации потерь бюджета из-за необоснованного возмещения НДС позволяет обеспечить решение данной проблемы в России путем реализации следующего комплекса мер.

1) Введение налогового счёта для плательщиков НДС и регистрационного номера по НДС (VAT number), при этом предлагается установить предел выручки, до достижения которого регистрация не требуется.

2) Разработка системы контроля ввоза и вывоза товаров через границу Российской Федерации, основанная на обмене информацией между таможенными и налоговыми органами.

3) Организация круглосуточного Интернет-сайта Федеральной налоговой службы, по которому продавец может узнать регистрационный номер покупателя, идентифицирующего его как плательщика НДС в другой стране, а также проверить юридический факт существования самого покупателя.

4) Формирование в федеральной компьютерной базы данных «Бюро налоговых историй», в которой накапливаются сведения о налогоплательщиках за весь период их финансово-хозяйственной деятельности, в частности, даты поступления и содержание налоговых деклараций по федеральным налогам, сведения о лицензировании, о ликвидации.

Выводы

В целях совершенствования НДС рационально отменить 10-процентную ставку налога с одновременным принятием мер в области социальной защиты населения. Следует существенно сократить количество освобождений от уплаты налога при реализации на территории Российской Федерации, перечисленных в настоящее время в статье 149 НК.

Также необходимо внести изменения в статью  150 НК, регламентирующую предоставление освобождений от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом изменения должны быть направлены как на приведение положений ст. 150 в соответствие с положениями ст. 149, а также на соблюдение международных договоренностей и иных особенностей хозяйственной деятельности, установленных действующим законодательством.

Динамику ставок косвенных налогов на товары народного потребления следует сопоставлять не с потребностями в расходах бюджета, а с динамикой средней заработной платы в стране, средних доходов вообще, включая динамику пенсий. Возможность наращивать объем поступлений в бюджет за счет роста косвенных налогов ограничивается уровнем рыночных цен, которые определяются платежеспособным спросом и конкуренцией на рынке. Рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным длительный упор на косвенные налоги. Мировой опыт свидетельствует, что продолжение такой политики может привести лишь к новому витку инфляции и снижению конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому в ближайшем будущем рост ставок акцизов должен быть остановлен.


Заключение

Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.

Использование косвенных налогов дает определенные преимущества. Во-первых, через косвенные налоги у государства появляется возможность оказывать влияние на цену товаров, а, следовательно, и на структуру потребления. Во-вторых, процесс взимания косвенных налогов, по сравнению с процессом взимания прямых, является более незаметным. В-третьих, косвенные налоги начисляются на цену в целом, что делает поступления от прямых косвенных налогов более стабильным и надежным источником, особенно в условиях инфляции. В-четвертых, косвенное налогообложение позволяет учесть доходы, на которые не были начислены прямые налоги, путем налогообложения конечного потребления, на которое эти доходы расходуются.

Как показали исследования, соотношение между прямыми и косвенными налогами в российской налоговой системе не улучшается, по – прежнему преобладает в налоговых доходах бюджетов доля косвенных налогов, причем эта доля имеет тенденцию к увеличению.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Тенденция постепенного ограничения доли косвенных налогов отвечает целям антикризисной политики и экономического развития страны. Однако при этом следует иметь в виду следующее: уменьшая долю косвенных налогов, необходимо сохранить общую сумму налогов, собираемых в бюджете. А это становится возможным только при увеличении доли прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста производства, без увеличения налоговой базы по прямым налогам (налог на прибыль, НДФЛ и др.).

Косвенные налоги, точнее, их ставки, налоговая нагрузка на бизнес, связанная с косвенными налогами, несомненно, достаточно сильно влияет на экономический рост. Связано это с тем, что государство в большей мере пытается изъять «добавленную стоимость» у бизнеса, с учетом ограниченного спроса со стороны покупателей. Но это не единственный сильно влияющий на ВВП России фактор (влияние цен на энергоресурсы для России, например, сильнее).

В целях совершенствования НДС рационально отменить 10-процентную ставку налога с одновременным принятием мер в области социальной защиты населения. Следует существенно сократить количество освобождений от уплаты налога при реализации на территории Российской Федерации, перечисленных в настоящее время в статье 149 НК.


Также необходимо внести изменения в статью  150 НК, регламентирующую предоставление освобождений от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом изменения должны быть направлены как на приведение положений ст. 150 в соответствие с положениями ст. 149, а также на соблюдение международных договоренностей и иных особенностей хозяйственной деятельности, установленных действующим законодательством.

Динамику ставок косвенных налогов на товары народного потребления следует сопоставлять не с потребностями в расходах бюджета, а с динамикой средней заработной платы в стране, средних доходов вообще, включая динамику пенсий. Возможность наращивать объем поступлений в бюджет за счет роста косвенных налогов ограничивается уровнем рыночных цен, которые определяются платежеспособным спросом и конкуренцией на рынке. Рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным длительный упор на косвенные налоги. Мировой опыт свидетельствует, что продолжение такой политики может привести лишь к новому витку инфляции и снижению конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому в ближайшем будущем рост ставок акцизов должен быть остановлен.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3340.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
  3. Абдуллаева Б.К. Проблемы сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2014. №18. – С. 34-40.
  4. Бабаев Б. Д. Экономический рост: расширенная трактовка. Качество экономического роста / Б. Д. Бабаев, С. П. Дубровский // Экономика образования. - 2015. - № 1. - С. 33-40.
  5. Брызгалин А. В. Налоги и налоговое право. – М.: Аналитика-Пресс, 2014.
  6. Быркова Е. Снижение таможенных пошлин: возможные последствия для бюджета и внутреннего рынка. URL: провэд.рф/analytics/research, публикация 02.09.2016 (дата обращения: 20.06.2019).
  7. Зотиков Н. З. Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджетов// Oeconomia et Jus. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. – № 1. – С. 9-14). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/elibrary_25772959_47925851.pdf.
  8. Зотиков Н. З. Финансово-бюджетные проблемы регионального развития // Проблемы и тенденции развития системы государственного и муниципального управления и регулирования экономики: материалы Международной заочной научно-практической конференции. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. – С. 56-60.
  9. Зотиков Н. З. Что лучше: уменьшить прямые или косвенные налоги? // Перспективы развития бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения в российской и международной практике: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (Чебоксары, 5-7 апреля 2017 г.). – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – С. 46-50.
  10. Зотиков Н. З. Налоговое администрирование НДС // Oeconomia et Jus. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – № 3. – С. 1-16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/ elibrary_ 30034289_ 47199380.pdf.
  11. Зуенко М. Ю. Экономические аспекты влияния НДС на экономический рост в России / М. Ю. Зуенко, О. Г. Щеглова // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). —Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1-10.
  12. Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016.
  13. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира.- М., 2016.
  14. Мищенко В. В., Мищенко Л. А. Проблемы косвенного налогообложения и возможные пути их решения // Вестник КузГТУ. 2014. №4 (104). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kosvennogo-nalogooblozheniya-i-vozmozhnye-puti-ih-resheniya. – Дата обращения: 01.03.2019.
  15. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — С. 95.
  16. Кобылатова М. Ф., Янаков Д. О. Совершенствование косвенного налогообложения в контексте повышения уровня налоговой дисциплины // Пространство экономики. 2012. №2-3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-kosvennogo-nalogooblozheniya-v-kontekste-povysheniya-urovnya-nalogovoy-distsipliny (дата обращения: 01.03.2019).
  17. Крохин К. А. Взаимосвязь между экономическим ростом и экономическим развитием // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2015. - № 18. - С. 20-30.
  18. Океанова З. К. Экономическая теория: учебник для студ. вузов по эконом. спец.; рек. МОН РФ. - М.: Дашков и К, 2017.
  19. Синицына И. В., Боровко Л. В. Косвенные налоги и акцизы: эволюция и совершенствование // Kant. 2017. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kosvennye-nalogi-i-aktsizy-evolyutsiya-i-sovershenstvovanie. – Дата обращения: 01.03.2019.
  20. Соловьева Н.А. Соотношение прямых и косвенных налогов в налоговой системе государства и тенденции его изменения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – №1A. – С. 216–226.
  21. Турбина Н. М., Черемисина Т. Н., Черемисина Н. В. Преимущества и недостатки косвенного налогообложения // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №8. – С. 33-40.
  22. Хаджианиди Ф. Г. Экономическая обоснованность и оптимизационные основы налога на добавленную стоимость // Terra Economicus. - 2016. - том. 8. - №3. - Часть. 2. - С. 112-120.
  23. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития / перевод В. С. Автономова. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2016.

Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 686 с.

Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 686 с.

  1. Федеральный и консолидированный бюджет Российской Федерации (отчеты об исполнении) [Электронный ресурс] // Министерство финансов РФ. – URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/ (дата обращения 20.06.2019).
  2. Национальные счета: ВВП (показатели) // Росстат. – URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения 20.06.2019).
  3. Интернет-сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области: «Словарь статистических терминов». URL: www. amurstat.gks.ru (дата обращения: 20.06.2019).
  4. Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики: «Общие по­ложения. Основные показатели СНС и методы их расчета». URL: www.gks.ru (дата обращения: 20.06.2019).
  5. Интернет-сайт казначейства России. URL: www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ konsolidirovannyj-byudzhet (дата обращения: 20.06.2019).
  6. Интернет-сайт Федеральной налоговой службы. URL: www.nalog.ru (дата обра­щения: 20.06.2019).
  7. Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www. gks.ru (дата обращения: 20.06.2019).
  1. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира.- М., 2016. – С. 44.

  2. Турбина Н. М., Черемисина Т. Н., Черемисина Н. В. Преимущества и недостатки косвенного налогообложения // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №8. – С. 33.

  3. Брызгалин А. В. Налоги и налоговое право. – М.: Аналитика-Пресс, 2014. – С. 98.

  4. Абдуллаева Б.К. Проблемы сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2014. №18. – С. 34.

  5. Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016. – С. 22.

  6. Мищенко В. В., Мищенко Л. А. Проблемы косвенного налогообложения и возможные пути их решения // Вестник КузГТУ. 2014. №4 (104). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kosvennogo-nalogooblozheniya-i-vozmozhnye-puti-ih-resheniya. – Дата обращения: 21.06.2019.

  7. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — С. 95.

  8. Зотиков Н. З. Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджетов// Oeconomia et Jus. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. – № 1. – С. 9-14). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25772959_47925851.pdf.

  9. Зотиков Н. З. Финансово-бюджетные проблемы регионального развития // Проблемы и тенденции развития системы государственного и муниципального управления и регулирования экономики: материалы Международной заочной научно-практической конференции. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. – С. 56.

  10. Зотиков Н. З. Что лучше: уменьшить прямые или косвенные налоги? // Перспективы развития бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения в российской и международной практике: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (Чебоксары, 5-7 апреля 2017 г.). – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – С. 46.

  11. Синицына И. В., Боровко Л. В. Косвенные налоги и акцизы: эволюция и совершенствование // Kant. 2017. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kosvennye-nalogi-i-aktsizy-evolyutsiya-i-sovershenstvovanie. – Дата обращения: 21.06.2019.

  12. Зотиков Н. З. Налоговое администрирование НДС // Oeconomia et Jus. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – № 3. – С. 1-16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30034289_47199380.pdf.

  13. Кобылатова М. Ф., Янаков Д. О. Совершенствование косвенного налогообложения в контексте повышения уровня налоговой дисциплины // Пространство экономики. 2012. №2-3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-kosvennogo-nalogooblozheniya-v-kontekste-povysheniya-urovnya-nalogovoy-distsipliny (дата обращения: 21.06.2019).

  14. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 686 с.

  15. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 686 с.

  16. Океанова З. К. Экономическая теория: учебник для студ. вузов по эконом. спец.; рек. МОН РФ. - М.: Дашков и К, 2017. – С. 65.

  17. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития / перевод В. С. Автономова. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2016. – С. 40.

  18. Бабаев Б. Д. Экономический рост: расширенная трактовка. Качество экономического роста / Б. Д. Бабаев, С. П. Дубровский // Экономика образования. - 2015. - № 1. - С. 33.

  19. Крохин К. А. Взаимосвязь между экономическим ростом и экономическим развитием // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2015. - № 18. - С. 20.

  20. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3340.

  21. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

  22. Федеральный и консолидированный бюджет Российской Федерации (отчеты об исполнении) [Электронный ресурс] // Министерство финансов РФ. – URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/ (дата обращения 21.06.2019).

  23. Зуенко М. Ю. Экономические аспекты влияния НДС на экономический рост в России / М. Ю. Зуенко, О. Г. Щеглова // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). —Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1.

  24. Хаджианиди Ф. Г. Экономическая обоснованность и оптимизационные основы налога на добавленную стоимость // Terra Economicus. - 2016. - том. 8. - №3. - Часть. 2. - С. 112.

  25. Национальные счета: ВВП (показатели) // Росстат. – URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения 21.06.2019).