Файл: Коммерческая информация и ее защита.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Информация играет особую роль в процессе развития цивилизации. Владение информационными ресурсами и рациональное их использование создают условия оптимального управления обществом. И напротив, искажение информации, блокирование ее получения, использование недостоверных данных ведут к ошибочным решениям. Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность в управлении различными сферами общественной жизни, является правильное использование информации различного характера.

Переход к рыночной экономике − это движение в сферу повышенного риска. Предпринимательство и конкуренция не отделимы от риска разориться или быть ограбленным. С другой же стороны, сейчас рискует тот, кто не рискует. Поэтому для нас возникает новая, но известная в мировой практике проблема экономической безопасности, усугубляемая в настоящее время ростом преступности.

Отрицательно воздействуют на экономику предприятий уход квалифицированных кадров в конкурирующие фирмы. С ними «уходят» методики и программы, технологические процессы, ценные идеи и другая интеллектуальная и коммерческая информация.

Многие руководители предприятий недооценивают важность этой проблемы и терпят значительные убытки от утечки ценной коммерческой информации, оттого, что не создают условия для обеспечения безопасности такой информации. Таким образом, обязательным условием обеспечения защиты коммерческой информации является создание рациональной системы экономической безопасности, при этом эффективной может быть лишь комплексная система защиты, организованная в соответствии с действующим законодательством.

Особенность рассматриваемой проблемы связана с ее недостаточной проработкой. Анализ законодательства и современной литературы позволяет сделать вывод о необоснованном невнимании к проблемам защиты коммерческой информации. Специфика этой проблемы состоит также в сложности правовых и организационных проблем защиты коммерческой тайны как неотъемлемой составной и, пожалуй, наиболее важной части конфиденциальной информации в целом. Трудности исследования проблем защиты информации экономического характера во многом обусловлены недостаточно четкой их регламентацией их в законодательстве и поэтому должны быть детально исследованы и проработаны.

Целью работы является изучение коммерческой информации и ее защиты. коммерческий информация конфиденциальный хозяйствование

Для достижения цели, были поставлены задачи: рассмотреть способы нарушения конфиденциальности и безопасности информации; изучить методы ее защиты; найти оптимальные решения для проблем безопасности информации.


Объектом работы является коммерческая информация.

Предметом данной работы является изучение коммерческой информации и способов ее защиты.

Курсовая работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы. Во введении представлена актуальность, определены цели и задачи исследования. Содержание представлено следующим. В первой главе дается понятие коммерческой информации, ее конфиденциальности и источником коммерческой информации. Во второй главе описываются источники угрозы для системы информационной безопасности субъекта, система и методы защиты информации. В третьей главе более подробно описывается защита коммерческой информации.

Для курсовой работы были использованы следующие источники: учебные пособия, периодические издания, научные статьи и интернет источники.

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1 Понятие коммерческой информации

Коммерческая информация представляет собой сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.

Назначение коммерческой информации состоит в том, что она позволяет торговым фирмам проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее и осуществлять контроль за результатами этой деятельности (т.е. за получением прибыли).

Источниками коммерческой информации могут служить маркетинговые исследования по конкретным товарам. Однако перед тем, как вкладывать денежные средства в проведение исследований, сбор и анализ информации, необходимо провести сравнительную оценку затрат и значимости (ценности) возможных результатов. Если прирост прибыли от использования коммерческой информации превысит прирост затрат на ее получение, то проведение маркетинговых исследований является целесообразным.

Важным источником коммерческой информации являются также внутренние материалы и документы торговой фирмы, в частности, сведения об объемах товарооборота, затратах на продажу, товарных запасах, прибыли предприятия, расходах на рекламу и др.

Еще одним из источников коммерческой информации являются данные внешней статистики и публикуемые в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка.[8]


В последнее время все большее распространение получает покупка информации у различных фирм, основным видом деятельности которых является «производство и продажа чистой информации». Так, например, в настоящее время в Российской Федерации создано «Международное бюро информации и телекоммуникации» (МБИТ), которое специализируется на создании информационных ресурсов, способствующих развитию информационной инфраструктуры рынка. На основе «Международного бюро информации и телекоммуникации» создана база данных экспортеров и импортеров России. На рынке предлагается база данных под названием «Партнер-2», в которую вошли 3,5 тысячи наиболее крупных экспортеров и импортеров (указаны адрес, факс, телефон, полная номенклатура товаров, которыми фирма торгует).

Переход к рыночным отношениям неизбежно ведет к усилению конкуренции между предприятиями (фирмами). Зарубежный опыт показывает: кто не заботится о защите своей коммерчески ценной информации, тот теряет до 30% и более возможной выручки либо становится банкротом. Ежегодный урон американского бизнеса от потери коммерчески ценной информации превышает 40 млрд. долларов. Поэтому предприятие (фирма) должны приложить все усилия для обеспечения защиты собственной информации.

В широком смысле слова собственная информация предприятия (фирмы) может быть определена как «коммерчески ценные идеи». При этом не обязательно, чтобы это было что-то новое на уровне изобретения. Важно, чтобы эта информация не была общеизвестной, а состояла из знаний, способствующих прибыльности предприятия (фирмы), т.е. собственной информацией являются те знания, которые можно продать, обменять или реализовать на рынке. Бывает, что такая информация может показаться весьма незначительной, т.е. ее можно получить практически без всяких затрат или с малыми затратами, либо вообще случайно, как совокупность или комбинацию известных знаний. Тем не менее, обладание ею дает то или иное преимущество перед конкурентами, и очень важно своевременно ее капитализировать.

Существует два вида собственной информации:

− технологическая;

− деловая.

Эти понятия используются не только потому, что они просты и имеют определенный смысл, но и потому, что каждое из них имеет свои разновидности и особенности. Это разделение особенно полезно, когда собственная информация определена как коммерчески ценная и разрабатываются эффективные способы ее защиты и реализации.

Технологическая информация может определяться тем или иным оборудованием, дизайном, химическим составом (формулой) или способом производства. Что-то из этого может быть запатентовано. Все это подпадает под категорию «технология» и обратной трактовки может не иметь, т.е. не вся технологическая информация может быть запатентована. Технологическая информация отличается от деловой также сферой применения, так как она значительно шире, например способ приготовления раствора, рецепт, электронная схема, программный продукт и т.д. Деловая информация больше связана непосредственно с бизнесом и борьбой с конкурентами, например список клиентов, маркетинговый план фирмы, финансовые отчеты и т.д.


Таким образом, собственная информация фирмы- это коммерчески ценная информация для данного предприятия (фирмы), хотя она может не принадлежать ему целиком. В ряде случаев несколько взятых вместе и общеизвестных идей составляют уникальную комбинацию коммерчески ценной информации, знанием которой обладает это предприятие (фирма).

Некоторые исследователи данной проблемы называют собственную ценную информацию предприятия, например, предпринимательской тайной, подразделяя ее на:

промышленную (секреты производства, «ноу-хау», изобретения, открытия, формулы, методы и способы управления финансами, маркетингом, производством и т.д.);

коммерческую (индивидуальные детали коммерческой деятельности, деловые связи и т.д.);

финансово-кредитную (бухгалтерская и финансовая документация и т.д.).

В такой трактовке есть смысл, однако это может только запутать, так как понятие «промышленная тайна» − это по сути своей то, что определено у нас и за рубежом под понятием «технология» (технологическая информация), а рассмотренные понятия коммерческой и финансово- кредитной информации –под понятием «собственная деловая информация» предприятия (фирмы). Поэтому совокупность секретов технологии и деловой информации составляет собственную ценную информацию предприятия (фирмы). Выделение же из нее по определенным признакам и экономическим критериям наиболее важной информации для предприятия и составит его коммерческую тайну как коммерчески ценную и требующую особой защиты.

1.2 Понятие и структура конфиденциальной информации

Конфиденциальная информация в самом широком смысле этого слова может быть определена как любая информация, находящаяся в распоряжении отдельного субъекта – носителя данной информации, раскрытие которой иными субъектами может привести к неблагоприятным для владельца последствиям.

Конфиденциальная информация в узком смысле слова часто определятся как «документированная информация доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством».

Кроме приведенных, достаточно общих определений конфиденциальной информации, имеются и другие определения. Так, например, под конфиденциальной предлагается понимать любую неопубликованную информацию (устную, письменную, визуальную, видео, компьютерные диски), которая раскрывает основные направления и перспективы деятельности, открытия, изображения промышленные образцы, алгоритмы и программное обеспечение ЭВМ, деловые секреты, системы управления, маркетинга и сбыта продукции, а также результаты любых совещаний и переговоров.


При всем многообразии подходов к определению понятия конфиденциальной информации нельзя не заметить, что конфиденциальная информация − это наиболее широкое по объему понятие среди иных понятий информации, действующих в сфере закрытых информационных ресурсов. Оно объединяет различные категории сведений, функционирующих в сфере закрытых информационных ресурсов. К их числу можно отнести сведения, имеющие статус тайны личной жизни граждан, тайны голосования, профессиональной тайны (врачебной, следственной, адвокатской и др.), тайны корреспонденции, телефонных и иных сообщений, коммерческой и банковской тайны государственных секретов тайны исповеди и др.

В подавляющем большинстве случаев разглашение сведений, составляющих тот или иной вид тайны, влечет ответственность виновных физических лиц в установленном законом порядке (уголовную, дисциплинарную и др.). Предусматривается ответственность и юридических лиц, по вине которых указанные сведения были преданы несанкционированной огласке либо стали известны третьим лицам в виду халатности или иных недобросовестных действий их сотрудников

В действующем законодательстве характеристика сведений, составляющих самостоятельный вид тайны, равно как и набор этих видов тайн − весьма разнообразны. Так, например, к тайне личной жизни граждан относится различного рода документированная информация ограниченного доступа хранящаяся в государственных архивах, использование которой без согласия заинтересованных лиц может нанести ущерб моральным и имущественным интересам граждан.[5]

Можно согласиться с определением понятия конфиденциальной информации в самом широком смысле этого слова как любых сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, утрата которых в состоянии привести различного рода последствиям, неблагоприятным для субъекта −носителя таких сведений. Однако, как представляется, более обоснованным будет следующий подход к определению этого понятия.

Как юридически значимая категория конфиденциальная информация может быть определена как организованная совокупность — система документированной информации (включая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах), носящая характер преднамеренно скрываемых сведений, имеющих действительную или потенциальную ценность для их собственника (владельца), доступ к которым в соответствии с законом и другими нормативными актами, ограничивается, и утрата которых может причинить вред собственнику или владельцу этих сведений.