Файл: Коммерческая информация и ее защита.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Передача использования такой информации осуществляется на основе заключения договора. По опыту развитых зарубежных стран наряду с лицензионным договором договор о передаче «ноу-хау» приобретает всевозрастающее значение. Обычно изобретатель или фирма предпочитает хранить в секрете неизвестные элементы своего изобретения, вместо того чтобы полностью раскрыть их в заявке на изобретение. Во многих случаях указанные лица не обращаются с заявкой в отношении патентоспособного изобретения из-за официальной публикации сведений о патенте и готовы для сохранения полной конфиденциальности отказаться от патентной охраны. Особенно часто это встречается в тех отраслях промышленности, где патенты благодаря быстрому экономическому развитию теряют свое значение.

Кроме технических, существуют организационные и коммерческие «ноу-хау». Организационные «ноу-хау» относятся к вопросам организации производства, что имеет огромное значение в эпоху автоматизации процессов производства. Коммерческое «ноу-хау» может быть ценным дополнением технических знаний. Эта взаимосвязь нередко настолько тесна, что одни технические знания без одновременной передачи коммерческих знаний для партнера по договорам практически не представляют какой-либо ценности.

Понятие «ноу-хау» весьма емкое, и формы его многообразны. Приведу некоторые из них.

Техническая сфера: конструкторские чертежи, результаты опытов и их протоколы; перечень проведенных исследовательских работ, общепринятые таблицы и результаты расчетов в их специальном применении для производства определенного продукта; статистические расчеты; формулы и рецепты; данные о качестве материалов; список деталей; чертежи поставляемого оборудования, включая инструкции по обработке, перечни норм, которые дают сведения о результатах проведенных работ по разработке норм; данные о произведенных улучшениях; рабочие планы с указанием времени и допусков; инструкции по технологии (например, предписания по температурному режиму); документация по изготовлению продукции; отчеты о произведенной продукции; оптимальное количество стандартных деталей; приемочные и испытательные предписания; строительные отчеты; перечни аппаратуры; количественные калькуляции для наружного монтажа; данные работ по программированию; обучение персонала другого предприятия.

Коммерческая сфера: картотека клиентов, поставщиков, данные об организации производства; документация о программировании в коммерческой сфере; документация об организации сбыта и распространения; данные о финансировании; методы рекламы; обучение коммерческого персонала другого предприятия.


Таким образом, можно сделать вывод, что «ноу-хау» является техническим, коммерческим и производственно-экономическим знанием и опытом, использование которых покупателем «ноу-хау» дает ему возможность произвести и реализовать продукт, а также осуществлять другую производственную деятельность, например организацию и управление производством.

В действующем законодательстве определены условия, при которых техническая, организационная и коммерческая информация является «ноу-хау» и относится к коммерческой тайне:

эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

В СНГ система хозяйствования позволяет использовать все указанные выше методы защиты интеллектуально-промышленной собственности. Однако правовой механизм защиты все еще остается слабым звеном, т.е. декларативно предприятия (фирмы) имеют возможность этой защиты такими же методами, что и в развитых странах, однако на практике она не всегда эффективна. Именно по этой причине в республике процветает настоящее «пиратство» во многих областях бизнеса: видео бизнесе, программных средствах, литературных произведениях, дизайне и т.д. Это может пресекаться в судебном порядке через акты о недобросовестной конкуренции.

Руководителям предприятий (фирм) следует обеспечивать комплексную патентно-правовую защиту выпускаемых изделий и используемых технологий, особенно если есть перспектива их поставок за рубеж (в том числе в виде комплектующих узлов и деталей) и экспонирования на международных выставках, а также, если предполагается продажа лицензий на эти товары.

Поэтому в программе защиты коммерческой тайны на предприятии, особенно при выходе на зарубежные рынки, должны быть разработаны мероприятия комплексной патентно-правовой защиты, базирующиеся на трех факторах: функциональном (чем защищать); географическом (где защищать и от кого); финансовом (на какие средства защищать). Поскольку охранные документы необходимо не только поддерживать в силе, уплачивая пошлины, но и следить за возможными нарушениями исключительных прав предприятия, рекомендуется для выполнения этой задачи иметь специальных сотрудников в службе безопасности.[9]

Важным моментом защиты интеллектуально-промышленной собственности является использование ее в качестве метода конкурентной борьбы и монополизации рынков сбыта. В зарубежной практике используют так называемый «патентный зонтик» и «патентное букетирование». Это значит, что товар и/или его элементы защищены патентами, свидетельствами на промышленный образец, на товарные знаки и т.д. Тем самым обеспечивается комплексная юридическая защита товара по всем возможным вариантам конкуренции. Кроме того, срок защиты удлиняется благодаря действию нескольких охранных документов.


Таким образом, комплексная патентно-правовая защита интеллектуально-промышленной собственности предприятия (фирмы) дает ему возможность беспрепятственно производить и продавать продукцию, в которой используются запатентованные изделия, а также передавать свои патентные права. Кроме того, защищенный патентом или иным способом товар в некоторых случаях можно продавать дороже, чем незащищенный. Наконец, указание о патентовании является своеобразным средством рекламного воздействия.[19]

3.3 Защита информации при использовании открытых каналов

Под открытыми каналами информации понимается работа предприятия со средствами массовой информации, публикации, деловая переписка, реклама, взаимодействие с государственными органами, общественными организациями и партнерами, выставки, ярмарки и разного рода переговоры, в том числе:

демонстрация научно-технических достижений на выставках, проводимых в республике и за рубежом;

все виды рекламы продукции в форме брошюр, литературы для выставок и ярмарок;

передача информации в процессе общения с представителями средств массовой информации;

обмен с научными учреждениями, фирмами отчетами о научно-исследовательской работе в соответствии с взаимными соглашениями;

передача информации при переписке отдельных специалистов фирмы со специалистами других фирм;

проведение совместных разработок в рамках осуществления научно-технических связей и т.п.

Руководителю предприятия (фирмы) важно осознать, что средства массовой информации, в частности пресса, — это важный коммуникационный канал для взаимодействия с конкурентами, деловыми партнерами, общественностью и другими субъектами рыночных отношений. Игнорирование этого канала может нанести предприятию (фирме) прямой или косвенный ущерб. Для делового мира пресса, прежде всего источник информации, новостей, сведений о динамичных изменениях в мире. Она — и средство помощи в разрешении тех или иных проблем, так как способна привлечь к ним общественное внимание, побудить к определенным решениям социальные институты, мобилизовать на практические действия широкие массы. Установлению контактов руководителей предприятий с общественностью способствует пресса: она привлекает внимание к деятельности предприятия (фирмы), компании, создает предпосылки для организации взаимодействия с возможными деловыми партнерами. В последнее время заметно возросла роль прессы как средства пропаганды и рекламы. И наконец, пресса для руководителя — это и возможность выразить свою позицию по тому или иному вопросу, принять участие в формировании общественного мнения, заявить о себе как об общественном деятеле, влияющем на социальные процессы.


Важным каналом утечки ценной информации могут быть научные и популярные журналы, отраслевая пресса, в которых нередко раскрывается суть новых процессов, схем, технологий; приводятся результаты экспериментов, в получение которых вложены значительные средства.

Для исключения. возможности таких публикаций и особенно разглашения коммерческой тайны необходимо проводить постоянный тщательный анализ информации о деятельности предприятия, которая может появиться в средствах массовой информации при готовящейся рекламе продукции, предстоящих переговорах и т.п.

Законами предусмотрены объемы обязательной информации о предприятии (фирме) и его деятельности, передаваемые в государственные органы для обнародования. Отсутствие информации о деятельности предприятия (фирмы) вызывает недоверие к нему. Кроме того, предприятие (фирма) заинтересовано в рекламе своей продукции. Но, передавая обязательную информацию и проводя рекламную кампанию, надо знать меру, распространяя в каждом удобном случае такую информацию, которая позволит укрепить старые и наладить новые полезные связи, привлечь новых потребителей, но не раскроет конфиденциальные сведения. Хотя, с другой стороны, меры по защите коммерческой тайны не должны идти вразрез с рекламной политикой и не мешать коммерческой деятельности предприятия (фирмы).

Предотвратить утечку коммерчески ценной информации при устных формах рекламы, непосредственном общении с покупателями — задача посложнее. В любом случае, будь то научный семинар или рекламная презентация в рамках выставки-ярмарки, если речь идет о научно-технической продукции, сведения о разработке должны излагаться примерно по той же схеме, что и в рекламе печатной. Основой такого выступления является ответ на вопрос, какие потребности покупателя удовлетворяет новшество и почему оно делает это лучше, чем другие имеющиеся на рынке товары. Поэтому необходимо, чтобы здесь работали высококвалифицированные специалисты.

Вопросы, прямо отвечать на которые нельзя, обычно касаются состава используемых материалов, режимов осуществления процесса, способов и приемов работы и т.п. Иностранцы в этом случае обычно спокойно говорят: «Извините, но эта информация как раз и стоит денег».

Важным каналом утечки закрытой информации могут быть международные научные мероприятия и личные контакты специалистов. Зачастую безоглядная открытость наших специалистов или абсолютное доверие к иностранным фирмам и специалистам на совместных предприятиях приводит к серьезным потерям стратегически важной и закрытой информации.


В этих целях необходимо осуществить следующее:

при оценке информации для открытых каналов важно обязательно учитывать «Перечень сведений, являющихся коммерческой тайной» на предприятии;

исключить конфиденциальную информацию из публикаций и рекламы;

осуществить предварительную экспертизу и объем передаваемой информации прессе, радио, телевидению или на переговорах;

исключить недооценку важности передаваемой и публикуемой информации;

исключить возможность получения конфиденциальной информации путем обобщения отдельных, разрозненных данных;

не допускать того, чтобы у сотрудников появилась заинтересованность в попадании в средства массовой информации закрытых сведений;

исключить из публикаций и рекламы информацию, дающую возможность определить полученный на предприятии результат;

новое изделие и информация о нем должны рассматриваться как единое целое с точки зрения утечки закрытых сведений;

определить пределы и возможности использования закрытой информации;

исключить опубликование искаженных фактов, конфиденциальной информации, преждевременных сообщений;

исключить присутствие на переговорах, совещаниях сотрудников или посетителей, не имеющих отношения к рассматриваемому вопросу.

Главное правило, которого необходимо придерживаться при использовании открытых каналов, — это правило (или прием) «черного ящика», используемого в кибернетике при моделировании изучаемых процессов (проблем). Суть его заключается в данном случае в том, что не надо углубляться в техническую суть разработки товара, его технологии и т.д., а уж тем более приоткрывать имеющиеся «ноу-хау». Это и должен быть недоступный для конкурентов «черный ящик». Ведь потребителя, как правило, интересуют не тонкости производственных процессов, технологий и «ноу-хау», а социально-экономический эффект, выгода от использования товара, его уникальные характеристики и преимущества перед подобными товарами конкурента, причем подтвержденные точными цифрами и фактами.

Если же в процессе переговоров избежать передачи хотя бы части относящейся к «ноу-хау» информации не удается, необходимо проявить инициативу и предложить партнеру заключить соглашение о конфиденциальности передаваемой информации, заранее подготовив его проект. Очень хорошо, если на таких переговорах будет опытный «дирижер», который в деталях знает объект сделки, степень ее патентной защиты, состав «ноу-хау», знаком со стратегией и тактикой ведения переговоров. Он может регулировать их ход, прекращая дискуссию, когда она переходит допустимые границы.