Файл: Коммерческая информация и ее защита.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При подготовке Перечня следует исходить из того, что в условиях рыночной экономики и конкуренции защита этих сведений является элементами маркетинга и эффективности, способом максимизации прибыли предприятия, создания оптимальных условий для его участия в научно-техническом прогрессе при создании товаров рыночной новизны.

Большинство зарубежных фирм начинает создание новой продукции с анализа данных службы маркетинга о преимуществах и недостатках уже освоенной продукции, а также продукции конкурентов. Результаты исследований рынка и намечаемые на этой основе мероприятия являются информационной основой для эффективной производственно-коммерческой деятельности и поэтому могут быть отнесены к коммерческой тайне предприятия.

Важный элемент маркетинговой деятельности предприятия – так называемый реинжиниринг, или конструирование наоборот. Так, многие фирмы покупают изделия конкурентов и разбирают их. Все съемные детали откручиваются, вынимаются все блоки, удаляются даже заклепки, вскрываются отдельные точечные сварные швы. Составляется подробная опись всех деталей и анализируются особенности применявшегося изготовителем производственного процесса. Затем проводится расчет издержек. Детали оценивают с точки зрения их стоимости при изготовлении или покупке, делают заключение о их разнообразии и степени унифицированности узлов и блоков. Наиболее важными из получаемых сведений являются данные о количестве и разнообразии деталей, числе сборочных операций. Соотнося эти данные с количеством выпускаемых изделий, численностью персонала на предприятии и т.д., оценивают уровень издержек. При разборке товаров конкурентов определяется, из чего складываются издержки конкурентов. Иногда выявляются детали, которые можно изготовить по более низкой цене. А это в свою очередь приводит к достижению ценового преимущества. Если удается определить, в какую примерно сумму обойдется изготовление товара, то это позволит узнать, может ли конкурент при желании пойти на снижение цены. Японские фирмы используют информацию такого рода для сбивания цены, зная, что конкуренты не смогут последовать их примеру.

Исследования показывают, что многие зарубежные фирмы в качестве отправной точки своих дизайнерских и технических решений используют товары конкурентов. Действуя подобным образом, хороших результатов могут добиться даже фирмы, не имеющие возможности претендовать на роль лидеров в области техники или технологии. Залогом преуспевания многих фирм являются небольшие поэтапные усовершенствования. Их применяют не сразу в момент появления. Фирма аккумулирует эти усовершенствования, а потом на их основе выпускает товары-дополнения, улучшенные, по сравнению с существующими, сразу по нескольким показателям.


Для руководителей предприятий и специалистов по защите коммерческой тайны проблема дифференциации качества товаров относительно товаров конкурентов обязательно должна найти отражение в мероприятиях по защите информации. На стадии разработки товара определенную ценность как раз и будут представлять сведения (информация) о его свойствах, обеспечивающих существенное отличие от уже имеющихся на рынке изделий. Эти наиболее ценные сведения предприятия составляют коммерческую тайну. [7]

Ощутимый экономический ущерб может нанести разглашение коммерческой тайны на этапе испытания рынком разработанного товара. Главное в процессе рыночных испытаний — оценить привлекательность товара для потребителей. Необходимо обеспечить защиту таких сведений, которые существенным образом облегчили бы принятие конкурентами соответствующих контрмер. Как правило, охране на этой стадии подлежат торговая марка продукта, название фирмы, проводящей испытание, результаты испытаний, время запуска продукта в промышленное производство и т.п.

Практика организации защиты информации показывает, что в определенных случаях даже при поставках товара на рынок конкретные сведения о его производстве и сбыте могут достаточно длительное время охраняться как интеллектуальная собственность предприятия.

При отнесении сведений к коммерческой тайне руководствуются экономической целесообразностью, так как ограничение на пользование информацией может существенно мешать эффективному функционированию предприятия. Сведения сохраняются в тайне в том случае, если они являются составной частью основного качества изделия (например, приборы и устройства охраны, специальные замки, сейфы) или если технология изготовления товара такова, что не позволяет конкуренту в процессе реконструирования получить скрытые данные.

Ценовая и неценовая конкуренции ориентируют фирмы на активное использование достижений науки и техники. Рыночные отношения побуждают предприятия обращать внимание на стадии, предшествующие производству, — исследования и разработки, так как они способствуют обеспечению наиболее высокого уровня качества товара и снижению себестоимости.

Темпы увеличения продаж, осуществляемых компаниями-новаторами, в несколько раз выше, чем у других фирм, а продукция, как правило, пользуется повышенным спросом, так как обладает высокой конкурентоспособностью.

Рынок предъявляет ряд требований к научно-технической деятельности:


– гибкость и маневренность в работе;

– быстрота реагирования на изменение требований рынка;

– проведение НИОКР в сжатые сроки;

– необходимость защиты результатов работ.

По степени ценности результаты НИОКР расположены в такой последовательности:

создающие новые производственные или коммерческие возможности;

повышающие эффективность деятельности предприятия;

открывающие новые источники энергии или сырье (материал);

создающие новый продукт (товар) или улучшающие его качество;

создающие новый спрос (рынок), а также спрос их потенциальными потребителями.

Так, зарубежных бизнесменов в первую очередь интересует следующая информация:

о способах удешевления продукции для получения большей прибыли;

о путях создания новых рынков сбыта или привлечения новых клиентов для своего производства;

о методах создания хорошего имиджа фирмы и ее продукции.

Определяя предмет защиты при проведении НИОКР, следует учитывать, что лишь одна из четырех разработок доводится до стадии эксперимента в сфере потребления и только одна из шести оказывается успешной. По данным американских специалистов, ежегодно около 30 % идей реализуются в виде технических предложений, 12 % − в виде технических проектов, рыночным испытаниям подвергаются только 3 %, а менее 2 % выдерживают эти испытания. На основе таких данных можно сделать вывод, что ценность информации, а следовательно, потребность в отнесении сведений к коммерческой тайне возрастает по мере продвижения работ от стадии реализации предложений к стадии рыночных испытаний, т.е. процесс засекречивания информации начинает активно осуществляться, как правило, с момента нахождения исследователями практических решений по созданию товара с лучшими потребительскими свойствами.

При отнесении сведений к коммерческой тайне необходимо учитывать, на какой стадии жизненного цикла информация может быть использована. Если результаты НИОКР могут найти применение на стадиях появления товара на рынке, роста, зрелости, то ценность будет высокой. Результаты же, полученные на стадиях насыщения и спада, не меняющие положение товара на рынке, могут оказаться для данного предприятия морально устаревшими.

3.2 Особенности защиты промышленной, интеллектуальной собственности


Патентно-правовое обеспечение защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, является комплексом мер, обеспечивающих надежную юридическую защиту прав предприятия (фирмы) на НИОКР, технологию, управление, на сам товар и входящие в него узлы и т.п., рассматриваемые как интеллектуальная и промышленная собственность.

Интеллектуальная собственность выражает права, относящиеся к интеллектуальной, творческой деятельности человека в производственной, научной, литературной и художественных сферах, а также к изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, произведениям литературы, искусства, техники и т.д. Промышленная же собственность является формой собственности, созданной путем интеллектуальной деятельности в технической или коммерческой областях. Такая собственность предполагает достижение какого-либо положительного результата и имеет конкретного владельца, а ее экономическое значение выражено в ее цене.

Система государственной защиты интеллектуальной и промышленной собственности предприятий (фирм) существует во многих странах мира. Исключительность права на эту собственность, т.е. принадлежность данному физическому и/или юридическому лицу, дает возможность ее владельцу расширять производство, изготовляя и продавая товар, выгодно отличающийся от аналогов на рынке своими потребительными свойствами. Кроме этого, интеллектуальная и промышленная собственность может быть объектом не только продажи, но и аренды, лизинга, факторинга, лицензирования и других сделок и приносить тем самым владельцу дополнительную прибыль.[14]

Обеспечить эффективную защиту информации и своих экономических интересов помогает знание и правильное применение системы норм патентного, авторского права, «ноу-хау» и других вышеперечисленных объектов. Эта система носит строго территориальный характер и означает, что патент или иной охранный документ действует на территории только данного государства (хотя имеются и региональные охранные документы, действующие на территории нескольких государств).

Права, предоставляемые патентовладельцу в каждой стране, отличаются объемом и другими особенностями понятия «изобретения», сроками действия и объемом защиты. Любой охранный документ на объект интеллектуально-промышленной собственности означает, что владельцу предоставлено монопольное право на использование данного объекта. Это монопольное (исключительное) право выражается в возможности: производить, продавать, рекламировать, экспонировать на выставках объект, а также передавать все права или часть их, касающиеся запатентованного объекта. Нарушение исключительного права есть нарушение законов данной страны, т.е. обладатель патента вправе требовать от любого гражданина или юридического лица, использующего запатентованное изобретение в противоречии с законом, прекратить такое использование и возместить ему убытки.


На изобретение выдаются патенты, сроки, действия которых в различных странах составляют от 15 до 20 лет.

Патент на изобретение (или утилитарный патент) имеет срок действия 17 лет с момента его выдачи. Он предоставляет владельцу защиту от создания, использования и продажи идентичного изобретения другим лицом либо фирмой.

Патент на дизайн выдается авторам нового, оригинального и необычного дизайна (художественного решения) промышленных изделий, т.е. внешнего оформления изделий, срок их действия в США – 14 лет.

Патент на растения предоставляется на новые сорта (разновидности) растений и действует 17 лет.

Таким образом, патент – это договор между государством и изобретателем о том, что государство в течение определенного срока защищает исключительные права изобретателя. По истечении этого срока государство публикует данное изобретение, и оно становится достоянием общественности.

Авторские права – форма защиты оригинальных авторских разработок, которые не подпадают под патентование. Знак охраны авторских прав © (Copyriht) защищает не собственно оригинальную идею, а возможность ее несанкционированного тиражирования и последующей продажи. Защита авторскими правами целесообразна для произведений художественной прозы и поэзии, скульптур, моделей, графики, географических карт, проектных чертежей, музыкальных произведений и др. Например, авторскими правами защищается программный продукт.

Авторские права могут быть зарегистрированы. Для этого автору необходимо заполнить соответствующий документ, представить две копии работы и оплатить услуги по регистрации. Сроком авторских прав является продолжительность жизни самого автора и еще 15 лет после его смерти. Для юридических лиц срок авторского права устанавливается в 75 лет с момента публикации.

Авторство — имя автора, исполнителя, создателя и т.п., а также неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Авторы произведения могут уступить свои права различным организациям и гражданам, оформив это лицензионным договором.

Допускается, однако, без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения использование чужого выпущенного в свет произведения для удовлетворения личных потребностей, если при этом не наносится ущерб нормальному использованию произведения и не ущемляются законные интересы автора.

Понятие «ноу-хау» (know-how) обозначает секрет производства и наиболее близко к понятию «коммерческая тайна». Согласно законодательству, обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства («ноу-хау»), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами.