ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
«В данном отрывке Эллис работает с женщиной средних лет, не имеющей работы и упорно избегающей ее поиска. Совершенно ясно, что эта сессия не является для клиентки первой, поскольку некоторые ее высказывания показывают знакомство с принципами Эллиса. Тем не менее очевидно, что клиентка не имеет опыта применения рационально-эмотивных концепций и техник к решению собственных проблем. Сессия начинается с того, что она обращается с необычной просьбой о помощи в преодолении избегания задачи.
Клиентка. Я перечитала «Новое руководство по разумному существованию» (A New Guide to Rational Living), и две главы, посвященные самодисциплине и избавлению от инертности, показались мне весьма полезными. Я занимаюсь поисками работы, и мне бы хотелось получить конкретную помощь в том, чтобы сделать первый шаг.
Эллис. Хорошо. Что же вам мешает сделать первый шаг?
К. Я боюсь!
Э. Не стоит употреблять слова «боюсь» — оно слишком неопределенное. А теперь попытайтесь дать ответ на такой вопрос: «Если я сделаю первый шаг и выйду в мир людей...», что может произойти?
К. (пауза) Ну я полагаю, все дело в отсутствии привычки. Я никогда этого не делала раньше.
Э. Это не просто привычка! Скорее всего, вы проявляете инертность из-за низкой способности выносить разочарование. Но давайте вновь вернемся к вашему «я боюсь». Чего именно вы боитесь? Забудьте на время о «привычке», мы вернемся к ней позднее.
К. Я не уверена в том, что боюсь. Я просто высказываю предположение.
Э. Зачем же тогда об этом вообще говорить? Вы должны иметь какие-то признаки, показывающие, что вы боитесь...
К. Я либо боюсь, либо думаю, что мир должен меня кормить.
Э. Давайте начнем с «боюсь». Эти два момента сильно отличаются друг от друга.
К. Ну мне когда-то довелось услышать историю о маленьком зверьке, который выглядывал из норки, потому что был голоден. Он хотел есть, но боялся выйти и в конце концов умер от голода, выглядывая из своей норки. Я словно отождествляю себя с этим зверьком, поэтому и решила, что боюсь.
Э. Думаю, выдействительно боитесь. Я не сомневаюсь в том, что имеет место и другой момент — низкая способность переносить разочарование, к которой мы потом вернемся, а теперь давайте займемся тревогой, испугом.Что вас пугает?
К. Наверное, я боюсь искать работу, поскольку никогда раньше этого не делала.
Э. Это не совсем так, есть тысячи вещей, которые вы никогда не делали. Представьте, что я дал вам миллион долларов и предложил играть на скачках, чего вам раньше, наверное, делать не доводилось. Испугались бы вы?
К. Конечно нет.
Э. Так. Существует множество вещей, которых вы бы не испугались, но которые, несомненно, более опасны, чем поиск работы. Так, если вы раньше не катались на лыжах, но вам бы дали кучу денег и велели прокатиться, то вы, скорее всего, пошли бы даже в том случае, если это сопряжено с реальной опасностью. Итак, вы боитесь не из-за того, что никогда этого не делали, вы боитесь чего-то конкретного. Давайте поговорим именно об этом, не уходите от этой темы! Если вы не разберетесь в причинах своего страха, вам никогда не решить ваших проблем. Что страшного может произойти, если вы день за днем будете выходить из дома, чтобы искать работу?
(Менее чем за десять минут сессии Эллису удалось выполнить несколько важных психотерапевтических задач. Он начал разграничивать Эго-тревожность и тревогу, связанную с дискомфортом... (не произнося вслух этих терминов), и достаточно настойчиво рекомендовал клиентке исследовать свою «тревогу», прежде чем переходить к рассмотрению ее низкой способности переносить разочарование. Кроме того, он поощрил клиентку к конкретным высказываниям о своей тревоге («Не стоит употреблять слова "боюсь" — оно слишком неопределенное») и привел логичный аргумент в противовес ее представлениям о недостатке опыта поиска работы. Это вмешательство может считаться вспомогательным в рамках центрированного на глубине подхода, который Эллис использует, чтобы помочь клиентке разобраться с убеждениями, лежащими в основе ее тревоги.)
К. О, доктор Эллис! (Пауза.) Чего боится большинство людей?
Э. Мне известен ответ на этот вопрос — но давайте выясним, сумеете ливы сформулировать, чеговы боитесь.
К. Уж не думаете ли вы, что я боюсь того, что не найду работы? Я боюсь, что меня не возьмут после первой же попытки, и я решу, что я...
Э. Что вы какая?
К. Я подумаю, что... что кто-то там решит, что устраиваться к ним на работу пришла вовсе не принцесса. А я подумаю, что я никчемная...
Э. Верно, но подумайте как следует и не говорите того, что, как вам кажется, испытывают другие люди. Обдумайте, что в действительности случится у вас внутри,если вы пройдете двадцать или тридцать интервью и вам везде откажут. Как вы будете себя чувствовать?
К. Думаю, я буду вести себя полностью пассивно, как большинство женщин: но это что-то новое. Но вы не согласны...
Э. Нет, это обман! Пока вы не посмотрите правде в лицо, вы не решите своих проблем! Это легкий способ уйти от ответа! Как я уже говорил, мы вернемся к этому второму моменту позднее — это другое чувство. Давайте сосредоточимся на тревоге.
К (Шепотом про себя). Почему я боюсь? Почему я боюсь обратиться по поводу работы? (Эллису) Я боюсь, что мне откажут, — но почему этого надо бояться?
Э. Поскольку... как вы будете себя чувствовать, если двадцать или тридцать раз подряд...
К. ...И я буду думать при этом: «Вот опять отказали мне, женщине средних лет»... и это чувство постепенно будет все усиливаться.
Э. Поскольку вы придете к выводу, к какому? Какой вывод вы сделаете?
К. Что никому я не нужна.
Э. И это будет?.
К. Это будет ужасно.
Э. Хорошо, а теперь скажите мне, вы убеждены в том, что это произойдет, или сказали просто так?
К. Откуда мне знать!
Э. Подумайте об этом! Вы избегаете об этом думать. Вот я, например, отлично знаю, как буду себя чувствовать получив тридцать раз отказ.
К. Конечно, я буду чрезвычайно расстроена!
Э. В чем это будет выражаться?
К. Это будет означать, что сомной не все в порядке!
Э. И именно это будетужасно.
К. Правильно.
(С помощью конфронтации/настойчивости Эллис заставил клиентку сделать над собой усилие и исследовать собственные мысли и чувства, вместо того чтобы принять ее беспомощность или просто давать «правильные», с ее точки зрения, ответы на вопросы. Он вновь и вновь возвращает ее к теме сессии, помогая проникнуть в суть негативной самооценки, лежащей в основе ее тревоги.)
Э. Но почему вы делаете именно эти выводы?
К. Поскольку работать лучше, чем сидеть дома, и это ужасно!
Э. Нет, это недостаточно веская причина. Видите, вы не очень хорошо сосредоточились, вы никак не хотите подумать.
К. Очевидный ответ состоит в том, что мне, скорее всего, откажут по экономическим соображениям.
Э. Вот это правильно — отказ вовсене значит, что с вами что-то не так! Сейчас трудные времена и свободных мест работы не так уж много.
К. Да, но знаете, я вспомнила... всю свою жизнь я ни разу сама не обратилась по поводу работы — я палец о палец не ударила! Просто сидела и ждала, когда что-нибудь произойдет.
Э. Поскольку, «если высунешься...»
К. Можно узнать, что....
Э. Что?
К. Что ничего хорошего во мне нет!
Э. Верно — «Я приду к выводу, что ничего хорошего во мне нет». Видите ли, вы не сможете установить, есть в вас что-то хорошее или нет, это практически невозможно.
К. Это никак не связано с моим возрастом, поскольку я была такой же и в девятнадцать.
Э. Понятно, но вы напомнили мне о том, что в свои семнадцать или восемнадцать я бы ни за что не стал бы искать работу, потому что боялся отказа!
К (В удивлении). Вы?
Э. Именно! Но в девятнадцать я уже начал преодолевать это, теперь же я определенно тревожусьменьше.
К. Меньше тревожитесь?
Э. Да, поскольку я работал над своей тревогой, а вы нет!
К. Мм...
Э. Итак, я думаю, вы правы — ваши чувства не зависят от возраста. Шансы получить отказ, вероятно, увеличились, но и это вовсе не обязательно! Многие женщины ваших лет выглядят в глазах работодателей гораздо привлекательнее молодых. (Далее следует обсуждение причин этого, которое здесь опущено.)
К. Теперь, прочитав вашу книгу, я пребываю в полной растерянности — так много всего предстоит сделать.
Э. Все идет постепенно, вы будете переходить от одной задачи к другой! Теперь же давайте поговорим о вашей тревоге: если вы будете перескакивать с одного на другое, то непременно запутаетесь, при этом возникнет искушение искать повод для оправдания. Лучше прямо взглянуть правде в глаза: вы всегда опасались оказаться отвергнутой.
К. Да, причем это распространяется абсолютно на все, в том числе на новых друзей! Я простожду, когда все получится само собой!
Э. Верно. Ваша пассивность — не обычнаялень, хотя нельзя отрицать некоторого сходства между ними...
К. Нет... но и лень тоже... еще в детстве я была испорченным ребенком.
Э. Это не «испорченность»! Ни в коей мере! Это отговорка.
К. Правда?
Э. Нельсон Рокфеллер, например, был испорченным!
К. Наверняка.
Э. Ему не приходилось зарабатывать себе на жизнь, однако, насколько мне известно, он никогда не сидел без дела!
К. Ну я не настаиваю на том, что была испорченной — я хочу сказать... понимаете... что меня недостаточно строго воспитывали, не вышколили...
Э. Нам с вами ничего не известно о том, что Рокфеллера муштровали. Во всяком случае, маловероятно, чтобы делали этосильно, поскольку воспитывали его гувернантки. Вряд ли они стали бы муштровать ребенка, владеющего десятью миллионами долларов!
(Эллис в данном отрывке начинает с вопроса, побуждающего клиентку обнаружить ошибочную природу смыслов, приписываемых переживанию отвержения. Когда же она отвечает не совсем адекватно, он быстро вмешивается и снова настаивает на том, чтобы она хорошенько подумала.
Когда клиентка ссылается на детский опыт («испорченность»), пытаясь оправдать свою настоящую пассивность, Эллис вступает с ней в спор, приводя в пример Нельсона Рокфеллера. Эта его реакция чрезвычайно важна, поскольку она показывает, что «А» не обязательно влечет за собой «С», и поощряет клиентку взять ответственность за свои проблемы. Вполне возможно, что данное вмешательство достигло своей цели, поскольку клиентка меняет ход своих рассуждений.)
К. Так что же мне сказать себе, как объяснить отказы и все остальное? Не только, что касается работы, но и...
Э. А как высами себе это объясняете? Как я уже сказал, имеет смысл живо представить себе обращение по поводу работы в двадцать или тридцать мест с получением везде отказа по разным причинам.
К. Вы хотите, чтобы я представила себе это.
Э. Да.
К. А также представила себе свою реакцию?
Э. Да, какие чувства у вас возникнут и что вы будете говорить себе для их создания.
К. Вы хотите, чтобы я проделала все это прямо сейчас? Представила себе эту картину?
Э. Да, представьте себе все это и обратите внимание на то чувство, которое возникнет у вас внутри, когда вы в двадцатый раз получите отказ.
К. Я знаю, что должна идти искать работу, поэтому в последние несколько недель ощущаю тревогу и нервозность...
Э. Это и есть ваш ответ. Как вы думаете, что вы станете себе говорить, не ограничивайтесь ответом, приведенным в моей книге. Скажите мне, что, по-вашему, вы будете говорить себе?
К. Я говорю себе, что собираюсь это сделать.
Э. «И если я это сделаю...»
К. Это будет ужасно, словно прыгнуть в котел с кипящей водой или что-то вроде того...
Э. Потому что?.
К. Потому что я полагаю, что получу отказ.
Э. И это будет означать?.
К. Или я представляю себе... понимаете, куча грандиозных мыслей...
Э. Минутку, давайте сначала закончим с первой мыслью: «Если я получу отказ, это будет означать...»
К. Это будет означать, что я права насчет себя.
Э. «Что я не очень-то хороша». Это вы хотите сказать?
К.Да.
(Клиентка начинает данный фрагмент, выражая свою осведомленность о желательности выработки альтернативной философии по отношению к переживанию отказа, отвержения, но вновь беспомощно вопрошает: «Так что же мне сказать себе?.» Эллис переадресует ей этот вопрос, давая возможность вскрыть текущие дисфункциональные убеждения. Его директива «живо представить себе... получение отказа по разным причинам» может считаться примером подвижности в терапии (повышение эффективности за счет использования разнообразных техник), когда он пытается убедить клиентку использовать воображение в качестве средства проникновения в суть ее иррациональных убеждений. Невербальное когнитивное содержание мысленных образов заметно отличается от вербальных интервенций, которые обычно предпочитает Эллис, расширяя спектр модальностей сессии.