ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Когнитивные подходы. Предисловие к частиIii.
Когнитивными подходами в психотерапии считаются те, в которых делается преимущественный акцент на логическом, интеллектуальном подходе к процессу и/или разрешению проблем или затруднений клиента. Эти подходы могут быть сравнительно эклектичными; иначе говоря, в них используется целый ряд разнообразных техник. При этом исходят из представлений, что различные проблемы и различные клиенты требуют различных методов или техник; выбор техник обычно осуществляется на основании практических соображений или собственного опыта.
Более ранние издания этой книги включали в качестве когнитивного подхода так называемую миннесотскую точку зрения Уильямсона. Кроме того, в предыдущее издание входила глава, посвященная Рейми и его гипотезе ложных когнитивных представлений (cognitive misconception hypothesis). Читателей, интересующихся этими теориями, мы отсылаем к предыдущим изданиям.
Эллис первым разработал рациональную психотерапию. Прошло больше десятилетия, прежде чем другие, в частности Бек и Мейхенбаум, разработали собственные подходы в когнитивной психотерапии. Подходы Эллиса, Бека и Мейхенбаума описаны в соответствующих главах данного раздела. Эти подходы имеют много общего, как сможет убедиться читатель. Психотерапевт предстает в роли учителя, который пытается привить клиенту навыки использования информации, логики или рассуждений с целью коррекции ложных толкований и иррациональных мыслей, считающихся основой эмоциональных расстройств.
Природа американского общества делает его восприимчивым к когнитивным психотерапевтическим подходам, поскольку они основаны на научных фактах. На это указывает Франк (Frank, 1961), обращая внимание на возможные слабые стороны такого подхода в психотерапии. По его словам, научный идеал
«ценит объективность и интеллектуальное постижение, однако эти особенности не всегда применимы к психотерапии. В результате неизбежна завышенная оценка значимости когнитивных аспектов. С позиции пациента «инсайт» в смысле способности облечь понимание в слова может быть ошибочно принят за истинное изменение установок. С позиции психотерапевта научный подход может привести к ненужному акценту на красотах и изяществе интерпретаций, а также к избеганию открыто возбуждающих эмоции техник... несмотря на всеобщее согласие с тем, что для успеха психотерапии непременно должны быть затронуты эмоции пациента» (pp. 219-220).
Глава 7. Рационально-эмотивная психотерапия: Эллис.
Вероятно, одной из наиболее известных и ранних попыток привнести в психотерапию логику и рассуждение является подход Альберта Эллиса, впервые изложенный в нескольких журнальных статьях. Первоначально названный рациональной психотерапией, он с 1962 г. получил наименованиерационально-эмотивной терапии (РЭТ) (rational-emotive therapy, RET).
Альберт Эллис (род. в 1913 г.) получил степень бакалавра в 1934 г. в Сити колледже в Нью-Йорке; звание магистра и доктора философии ему было присвоено соответственно в 1943 г. и 1947 г. в Колумбийском университете. Эллис начал частную практику в сфере брачного, семейного и сексуального консультирования в 1943 г. В связи со своим интересом к психоанализу Эллис прошел психоаналитическое обучение и трехгодичный личный анализ. Он какое-то время работал клиническим психологом в клинике психической гигиены в государственном диагностическом центре, главным психологом Департамента учреждений и агентств штата Нью-Джерси, а также инструктором в Рутжеровском и Нью-Йоркском университетах. Основная часть его профессиональной деятельности, однако, была посвящена частной практике. Несмотря на это, он занимался активной лекторской работой и проводил семинары по терапии РЭТ по всему миру и сейчас продолжает это делать. В 1958 г. он основал Институт рациональной жизни (Institute for Rational Living), а в 1968 г. — Институт усовершенствования в области рациональной психотерапии (Institute for Advanced Study in Rational Psychotherapy), исполнительным директором которого он в настоящее время является. Кроме обучения РЭТ Институт предлагает уроки в Школе жизни (Living School), где нормальных детей обучают принципам рационально-эмотивной психологии.
Эллис получил множество наград, в частности «За выдающийся профессиональный вклад в развитие знаний» от Американской психологической ассоциации (см. American Psychologist, 1986,41, pp. 381-397), звание «Гуманист года» от Американской гуманистической ассоциации и награду за личное развитие от Американской консультативной ассоциации.
Эллис, дипломант в области клинической психологии Американского комитета профессиональной психологии, опубликовал множество своих трудов. Он является автором многочисленных популярных и научных книг по вопросам секса и сексуальности. Эллис был одним из трех психотерапевтов в серии фильмов под общим названием «Три подхода к психотерапии» продюсера Эверетта Л. Шострома. Он распространил рационально-эмотивный подход на групповую психотерапию и группы встреч. Эллис опубликовал принципы своего подхода в ряде книг и статей. Биография Эллиса подготовлена Вайнером (Wiener, 1988).
Становление и развитие.
На заре своей практики в области консультирования супругов Эллис уделял внимание предоставлению авторитетной информации. Вместе с тем он стал осознавать, что проблемы, с которыми обращаются к нему клиенты, часто обусловлены отсутствием необходимой информации или знаний; его клиенты также страдали психологическими или эмоциональными расстройствами. Он обратился за помощью к психоанализу и, пройдя обучение и личный анализ, начал заниматься традиционным психоанализом. Несмотря на свои значительные успехи как психоаналитика (по его словам, заметное улучшение наступало у 50% всех его пациентов и 70% пациентов-невротиков), он не был удовлетворен этими результатами и, что более важно, теорией и техниками психоанализа. Эллис ощущал, что пассивность и бездеятельность ортодоксального психоанализа идут вразрез с его собственной личностью и темпераментом.
«Если мне кажется, что я отлично знаю причины проблем пациента, почему я должен пассивно ожидать, иногда в течение нескольких недель и даже месяцев, пока он, по собственной инициативе, покажет мне, что полностью «готов» принять мои толкования? Почему, когда пациентам с трудом даются свободные ассоциации, когда они за всю сессию могут вымолвить всего несколько слов, я не должен помочь им наводящими вопросами или замечаниями?» (Ellis, 1962, р. 7.)
В результате своей неудовлетворенности Эллис внес изменения в неофрейдистский подход, а впоследствии и в психоаналитическую терапию, активизировав процесс. Несмотря на явное повышение эффективности (значительного улучшения достигали 63% всех пациентов и 70% пациентов-невротиков), причем это отнимало меньше времени и усилий, Эллис по-прежнему был недоволен. Хотя его пациенты достигали инсайта относительно собственного поведения и его причин, они не всегда менялись в лучшую сторону.
Эллис заинтересовался теорией научения (то есть обусловливания) и попытался применить ее для разрушения условных рефлексов у своих пациентов путем привлечения их к подходящим терапевтическим видам деятельности. И вновь ему показалось, что эта направленная на деятельность эклектическая терапия более эффективна, но неудовлетворенность не оставляла Эллиса. Его рациональный подход начал развиваться именно в этот момент (в 1954 г.). Эллис убедился, что иррациональные, невротические ранние навыки обладают значительной стойкостью, поскольку индивиды упорствовали в переобучении себя этим навыкам, оказывая сопротивление терапии и достижению инсайтов. Тогда Эллис принялся обучать своих пациентов изменять мышление и принимать рациональный подход к проблемам. Он видел, что до 90% людей после применения этого метода в течение 10 и более сессий достигали заметного и даже значительного улучшения.
Принципы терапии РЭТ были сформулированы в ряде статей, выходивших начиная с 1955 г. (Ellis, 1955a, 1955b, 1956, 1957a, 1957b, 1958, 1959), а наиболее полно они были изложены в книге «Разум и эмоции в психотерапии» (Reason and Emotion in Psychotherapy, Ellis, 1962). Последние работы Эллиса (Ellis, 1987a, 1988b, 1989;Ellis&Dryden, 1987;Ellis&Grieger, 1977a;Ellis&Whiteley, 1979) дополнили и развили уже сформулированную теорию.