ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Необходимость определения экологических затрат, их содержание и сущность
2. Оценка экологического воздействия и ущерба
2.1.Определение экономического ущерба методом прямого счета
2.2. Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды методом укрупненного счета
3.Состав затрат на природоохранные мероприятия в России
3.1.Объем затраты на охрану окружающей среды в рф в 2010 году
4.Особенность экологических инвестиций
4.2. Выбор направления развития при осуществлении экологических инвестиций.
П л а н
Введение
1.Экологические издержки предприятия.
1.1.Необходимость определения экологических затрат, их содержание и сущность.
1.2. Оценка экологического воздействия и ущерба
1.2.1.Определение экономического ущерба методом прямого счета
1.2.2. Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды методом укрупненного счета.
2.Состав затрат на природоохранные мероприятия в России
2.1.Объем затраты на охрану окружающей среды в РФ в 2010 году?
2.2 Необходимость экологических инвестиций.
2.3. Выбор направления развития при осуществлении экологических инвестиций.
Залючение
Введение
Рассмотрение экологических аспектов инвестиционных проектов (ИП) хозяйственного развития является традиционной практикой зарубежных инвесторов (финансовых организаций, банков, фондов и т.д.). Цель такого рассмотрения - избежать или свести к минимуму остроту экологических проблем, которые могут возникнуть в ходе финансовых операций. Поэтому в большинстве развитых стран экологическая оценка (ЭО) стала неотъемлемой частью всех этапов оценки ИП и контроля за его реализацией. Именно экологическая оценка способна:
(1) гарантировать, что лицо, принимающее решение о возможности финансовой поддержки ИП, осведомлено об экологических последствиях его реализации и примет их во внимание при принятии решения;
(2) предотвратить возникновение экологических рисков, угрожающих успешному осуществлению ИП и возврату капитала;
(3) обеспечить учет всех затрат и обязательств в расчетах экономической эффективности осуществления ИП с указанием тех из них, которые способствуют решению экологических проблем;
(4) подтвердить экологическую эффективность реализации ИП, выражающуюся, в том числе, и в улучшении состояния окружающей среды или ее отдельных компонентов.
В России эту функцию выполняет государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ), проводимая системой территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.
Продолжающее ухудшаться состояние окружающей среды вызывает все большую озабоченность общества. В этих условиях ответственность инвестора, равно как и инициатора намечаемой деятельности, за неблагоприятные экологические и связанные с ними социальные, экономические и другие последствия хозяйственного развития повышается. Поэтому, прежде чем принять решение о финансировании ИП, инвестор должен убедиться, что в проектных решениях учитывается экологический фактор. Однако инвестор имеет дело с ранними формами обосновывающей документации - Бизнес-планом или Обоснованием инвестиций, когда технические решения по ИП еще не получили полного освещения и решение о финансировании ИП принимается им до оформления земельного участка в пользование и окончательного заключения ГЭЭ на технико-экономическое обоснование (ТЭО)/проект строительства объекта инвестиционной деятельности.
Экологическая оценка обосновывающей документации, представляемой для принятия финансового решения, позволяет исключить неопределенности относительно экологических аспектов ИП. Главной задачей инвестора при проведении ЭО является выявление проблем, связанных с качеством окружающей среды на территории реализации ИП, возможностью возникновения экологических рисков, включением в инвестиционные программы мероприятий, направленных на предотвращение или компенсацию экологического ущерба.
По результатам ЭО инвестор может подготовить предложения о включении в финансовые соглашения по проекту специальных статей, касающихся вопросов охраны окружающей среды (перечень экологических условий реализации ИП). Выполнение экологических условий проверяется инвестором в ходе контроля за использованием заемных средств.
Всесторонняя комплексная ЭО проектов может оказаться трудоемкой и дорогостоящей процедурой. Поэтому в некоторых случаях инвесторы ограничиваются так называемым «скринингом» - кратким обзором («очерчиванием») основных направлений влияния реализации ИП на окружающую среду и рассмотрением необходимых согласований. Однако скрининг, позволяя инвестору сэкономить средства на определенном этапе, не гарантирует ему защиту от возможности возникновения различных экологических рисков.
Контрольная работа состоит из введения, 7 глав, выводов и приложений
1.Необходимость определения экологических затрат, их содержание и сущность
Проблема правильной оценки общей величины и структуры расходов на охрану окружающей среды в настоящее время продолжает оставаться дискуссионной. Это определяется несколькими причинами, такими как:
необходимость расчета доли экологических затрат в относительно ВВП при формировании и обосновании отдельных статей государственного бюджета, разработке долгосрочных государственных программ и т.п.;
усиление интеграции стоимостных показателей в области охраны окружающей среды в систему национальных счетов и макроэкономического анализа;
подготовка рекомендаций для формирования оптимальной налоговой политики (установление льготного налогообложения прибыли, расходуемой на мероприятия экологического характера, определение порядка корректировки платежей за загрязнение окружающей природной среды и пользование отдельными видами природных ресурсов при проведении предприятиями природоохранных мероприятий и др.);
стимулирование кредитной политики в части инвестирования деятельности по охране окружающей среды, организации экологического страхования;
проведение международных сопоставлений для сравнения реальных масштабов природоохранной деятельности и хода выполнения взятых Российской Федерацией международных обязательств и др.
Одной из приоритетных задач экологической политики в России является получение и анализ объективной статистической информации по стоимостным показателям, характеризующим масштабы природоохранных мероприятий, движение финансовых ресурсов, эффективность принимаемых решений и т. д. Его результаты необходимо учитывать при разработке долгосрочных программ устойчивого развития страны и ее регионов, определении основных пропорций между экологическими возможностями и социально- экономическими потребностями общества. Особую значимость это приобретает при проведении текущей экологической политики: формировании соответствующих статей государственного бюджета и контроля за их исполнением, определении объемов и направлений природоохранных работ в субъектах Российской Федерации, совершенствовании эколого-экономических методов воздействия на природопользователей.
Подсистема стоимостных природоохранных показателей включает широкий круг индикаторов — от расчетной величины экологического ущерба до размеров платежей предприятий за природопользование. Наиболее универсальными в этой области являются показатели затрат на охрану окружающей среды, поскольку они дают возможность сопоставления с главными макроэкономическими индикаторами — валовым национальным продуктом (ВНП), валовым выпуском, доходной и расходной статьями бюджета, общим объемом инвестиций в экономику в целом и отдельные виды деятельности и т. д. Важное прикладное значение имеет также сравнение соотношений между экологическими и общехозяйственными показателями в зарубежных странах с данными по Российской Федерации.
2. Оценка экологического воздействия и ущерба
Чаще всего экологическая оценка выступает в виде эколого-экономического ущерба, отрицательной величины, что снижает эффективность проектов.
Под экономическим ущербом от деградации окружающей среды (или эколого-экономическим ущербом) понимается денежная оценка негативных изменений в окружающей среде в результате ее загрязнения, в качестве и количестве природных ресурсов, а также последствий таких изменений. Экологический ущерб и его последствия могут проявляться в самых различных видах и областях: ухудшение здоровья человека из-за потребления загрязненной воды и загрязнения воздуха (социальный ущерб), снижения урожайности в сельском хозяйстве на загрязненных выбросами промышленности землях, уменьшением сроков службы оборудования из-за коррозии металлов и т.д. Обычно при измерении ущерба природе сначала выявляются изменения/ухудшения в натуральных показателях, а затем дается их экономическая оценка.
Величину эколого-экономического ущерба можно представить в виде суммы разнообразных видов издержек, затрат, убытков в различных областях:
где Ui — экономический ущерб, вызванный натуральными изменениями i-гo фактора, руб.; xi— натуральное изменение 1-го фактора; pi — денежная оценка i-гo фактора.
В теоретическом плане довольно хорошо изучен такой вид ущерба как экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Он вместе с затратами на предотвращение загрязнения составляет экологические издержки производства. Имеются и практические подходы к расчетам ущерба. В 80-е гг. в стране была разработана достаточно простая методика оценки ущерба (авторы К.Г. Гофман, О.Ф. Балацкий и др.), Связывающая натуральные показатели объемов выбросов, их опасность, региональные особенности с экономическими показателями. Однако данная методика вызвала ряд замечаний как практического, так и теоретического характера. Так что к ее использованию надо относиться дифференцированно и осторожно.
Достаточно сложно прямо соотнести величину эколого-экономического ущерба с традиционными в теории внутренними и внешними экстернальными издержками. Часто величину экономического ущерба природе соотносят только с экстернальными издержками, ущербом для общества. Однако в эколого-экономический ущерб для общества входит и часть внутренних издержек производителя. Например, если в результате нерационального использования фермер деградирует собственную землю, то с формальной точки зрения экстерналии (локальные) не возникают, так как на общество не возлагаются дополнительные затраты. Однако очевидно, что фермер должен увеличить внутренние издержки для компенсации снижения плодородия — закупать и использовать больше минеральных и органических удобрений, увеличивать энергетические затраты и пр. Имеет место и возникновение временных экстерналии, когда за деградацию земли должно расплачиваться следующее поколение, используя больше средств производства или осваивая взамен деградировавшей земли другие участки. Тем самым с позиции охраны окружающей среды в затраты на минимизацию эколого-экономического ущерба целесообразно включать все экстернальные издержки плюс часть (прирост) внутренних издержек производителя, вызванных ухудшением качества среды.
В связи с этим одной из важнейших задач экономических мероприятий, связанных с той или иной степенью экологического воздействия, является минимизация экологического ущерба. Сейчас имеется ряд экономических подходов, позволяющих оценить экологическое воздействие. Наиболее разработаны подходы по следующим двум направлениям:
1. Использование имеющихся (рыночных) цен для оценки воздействия на товары и услуги. В рамках этого общего подхода возможно применение следующих подходов:
—изменение продуктивности, производительности (уменьшение урожайности в сельском хозяйстве, сокращение уловов рыбы, уменьшение прироста биомассы и деградация лесов и пр.);
—ухудшение качества жизни (или метод потери дохода) (рост заболеваемости, смертности, ухудшение условий рекреации и пр.);
— альтернативная стоимость;
— сокращение сроков службы имущества (зданий, оборудования и пр.).
2. Оценка, основанная на использовании величины непосредственных затрат, расходов.
Второе направление, связанное с затратами, является более очевидным. Рассмотрим более подробно первое направление оценки экологического воздействия, связанное с использованием имеющихся (рыночных) цен.
По всем перечисленным в рамках этого направления методам возможно получение натуральных показателей, отражающих ухудшение экологической ситуации и экологический ущерб, которые могут быть оценены в стоимостной форме. Важным достоинством перечисленных подходов является возможность использования рыночной цены для оценки воздействий на товары и услуги.
Здесь обычно применяются прямые методы анализа затрат и выгод с учетом экологических последствий воздействия проектов. Воздействия могут оказываться как на природные системы (сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство), так и на искусственно созданные системы (здания, сооружения, производства в производственном и бытовом секторах). В результате изменения качества природных ресурсов и состояния окружающей среды происходит изменение производительности, продуктивности природных и искусственных систем, возможно изменение производственных затрат в этих системах. Данные изменения влияют на объемы производства, колебания цен и т.д. В результате возможные физические изменения на основе рыночных цен могут быть оценены в стоимостной форме.
Метод с использованием изменения продуктивности является прямым продолжением традиционного анализа эффективности или затраты-выгоды. Физические изменения производства оцениваются с использованием рыночных цен на используемую и производимую продукцию. Метод оценки изменения продуктивности используется в основном в двух случаях: когда оценивается абсолютная величина воздействия и когда воздействие оценивается в «приростной» форме. Первый случай является наиболее чистым и простым. Здесь сопоставляется два варианта: имеется экологическое воздействие или нет. Первый вариант и требует оценки. Например, загрязнение воздуха в результате работы предприятия приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных угодий. Здесь требуется оценка изменения продуктивности земли, что возможно при сопоставлении урожайности аналогичных по качеству почвы участков вблизи завода и в чистом районе.