ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Необходимость определения экологических затрат, их содержание и сущность
2. Оценка экологического воздействия и ущерба
2.1.Определение экономического ущерба методом прямого счета
2.2. Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды методом укрупненного счета
3.Состав затрат на природоохранные мероприятия в России
3.1.Объем затраты на охрану окружающей среды в рф в 2010 году
4.Особенность экологических инвестиций
4.2. Выбор направления развития при осуществлении экологических инвестиций.
где Si — площадь i-го участка зоны активного засорения (ЗАЗ);
S заз — площадь ЗАЗ, определяемая по соответствующей методике, га;
i — номер участка, относящийся к одному из типов территорий, попавших в ЗАЗ;
— коэффициент относительной опасности i-го участка ЗАЗ.
Величина приведенной массы выброса загрязнений в атмосферу определяется по формуле:
где N — общее число источников загрязнения;
Ai — безразмерный показатель относительной активности примеси i-го вида, усл./т; значение Ai для оксида углерода равно 1; для сернистого ангидрида — 22; для сероводорода — 54,8;
тi — масса годового выброса i-го ингредиента в атмосферу.
Оценка ущерба загрязнения водоемов. Определение ущерба загрязнения водоема от сброса грязных вод источником загрязнения (руб./год) определяется по формуле:
где Ув — ущерб i-му водоему, руб./год;
— константа, численное значение которой рекомендуется принимать равным 400 руб./усл. т (1985 г, — для сброса в водоемы, для 2000—2003 гг. эта сумма должна уточняться для каждого года в отдельности);
— константа, имеющая разное значение для различных водохозяйственных участков, например, для Волги она равна от 0,8 до 2,6; для Дона — от 1,62 до 3,79 и т.д.
Приведенная масса сброса в водоемы рассчитывается по формуле:
где Аi’ — показатель относительной опасности сброса, рассчитываемый в соответствие с методикой;
mi’ — масса i-го сброса, приходящаяся, например, на 1 т металла.
Значение Аi’ определяется по формуле:
где ПДК р/xi — предельно допустимая концентрация 1-го вещества в водных объектах, используемых для рыбохозяйственных целей, г/м3.
Например, значение ПДК р/xi для взвешенных веществ составляет 0,33; для нефтепродуктов — 20; для меди — 100 и т.д.
Оценка ущерба загрязнения земельных ресурсов. Ущерб от отчуждения земель (руб./га) рассчитывается по формуле:
где Ут — ущерб от отчуждения земель, руб./га;
п — индекс вида сельскохозяйственной продукции;
Рп — годовое количество недоданной сельскохозяйственной продукции из-за нарушения земель, т/га;
С'п,С"п — себестоимость п-го вида продукции, получаемой соответственно в контрольной зоне и зоне влияния нарушенных земель;
N — общее число загрязнителей.
Оценка ущерба загрязнения недр. Удельный ущерб от годового нарушения и загрязнения недр (руб.) определяется по формуле:
У нед = У нар + У заг , (18)
где Унед — общий ущерб недрам;
Унар — ущерб от нарушения недр, руб./год;
Узаг — ущерб от загрязнения недр, руб./год.
Сумма ущербов атмосферы, гидросферы и литосферы составляет общий ущерб окружающей среде.
Расчеты, выполненные укрупненным методом, показывают, что экономический ущерб, наносимый народному хозяйству загрязнением окружающей среды, распределяется следующим образом: воздушному бассейну — около 60%; водному бассейну — около 30%; литосфере — около 10% от общего ущерба.
Общий ущерб, наносимый народному хозяйству, равен сумме ущербов, наносимых атмосферному воздуху, водному бассейну, земельным ресурсам, недрам, флоре и фауне лесов, по формуле:
У = У атм + У вод + У зем + У нед + У лес (18)
Экономический эффект сокращения ущерба и увеличения прибыли предприятия можно определить, по формуле:
где У— сокращение ущерба предприятию за счет природоохранных мероприятий, руб.;
П — прирост прибыли за счет сокращения издержек, руб.;
(С+ Ен * К) — текущие издержки предприятия.
При разработке новых комплексные или локальных инвестиционных проектов мероприятия по защите окружающей среды должны выбираться из нескольких возможных вариантов, которые и должны быть сопоставимы по продолжительности действия, техническим характеристикам применяемых аппаратов. Эффективность действия очистного оборудования и сооружений должна подтверждаться сравнением принимаемых технических решений с лучшими мировыми образцами.
3.Состав затрат на природоохранные мероприятия в России
Охрана окружающей среды в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Охрана окружающей среды, в соответствии с Классификатором видов природоохранной деятельности (СЕРА, 2000), включает "все виды целенаправленной деятельности по предотвращению, снижению и прекращению загрязнения или любого иного ущерба окружающей среде в результате производственного процесса или использования товаров или услуг" и объединяет девять направлений природоохранной деятельности:
- охрана атмосферного воздуха и проблемы изменения климата;
- очистка сточных вод;
- обращение с отходами;
- защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод;
- снижение шумового и вибрационного воздействия;
- сохранение биоразнообразия и среды обитания;
- радиационная безопасность;
- научно-исследовательские работы;
- другие направления природоохранной деятельности.
В составе природоохранных расходов не учитываются:
мероприятия, дающие положительный экологический эффект, но реализованные по техническим соображениям или для охраны здоровья и улучшения условий труда и повышения техники безопасности;
использование природных ресурсов (например, водоснабжение);
расчетные финансовые показатели, такие как амортизация и стоимость основного капитала;
перечисления по депозитам, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, возмещение ущерба окружающей природной среде, компенсации, полученные от третьих сторон и т.п., поскольку они не имеют прямого отношения к природоохранной деятельности.
Исходя из наличия информационных ресурсов, определение объемов совокупных расходов на охрану окружающей среды в Российской Федерации в настоящее время может осуществляться по следующим направлениям, предусмотренным в названном классификаторе направлений природоохранной деятельности:
- охрана атмосферного воздуха и проблемы изменения климата (без мероприятий по сохранению климата и озонового слоя)
- очистка сточных вод (включая предотвращение сброса в поверхностные воды)
- обращение с отходами
- защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод (в части затрат на рекультивацию земель)
- сохранение биоразнообразия и среды обитания (в части восстановления рыбных запасов, защите особо охраняемых природных территорий, затрат на ведение охотничьего хозяйства, выполнение лесозащитных мероприятий и др.)
- радиационная безопасность (в части мероприятий по снижению радиационного воздействия на окружающую среду, лесохозяйственных работ по ликвидации радиоактивного загрязнения)
- научно-исследовательские работы, проводимые с целью охраны окружающей среды
- другие направления природоохранной деятельности (общее управление и руководство, просвещение, обучение и информирование).
Исходя из международных рекомендаций по оценке природоохранной деятельности, а также учитывая информационное обеспечение расчетов, формирование совокупного объема природоохранных расходов осуществляется по принципу исполнителя по секторам суммированием затрат по видам природоохранных расходов:
- прямые инвестиции в основной капитал, направленные предприятиями и организациями на осуществление мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
- капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды;
- текущие расходы предприятий и организаций, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов;
- затраты органов исполнительной власти на содержание аппарата, занимающегося вопросами охраны окружающей среды;
- затраты на научные исследования и разработки в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- затраты на образование в сфере охраны окружающей среды.
Расходы по секторам и по направлениям природоохранной деятельности группируются также по видам экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Природоохранные расходы сгруппированы по секторам: государственному, коммерческому секторам и специализированным поставщикам природоохранных услуг.