Файл: макро на госах для специалистов ИМПЭ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

20. Макроэкономика и ее цели. Основные субъекты макроэкономики.

21. Система национальных счетов и ее роль в экономике.

22. Валовой национальный доход (внд) и валовой внутренний продукт (внп). Методы их расчет. Дефлятор ввп.

23. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса.

24. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

25. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.

26. Потребление и сбережение, их факторы и взаимосвязь.

27. Инвестиции: сущность, источники, направления. Механизм мультипликатора и акселератора.

28. Экономический рост: сущность, цели и типы.

29. Цикличность экономического развития – объективная закономерность.

30. Роль государства в рыночной экономике.

31. Кредитно-денежная (монетарная) политика государства. Банковский мультипликатор.

32. Современная бюджетная политика. Бюджет России текущего года.

Структура государственного бюджета

33. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера.

34. Доходы и их распределение. Кривая Лоренца.

35.Социальная политика государства и ее основные направления.

Наиболее распространено положение о том, что цикл в своей совокупности причин есть синтез внутреннего состояния экономики и внешних факторов.

Продолжительность цикла – это время между двумя пиками или двумя низшими точками. Циклы нерегулярны и различны по продолжительности, поэтому различают: долгосрочные (50-60 лет), среднесрочные (8-10 лет) и краткосрочные (2-3 года) и полугодовые – сезонные циклы. Каждый вид цикла имеет свои причины.

Долгосрочные циклы состоят из двух больших фаз – "фазы подъема" и "фазы спада". Фаза подъема характеризуется инвестиционной активностью, усиленным вложением капитала в наращивание объемов производства, что сопровождается ростом занятости и ссудного процента. Фаза спада – характеризуется появлением избыточного капитала, не находящего себе применения в новых инвестициях, в результате чего объем промышленного производства сокращается, растет безработица, снижается ссудный процент. Таким образом, материальной основой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала в связи с внедрением в производство новых технологий.

Средние циклы, связаны со сроком службы машин, оборудования. Если, например, машины, станки, оборудование имеют срок службы в 5-7 лет, то в период подъема предприятия обновляют производственные мощности, спрос на капитальные блага и их производство растет. Через некоторое время спрос упадет, что породит спад производства. Однако через 5-7 лет оборудование окажется изношенным и потребуется новое, спрос начнет расти, экономика вступит в фазу подъема и т.д.


30. Роль государства в рыночной экономике.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Таким образом, без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

Мировая практика показала, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Государство вовлекается в рыночную экономику с целью под­держания экономической стабильности, макроэкономического рав­новесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии эко­номики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйст­венной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содейст­вующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики пре­следует три цели:

  1. минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,

  2. создание правовых, финансовых и социальных предпо­сылок эффективного функционирования рыночной экономики,

  3. обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции:

  • стабилизация экономики и сти­мулирование сбалансированного экономического роста,

  • обеспечения занятости,

  • регулирование цен,

  • обеспечение пра­вовой базы деятельности хозяйствующих субъектов,

  • функцию перераспределения до­ходов и ресурсов,

  • функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производ­ства общественных благ или непосредственного управления их произ­водством,

  • регулированию рынка тру­да,

  • со­хранения и улучшения окружающей среды,

  • функции антимонопольного регулирования,

  • и многие другие функции.

Экономические методы государственного регулирования:

  • бюджетная политика (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государст­венных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

  • кредитно-денежной политика (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение опе­раций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

  • фискальная политика (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц);

  • социальная политика (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и так далее).


Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики.

31. Кредитно-денежная (монетарная) политика государства. Банковский мультипликатор.

Стабилизационная политика, которая осуществляется посредством регулирования денежной массы, называется денежно-кредитной, или монетарной, политикой.

Основными задачами денежно-кредитной политики являются:

  • обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов

  • выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением

  • воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег

Органом, осуществляющим денежно-кредитную политику в стране, является Центральный банк. В зависимости от того, на изменение какой из указанных составля­ющих воздействует Центральный банк, различают инструменты денежно-кредит­ной политики.

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная политика

Установление Центральным банком нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). Обязательные резервы выполняют функцию страхового фонда для депозитов

Валютная политика

Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, Центральный банк сокращает количество денег, покупая – увеличивает

Политика открытого рынка

Продажа и покупка Центральным банком ценных бумаг на общедоступ­ных институциональных площадках купли-продажи ценных бумаг, а не в порядке частных соглашений. Является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики

Учетная политика

Установление Центральным банком определенного процента, называемого учетной ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов


При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк исходит из за­дач стабилизации экономического развития страны. В общем виде это выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложение денег, в периоды «перегре­ва» экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.

В общем виде дополнительное предложение денег, воз­никшее в результате появления нового депозита, равно:

, где rr – норма банковских резервов; D первоначальный вклад.

Коэффициент называетсябанковским мультипликатором, или депозитным мультипликатором.


32. Современная бюджетная политика. Бюджет России текущего года.

Бюджетная политика относится к числу наиболее важных инструментов государственного регулирования социально-экономических процессов, а бюджет является важней­шим элементом системы финансового регулирования экономики и социальной сферы. Использование бюджетного механизма для регулирова­ния экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными сред­ствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

Государственный бюджет– план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом:

Структура государственного бюджета

Доходы

Расходы

  • Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др.

  • Доходы от государственной собственности, госпредприятий, госторговли и др.

  • Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов

  • Прочие доходы

  • Финансирование экономики

  • Социально-культурные и целевые программы

  • Оборона

  • Управление

  • Трансферты

  • Кредиты и помощь другим государствам

  • Платежи по государственному долгу

Бюджетная политика– совокупность мер государственного воздействия в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Важнейшей задачей бюджетной политики считаются обеспечение макроэкономической устойчивости. Также в 2006-2008 годах необходимо обеспечить последовательное снижение уровня инфляции.

В хозяйственной практике бюджет рассматрива­ется и используется государством как важнейший инструмент финансового ре­гулирования.

Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределе­ния средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функцио­нирования и развития общества.