Файл: макро на госах для специалистов ИМПЭ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

20. Макроэкономика и ее цели. Основные субъекты макроэкономики.

21. Система национальных счетов и ее роль в экономике.

22. Валовой национальный доход (внд) и валовой внутренний продукт (внп). Методы их расчет. Дефлятор ввп.

23. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса.

24. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

25. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.

26. Потребление и сбережение, их факторы и взаимосвязь.

27. Инвестиции: сущность, источники, направления. Механизм мультипликатора и акселератора.

28. Экономический рост: сущность, цели и типы.

29. Цикличность экономического развития – объективная закономерность.

30. Роль государства в рыночной экономике.

31. Кредитно-денежная (монетарная) политика государства. Банковский мультипликатор.

32. Современная бюджетная политика. Бюджет России текущего года.

Структура государственного бюджета

33. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера.

34. Доходы и их распределение. Кривая Лоренца.

35.Социальная политика государства и ее основные направления.

23. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса.

Совокупный спрос (AD) – это объем национального производства который может быть реализован при данном уровне цен. Его величина характеризует реальную покупательную способность всех субъектов экономических отношений в данный момент – потребителей, предприятий и государства. Его составляющими являются потребительские расходы (С), инвестиции (I), государственные расходы (G) и чистый экспорт (Xn), равный экспорт (Х) – импорт (М). То есть: AD = С + I + G + Xn

Между совокупным спросом и уровнем цен существует обратная зависимость: чем выше уровень цен, тем меньше совокупный спрос.

Рис. Кривая совокупного спроса

Нисходящая кривая AD указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем ВНП, который будет куплен.

Изменение ценовых факторов графически изображается движением по кривой совокупного спроса. Неценовые факторы смещают кривую AD либо вправо и вверх, когда совокупный спрос увеличивается, либо влево и вниз, когда он уменьшается.

Действие неценовых факторов совокупного спроса приводят к смещению кривой AD. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:

- изменения в расходах домохозяйств под влиянием: изменения реальной стоимости богатства (если, например, повысился курс имеющихся у потребителя акций, приведший к росту его благосостояния, то его текущий спрос возрастет), ожиданий потребителей (естественно ожидание роста цен в будущем приведет к увеличению спроса сегодня, и наоборот), задолженностей потребителей (чем больше задолженностей потребителей по кредитам, тем меньше их текущий спрос), подоходного налога (очевидно, что повышение налогов сокращает спрос, и наоборот);

- изменения в инвестиционных расходах в связи с изменениями: процентной ставки (чем выше процентная ставка за кредит, тем ниже инвестиционный спрос); ожидаемой нормы прибыли от инвестиций (чем прибыльней инвестиционные проекты, тем больше инвестиционный спрос), налогов на предприятия (очевидно, что повышение налогов снижает инвестиции, и наоборот); технологии (появление новых, высокоэффек­тивных технологий увеличивает спрос на инвестиции);

- изменения в государственных расходах: увеличиваются расходы государства – растет спрос, уменьшаются – спрос падает;


- изменения в расходах на чистый экспорт в связи с изменением: национального дохода в зарубежных странах (если, например, национальный доход Китая растет, то Китай имеет возможность закупать больше товаров в России, что естественно увеличивает совокупный спрос на российские товары) и валютных курсов (если курс национальной валюты падает, это значит, что товары для иностранных покупателей становятся дешевле и спрос на них растет).

24. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

Совокупное предложение (AS) – это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий - сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость (рис.).

Рис.9.2. Кривая совокупного предложения.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

  1. горизонтального (кейнсианского). Национальный продукт изменяется, а цены постоянны.

  2. промежуточного. При изменении объема национального производства меняются и цены.

  3. вертикального (классического). Экономика достигает границ своих производственных возможностей и ресурсы полностью задействованы, объем производства измениться не может, он постоянен (в краткосрочном периоде).

Особенности очертания кривой совокупного предложения

Отрезки кривой AS

Характеристика

Кейнсианский

Кейнсианство доказывает, что кривая ASгоризонтальна. Это соответствует экономике в период спада и недоиспользования факторов производства. В такой ситуации повышение реального объема производства желательно, т.к. оно не сопровождается повышением уровня цен.

Восходящий

Предполагается, что промежуточный отрезок кривой ASописывает экономику, когда в результате неравномерного развития отдельных отраслей происходит увеличение реального объема национального производства на фоне повышения общего уровня цен.

Классический

Классическая школа утверждает, что кривая ASявляется вертикальной, т.к. экономика работает на полную мощность и при полной занятости населения. В этих условиях за короткий период времени увеличение реального объема производства невозможно.


Так же, как и кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов, к числу которых относятся:

  • изменения цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, изменение демографической ситуации, появление импортных ресурсов и т.п. отразится на цене ресурсов, издержках производства, следовательно, и на объеме предложения;

  • изменения в производительности ресурсов;

  • изменения в налогообложении предпринимателей.


25. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.

Равновесие в национальной экономике достигается при равенстве совокупного спроса и совокупного предложения, а точка пересечения этих кривых определяет уровень равновесной цены и равновесного объема национального производства. Вследствие специфики совокупного предложения возможны несколько вариантов макроравновесия.

1. В случае равновесия на кейнсианском отрезке уровень цен не влияет на изменение макроравновесия. Производство большего объема национального производства – Q2 – не было бы обеспечено платежеспособным совокупным спросом, а производство в объеме Q1 , т.е. меньше равновесного уровня, будет стимулировать рост производства, т.к. в обществе существует неудовлетворенный спрос.

Рис. Равновесие на кейнсианском отрезке

2. При достижении равновесия на промежуточном отрезке совокупного спроса любые изменения значения P и Q, кроме Pе и Qе, заставят производителей и потребителей стремится к равновесному уровню. Предположим, что рыночная цена – Р1. При таком ее уровне производители готовы предложить рынку объем производства Q1 (причем Q1 < QЕ), а потребители купить национального продукта в объеме Q2 (Q2 > QЕ). Вследствие этого, превышение спроса над предложением будет стимулировать рост до уровня РЕ и увеличение национального производства до объема QЕ.

Рис. Равновесие на промежуточном отрезке

3. При достижении равновесия на классическом отрезке на его изменение уже не будет оказывать влияние изменение объема производства. Стимулировать или ограничивать предложение будет только уровень цен.

Рис. Равновесие на классическом отрезке

Уменьшение совокупного спроса на классическом и промежуточном отрезках может привести к так называемому «эффекту храповика». Уменьшение спроса не может привести к восстановлению первоначального равновесия за достаточно короткий промежуток времени. Это связано с тем, что цены и на потребительские товары и на средства производства остаются достаточно устойчивыми и не склонными к понижению.


26. Потребление и сбережение, их факторы и взаимосвязь.

Одним из важнейших компонентов совокупного спроса, влияющего на равновесный объем национального производства, является потребление населения (С), т.е. та сумма денег, которая используется на приобретение потребительских товаров и услуг. Источником индивидуального потребления населения являются доходы. Доходы (D) населения формируется из всех суммарных поступлений как в денежной так и в натуральной форме. Однако реальным источником потребления населения, которое оно может расходовать на приобретение необходимых экономических благ является располагаемый доход (D1) – т.е. доход, оставшийся после уплаты налогов.

Располагаемый доход каждой семьи распадается на две части: потребление (С) – часть дохода, расходуемая на реальное потребление материальных благ и услуг, и сбережения (S) – неизрасходованная в данный момент часть дохода, т.е. отложенный спрос. Таким образом, D1 = С + S.

Графически функция потребления и сбережения будут выглядеть следующим образом.

Рис. Функция потребления

Рис. Функция сбережения

Факторы, влияющие на потребление и сбережение:

  • уровень располагаемого дохода. Рост дохода при прочих равных условиях приведет к большим потребительским расходам и позволит одновременно увеличить накапливаемую его часть;

  • накопленное богатство. Чем больше накопленное богатство, тем более свободно будут чувствовать себя потребители на рынке. Отсутствие солидной материальной базы стимулирует относительное увеличение доли сбережений в доходе;

  • изменение уровня цен, т.к. одновременно измениться номинальная покупательная способность денег. Повышение цен приводит к сокращению реального объема потребления и сбережений. И наоборот, снижение цен увеличивает обе части располагаемого дохода;

  • ожидание потребителей;

  • задолженности потребителей;

  • уровень налогообложения, уменьшая или увеличивая располагаемый доход, также влияет на соотношение между потреблением и сбережением.