Файл: макро на госах для специалистов ИМПЭ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

20. Макроэкономика и ее цели. Основные субъекты макроэкономики.

21. Система национальных счетов и ее роль в экономике.

22. Валовой национальный доход (внд) и валовой внутренний продукт (внп). Методы их расчет. Дефлятор ввп.

23. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса.

24. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

25. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.

26. Потребление и сбережение, их факторы и взаимосвязь.

27. Инвестиции: сущность, источники, направления. Механизм мультипликатора и акселератора.

28. Экономический рост: сущность, цели и типы.

29. Цикличность экономического развития – объективная закономерность.

30. Роль государства в рыночной экономике.

31. Кредитно-денежная (монетарная) политика государства. Банковский мультипликатор.

32. Современная бюджетная политика. Бюджет России текущего года.

Структура государственного бюджета

33. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера.

34. Доходы и их распределение. Кривая Лоренца.

35.Социальная политика государства и ее основные направления.

33. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера.

Фискальная (лат. fiscalis – казенный) политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расхо­дов.

Цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Современная фискальная политика включает прямые и кос­венные финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное вос­производство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-про­мышленного комплекса и др. С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система на­логообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды до­ходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться воз­можно более устойчивых темпов экономического роста и избе­жать резких взлетов и падений производства. К числу важных косвенных методов, содействующих накоп­лению капитала, относится политика ускоренной амортизации.

В зависимости от характера использования прямых и кос­венных методов различают два вида фискальной политики го­сударства: а) дискреционную и б) недискреционную.

Дискреционная (лат. discrecio – действующий по своему ус­мотрению) политика означает что государство созна­тельно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. Инструменты: общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

Второй вид фискальной политики – политика автомати­ческих (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилиза­тор – экономический механизм, который без содействия госу­дарства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами яв­ляются налоговые поступления и социальные выплаты,субсидии.


А. Лаффер доказал, что увеличение государственных доходов за счет роста налоговых ставок не всегда возможно и что чрезмерное налоговое бремя ведет к обратному результату – уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Данное явление получило название эффекта Лаффера, а кривая, отображающая эту зависимость, – кривой Лаффера.

Рис. Кривая Лаффера

Кривая отражает взаимосвязь между величиной ставки на­логов и поступлением за их счет средств в государственный бюджет. При повышении ставки налога доходы государства за счет налогов вначале уве­личиваются. Если нало­говая ставка превышает некую границу – точку R0, то доходы от налого­вых поступлений начина­ют уменьшаться. Высо­кие налоги снижают сти­мулы производства и уменьшают доходы госу­дарства за их счет, и наоборот. Снижение налогов в таком слу­чае улучшает состояние государственных финансов.

Однако кривая не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления максимальны, ибо такая ставка налогов различна для разных стран и зависит от многих факторов: от налоговой политики, размеров и структуры государственного сектора эко­номики и др.


34. Доходы и их распределение. Кривая Лоренца.

Доходы индивидуума или семьи формируются за счет различных текущих денежных поступлений, поступлений в натуральной форме, трансфертных платежей, сделанных ранее сбережений, доходов от собственности т.д. Для оценки абсолютного уровня и динамики доходов населения различают:

  • номинальный доход – денежный доход, полученный отдельными лицами в течении определенного периода;

  • располагаемый доход – доход, оставшийся после уплаты налогов и других обязательных платежей, который может быть использован на личное потребление и сбережения;

  • реальный доход – количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течении определенного периода.

В распределении можно различать функциональное и персональное распределение. Функциональное распределение характеризует распре­деление дохода между факторами производства, и прежде всего между трудом и капиталом. Но доходы, в конечном счете, получают не факторы производства, а конкретные люди (или семьи), так как именно они являются основными поставщиками факторов производства – труда и капитала.

Увеличение доли трудового дохода ведет к уменьшению доли дохода от капитала. Если рост объема капитала и сопровож­дающее его увеличение заработной платы означает увеличение количе­ства капитала, приходящегося на одного работника, то есть рост капитало­вооруженности труда, то можно сказать, что увеличение капиталово­оруженности неизбежно приводит к росту заработной платы. Техноло­гические изменения могут вызвать как увеличение, так и уменьшение доли трудовых доходов.

Ответ на этот вопрос как же про­исходит персональное распределение полученного дохода между от­дельными людьми в обществе поможет получить так называемая кривая Лоренца.

Кривая Лоренца, характеризуя величину денежных доходов у раз­личных групп населения, позволяет прогнозировать изменение благосос­тояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос. Кривая Лоренца показывает степень неравенства доходов семей.

Рис. 2.3 Кривая Лоренца

На горизонтальной оси откладывается доля всего количества семей от 0 до 100%, на вертикальной также откладываются их доли в сово­купном доходе. Кривая Лоренца показывает фактическое распределе­ние полученного дохода между отдельными группами семей. Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности рас­пределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распреде­лении доходов, и наоборот.


35.Социальная политика государства и ее основные направления.

Социальная политика– совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми.

Основной задачей социальной политики является формирование эффектив­ной системы социальной защиты. В этой области со­циальной политики можно выделить следующие основные направления.

1. Первое направление – поддержка беднейших слоев населения. Для того чтобы определить, какие катего­рии населения имеют право на социальную помощь, используется пока­затель прожиточного минимума, который включает минимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономического развития страны и сформировавшейся системой потребностей населения.

Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления ши­рокого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бес­платное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому пре­старелых и инвалидов, предоставление мест в домах для престарелых и инвалидов и так далее.

2. Второе направление – обеспечение гарантии права на труд. Для того чтобы граждане могли реализовать эти права, необходима общедоступная система получения среднего, специального, высшего образования, должны быть законодательно регламентированы социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, про­должительность рабочей недели, отпуска и так далее, определены права ра­ботников при найме или увольнении.

3. Третье направление – регулирование занятости населения. Сюда входят разра­ботка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предостав­лять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест. Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи без­работным.