Файл: Коммерческие риски в современной торговле и пути их снижения.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Для любого предприятия, даже в самых благоприятных экономических условиях, всегда сохраняется возможность наступления кризисных явлений. Такая возможность ассоциируется с риском.
Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях коммерческая деятельность организаций торговли связана с тем или иными рисками которые важно предусмотреть при её планировании.
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.
Перед тем как начинать какое-нибудь дело, заключать сделку предприниматель должен все просчитать, продумать. Он должен рассчитать прибыль от данной затеи, вероятность успеха, или другими словами рассчитать риск сделки. Главная сложность проблемы управления рисками заключается в том, что не существует каких – либо «готовых» рецептов. Каждому вопросу, требующему рассмотрения на предприятии, нужен свой уникальный подход.
Управление рисками - это возможность экономической деятельности, использовать разнообразные подходы, процессы, мероприятия, которые позволяют в определенной степени прогнозировать наступление рискованного события, ситуации, и за счет управленческого взаимодействия добиваться снижения его степени влияния.
Главными задачами управления риском являются:
- обнаружение областей повышенного риска;
- оценка степени риска;
- анализ приемлемости данного уровня риска для предпринимателя;
- разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска;
- в случае, когда рисковое событие произошло, принятие мер к максимально возможному возмещению причиненного ущерба.
Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п.
Целью курсовой работы является анализ ООО «Стройматериалы», подробное исследование его коммерческих рисков, а так же методов их снижения
Для своей работы я выбрала общество с ограниченной ответственностью созданное в 2012 году. За это время в компании произошли существенные изменения, которые позволили ей стать предприятием федерального значения. Предприятие специализируется на оптово-розничной торговле строительно - отделочных материалов, комплектации объектов строительства, реконструкции, ремонта и дистрибуции.
В связи с этим можно выделить следующие задачи, поставленные в курсовой работе:
- рассмотреть виды, сущность коммерческих рисков и возможные потери коммерсанта от риска;
- проанализировать ООО «Стройматериалы» на наличие рисков и подобрать подходящие методы для их снижения
При написании данной работы также использовались следующие методы:
- Метод анализа и синтеза. Так как предприятие анализируется и данные по нему синтезируются.
- Монографический метод. Анализ проводился по одному предприятию.
- Аналитический метод. Проводился анализ информации по данной теме и делались соответствующие выводы.
Структура работы составлена в соответствии с поставленными в ней задачами и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая безусловно имеет огромное практическое значение.
Для написания данной работы использованы теоретическая база учебных пособий и учебников, публикации по теме исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, цель и объект исследования, формируется круг рассматриваемых вопросов.
В первой главе рассмотрены основные виды рисков, определены их методы выявления, оценки и снижения .
Во второй главе выявлены методы организации и управления коммерческим риском , проведено исследование ООО «Стройматериалы» на наличие рисков, а также подобраны подходящие методы для их снижения .
В заключении изложены выводы и предложения как результат исследования данной работы.
Глава I. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
1.1. Понятие риска
Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.
Риск можно рассматривать двояко.
С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и пр.)
С другой стороны, риск – это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь[1].
Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Иными словами, риск имеет объективное и субъективное происхождение.
Несмотря на то что с риском в экономической сфере люди встречаются постоянно, его теоретическая изученность явно недостаточна. Объясняется это, наверное, тем, что здесь долго не видели предмета для собственно теоретических исследований, полагая всю эту область относящейся лишь к практике.
В последние десятилетия положение стало изменяться, к этому предмету довольно активно обратились западные, а с началом экономических реформ - и наши исследователи, Тем не менее до сегодняшнего времени
общепринятой трактовки экономического преломления понятия риск не выработано.
Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в ХVII в. французским экономистом шотландского происхождения Р.Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности.
Развитие концепции риска прежде всего связано с исследованиями природы дохода предпринимателя. Последователи Р.Кантильона в оценке риска как существенной характеристики придерживались в принципе схожих взглядов, а именно: предпринимательский доход или его часть в той или иной форме являются платой за риск и качественно отличаются от дохода (прибыли) на авансированный капитал и заработной платы.[2]
Представитель немецкой классической школы XIX в. И. фон Тюнен, пытаясь определить величину предпринимательского дохода, или "выигрыша", прямо связывал его появление с предпринимательским риском. Выявление дохода предпринимателя относительно теории риска впервые, хотя и в неявной форме, вводит в экономический анализ предпринимательской функции понятие вмененных потерь или прибылей в результате неиспользования альтернативного курса действий. По Тюнену, ожидания предпринимателя отражают сознательный выбор в пользу неопределенной, чреватой риском потери, ситуации. В случае неблагоприятной для него ситуации он может потерять все в отличие от служащего [3].
Таким образом, в описанной немецким экономистом ситуации выигрыш должен быть равен доходу служащего, однако предприниматель рискует, и чем больше этот риск, тем больше должен быть выигрыш по сравнению с возможными потерями, т.е. с минимальным доходом.
1.2. Виды экономических рисков
Экономический риск бывает :
- имущественный;
- производственный;
- торговый;
- маркетинговый;
- деловой;
- финансов[4]
Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.
Производственные риски - риски, связанные с вероятностью (возможностью) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.
В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:
- риск полной остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;
- риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;
- риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;
- риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;
- риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
- ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);
- риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.
Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недоставки товара и т.п.
Маркетинговые риски связаны с возможностью получения убытка по причине снижения конкурентоспособности продукции фирмы в целом, ухудшения ценовой и ассортиментной политики и т.д.
Деловой риск определяется такими факторами, как организационно-технический потенциал предприятия, эффективность производственной и инновационной деятельности, устойчивость финансового положения, эффективность системы управления, сложность выпускаемой продукции.[5]
Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств). Особенностью финансовых рисков является вероятность наступления ущерба в результате проведения какой-либо операции, которая осуществляется в финансово-кредитных или биржевых сферах. [6]
Финансовые риски подразделяются на два вида:
- связанные с покупательной способностью денег;
- связанные с вложением капитала.К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков:
- инфляционные риски (инфляция означает обесценивание денег и, естественно, рост цен);
- дефляционные риски (дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и, соответственно, в увеличении покупательной способности денег);
- валютные риски;
- риски ликвидности.
Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности более быстрыми темпами, чем растут. В результате предприниматель несет реальные потери.
Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение их доходов.[7]
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости. К ним могут относится:
- возможные потери, вызванные невозможностью купить или продать актив в нужном количестве за достаточно короткий период времени
- возможность возникновения дефицита наличных средств или высоколиквидных активов для выполнения обязательств перед контрагентами.
Риски, связанные с вложение капитала (инвестиционные риски), подразделяются на:
- риск упущенной выгоды;
- риск снижения доходности;
- риск прямых финансовых потерь.