Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий(Сущность понятия оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что Конституция является одним из основных правовых регуляторов оперативно-розыскной деятельности, тем самым она ее регламентирует на основе определенных законодательных норм.

Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются следующие нормативно-правовые акты и их виды [17, с. 9]: Конституция РФ, а именно статьи 76, 90, 104,105, 115; ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ; УК РФ; УПК РФ; ФЗ "О полиции"; ФЗ "О безопасности"; ФЗ "О прокуратуре"; ФЗ "О государственной тайне"; Указы президента и постановления правительства РФ; Внутриведомственные инструкции.

Таким образом, вышеперечисленные нормативно-правовые акты, действующие в Российской Федерации, регламентируют оперативно-розыскные мероприятия. Нами были выделены ФЗ "О полиции" и ФЗ "О безопасности", потому что МВД и ФСБ России являются федеральными государственными органами исполнительной власти, которые в свою очередь больше остальных осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПРАКТИКЕ

2.1. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий должностным лицом, проводящим проверку сообщения о преступлении

Оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия совершаются в различных правовых режимах и имеют самостоятельные правовые основы законодательства об оперативно-розыскной деятельности и УПК РФ.

При выявлении и раскрытии преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, коррупционных, экономических и некоторых других преступлений уголовные дела часто возбуждаются по результатам проведения оперативно-розыскных мероприятий. На их основе также формируется доказательственная база, имеющая свою специфику. В частности, результаты оперативно-розыскной деятельности и сведения, полученные об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда [11, с. 18].


Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а сведениями об источниках тех фактических данных, которые могут стать доказательствами после собирания и проверки их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Истребование и изъятие документов и предметов осуществляется при наличии уголовного дела, что, в свою очередь, приводит к невозможности осуществления этих полномочий, кроме как при получении образцов для сравнительного исследования, осмотре места происшествия, документов, предметов, трупов, производстве освидетельствования, получении ответа от органа дознания на поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Такой правовой позиции придерживается большинство исследователей. Указание на то, что изъятие предметов и документов проводится и означает, что при производстве тех или иных следственных или иных процессуальных действий должны соблюдаться все предусмотренные правила, касающиеся порядка их проведения.

Однако сложившаяся правоприменительная практика успешно позволяет в ходе проверки сообщения о преступлении истребовать необходимую информацию и документы, содержащие охраняемую законом тайну, используя при этом полномочия по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Должностное лицо, осуществляющее проверку сообщения о преступлении, используя полномочия, позволяющие давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, может путем получения ответа на поручение, предоставленного в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности", провести изъятие документов и предметов (путем ограничения охраняемых законом прав граждан).


Например, дознаватель, осуществляющий процессуальную проверку, вместо проведения выемки документов, содержащих банковскую тайну, допустимой при расследовании уголовного дела, может дать поручение органу дознания на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в частности, наведение справок, результаты которого приобщить в виде ответа на поручение.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, наделены полномочиями по их осуществлению, некоторые из которых по своей сути аналогичны следственным действиям: "Наведение справок", "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", "Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", "Прослушивание телефонных переговоров", "Снятие информации с технических каналов связи", "Получение компьютерной информации".

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.

Изъятие документов и предметов путем ограничения охраняемых законом прав граждан и в ходе расследования уголовного дела, и при осуществлении производится исключительно по постановлению суда, выступающего гарантом защиты граждан от незаконных и необоснованных решений правоохранительных органов.

К органам дознания относятся органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению.

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия. По общему правилу, дознание осуществляют лица, занимающие должности дознавателей в подразделениях по организации дознания. Однако начальник органа дознания может поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу иным должностным лицам, наделяя тем самым сотрудников других подразделений процессуальным статусом дознавателя, например оперуполномоченных уголовного розыска, подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, участковых уполномоченных, инспекторов, командиров взводов ППСП и т.д [13, с. 18].


На практике это может приводить к нескольким видам нарушений. Во-первых, нередко в таких ситуациях в материалах проверки сообщения о преступлении, а затем и уголовных дел нет отдельного документа (либо резолюции на соответствующем документе), которым бы поручалось проведение "доследственной" проверки и возлагались обязанности по осуществлению дознания на конкретного оперативного или иного сотрудника.

Следовательно, в этом случае проводить следственные действия оперативный или иной сотрудник в принципе не имеет права. Кроме того, в некоторых регионах сложилась явно незаконная практика проведения оперативными сотрудниками следственного действия и составления протокола осмотра места происшествия в рамках оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении дознаватель вправе принять в том числе решение о возбуждении уголовного дела, что является началом расследования уголовного дела.

Запрет на возложение полномочий дознавателя на то лицо, которое проводило ОРМ по делу, обусловлен прежде всего тем, что результаты оперативно-розыскных мероприятий подлежат проверке в ходе предварительного расследования в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом. Орган предварительного расследования должен подойти к проверке оперативных материалов беспристрастно и объективно, что исключает совмещение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальных функций одним должностным лицом. Кроме того, может возникнуть необходимость в допросе лица, проводившего мероприятие по уголовному делу, в качестве свидетеля.

Деятельность по производству неотложных следственных действий носит сугубо процессуальный характер, являясь частью расследования. Надлежащим субъектом расследования будет лицо, которое не связано и не было связано с проведением оперативно-розыскных мероприятий по этому делу. С учетом этого лицо, проводящее (проводившее) ОРМ по уголовному делу, не может быть уполномочено проводить неотложные следственные действия по нему.

Зачастую к материалам проверок сообщений о преступлениях, рассмотрение которых поручено лицам, наделенным полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, приобщают результаты проведенных этими же лицами, подменяющих производство следственных действий.

Так, оперуполномоченный управления полиции на метрополитене в ходе проведения проверки по сообщению о преступлении (заявление Ч. о хищении денежных средств с ее банковского счета) по постановлению Ленинского районного суда Санкт-Петербурга провел ОРМ "Наведение справок", а именно изъятие документов из ПАО "Сбербанк", составляющих банковскую тайну [17, с. 65].


Сложившаяся правоприменительная практика позволяет правоохранительным органам реализовать такие же полномочия, что и при расследовании уголовного дела, путем производства осмотров мест происшествия для принудительного изъятия любых предметов и документов в любом месте, а использование полномочий при осуществлении мероприятий позволяет применять все средства технического контроля жизни граждан, что и при производстве следственных действий.

Таким образом, осуществление оперативно-розыскных мероприятий должностным лицом, проводящим проверку сообщения о преступлении, в случае принятия им решения о возбуждении уголовного дела может приводить к нарушению действующих уголовно-процессуальных норм: 1) не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по уголовному делу; 2) дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу в случаях, если есть обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе уголовного дела, в том числе не мог беспристрастно и объективно, подойти к проверке оперативных материалов, на основании которых возбуждено уголовное дело, если он сам их проводил; 3) дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он является свидетелем по уголовному делу.

2.2 Процессуальные аспекты оперативно-розыскного мероприятия на примере обследование жилища

Определяя процессуальные моменты проведения обследования жилища, необходимо предварительно отметить некоторые обстоятельства. Во-первых, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом. Правоотношения, возникающие в рамках оперативно-розыскной деятельности, наиболее близки к уголовно-процессуальным. Это объясняется прежде всего общностью задач оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем следует учитывать, что обследование жилища может быть гласным, негласным и зашифрованным.

Гласное обследование производится в отношении владельцев соответствующего объекта, предполагает сообщение им о сути и содержании производимого оперативно-розыскного мероприятия. При этом конечные цели могут не доводиться до сведения указанных лиц, однако они должны сознавать, что на принадлежащем им объекте проводится оперативно-розыскное мероприятие. Результаты гласного обследования фиксируются в документах, подписываемых всеми участниками, в том числе и владельцами объекта. Негласное обследование осуществляется оперативным сотрудником в отсутствие владельцев объекта, которые остаются в неведении о самом факте проведения оперативно-розыскного мероприятия. При этом в негласном обследовании могут участвовать, например, специалисты. Зашифрованное обследование проводится в присутствии владельца объекта, но с сокрытием от него смысла и содержания производимых действий (например, оперативный сотрудник прибывает на объект под видом работника коммунальной службы, рекламного агента и т.п., для установления наличия или отсутствия определенных предметов).