Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий(Сущность понятия оперативно-розыскных мероприятий).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1.1 Сущность понятия оперативно-розыскных мероприятий
1.2 Виды оперативно-розыскных мероприятий и их характеристика
1.3 Нормативно-правовые акты регулирующие оперативно-розыскные мероприятия в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПРАКТИКЕ
2.2 Процессуальные аспекты оперативно-розыскного мероприятия на примере обследование жилища
Правовая позиция отражает смысл норм Конституции Российской Федерации, законодательства и содержит официальную позицию суда относительно толкования норм применительно к конкретному вопросу отраслевого регулирования или конкретному или типовому (подобному) случаю.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации присутствуют в его решениях, касающихся отраслевого регулирования, которые для правоприменительной практики имеют ценность и значение.
Правовые позиции отражаются в аргументации, приводимой в мотивировочной части решения этого Суда, на которой базируется итоговый вывод, являются обоснованием, раскрывающим сущность его решения и (или) содержания истолкованных положений закона. Такая же аргументация может быть положена в основу и других решений применительно к подобным или идентичным ситуациям. Тем самым обеспечивается единообразие правоприменительной практики и толкования положений закона, в связи с чем правовая позиция подлежит учету правоприменительными органами.
Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлениях его Пленума, содержащие толкование положений закона, призваны обеспечить правильное и единообразное их применение всеми судами, что по существу обязывает и других правоприменителей действовать сообразно тому толкованию, которое дано Верховным Судом Российской Федерации.
При организации и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-исполнительной системе следует принимать во внимание законодательные и нормативно-правовые установления, касающиеся конституционного статуса лиц и правового положения осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах.
Некоторые конституционные права указанных лиц обеспечиваются наравне с правами законопослушных граждан. Несмотря на то что конституционные положения распространяются на всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации, между законопослушным гражданином и лицом, отбывающим наказание в местах лишения свободы, имеется существенное различие. В связи с вступлением в силу приговора суда о применении наказания в виде лишения свободы меняется и правовое положение лица, осужденного к лишению свободы. В отношении его начинает действовать уголовно-исполнительное законодательство. Соответственно, часть конституционных прав превращается в обязанности для осужденного к лишению свободы, что, в свою очередь, не противоречит международным стандартам.
Так как лицо, осужденное к лишению свободы, признано виновным в совершении преступления, а именно посягнуло на права либо свободы иных лиц, а государство, обеспечивает их защиту, то в этих целях на осужденных и налагаются определенные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации ограничения.
При анализе правового положения осужденного к лишению свободы в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации видно, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации
Оперативные подразделения наделены правом и обязанностью осуществлять оперативно-розыскную деятельность, задачами которой являются в том числе выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Тем самым оперативнорозыскные средства и методы, используемые в исправительных учреждениях, можно отнести и к оперативно-режимным, не требующим судебного санкционирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что право осужденного на тайну телефонных переговоров, гарантируемое Конституцией Российской Федерации, ограничивается и самой Конституцией, статусом осужденного, определенным приговором суда, а также федеральными законами и иными нормативными актами, регламентирующими порядок отбывания наказания в виде лишения свободы. Следовательно, проведение в отношении осужденных оперативно-технических мероприятий по снятию информации с технических каналов связи и прослушиванию телефонных переговоров, предусмотренных нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", имеет правовое основание.
Заключение
В заключении хотим отметить важный факт того, что, несмотря на различные доводы прокуроров, правозащитников, репрессивные действия следственного комитета в отношении оперативных сотрудников отдельных правоохранительных органов оперативно-розыскная деятельность будет продолжать развиваться и совершенствоваться, потому что преступность с течением времени будет все сильнее и изощреннее противодействовать правоохранительным органам, чтобы получать огромную денежную прибыль, нанося своими действиями непоправимый вред современному российскому обществу и государству.
Основываясь на результатах прежних исследований в области доказательственного права, анализируя нормы действующего законодательства, доктринальные позиции по данному вопросу, современную судебную и следственную практику, автор приходит к выводу, что сегодняшние научные подходы и обусловленные ими прикладные технологии формирования доказательств на базе результатов оперативнорозыскной деятельности носят псевдопроцессуальный, искусственный характер и фактически являются не более, чем прикрытием оперативнорозыскной информации наиболее удобным видом доказательств без разбора их гносеологической природы и сущности.
Учитывая возможные негативные последствия вносимых предложений, осознавая вероятные риски и потенциальную опасность бесконтрольности и вседозволенности сотрудников правоохранительных органов, нами одновременно формулируются критерии допустимости использования в доказывании сведений, собранных в ходе оперативно-розыскных мероприятий.
Исходя из общественного мнения, некоторые граждане спустя годы после реформы МВД и постоянных агрессивных действий прокуратуры, направленных на дезорганизацию оперативных подразделений этого ведомства, хотят, чтобы этим структурам вернули прежние оперативные полномочия криминальной милиции.
В современных условиях развития теории и практики уголовного судопроизводства, необходимости дальнейшего реформирования уголовно-процессуального законодательства большую актуальность имеют различные проблемы, связанные с формированием новых и совершенствованием существующих подходов к процессуальному познанию и доказыванию как к некой гносеологической и логической "сердцевине" всего сложного и многоаспектного механизма деятельности органов предварительного расследования и суда.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
- «Приказ МВД России от 31.03.2012 N 305 (ред. от 15.02.2018) "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации» //Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282086/
- Бобровничий, И.Н. Некоторые проблемы оперативного эксперимента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности / И. Н. Бобровничий, М. А. Трухин // Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 10 нояб. 2015 г.). — Омск, 2019. — С. 107-115.
- Введенский, А.Ю. Законодательное закрепление новых оперативно-розыскных мероприятий – не необходимость, а реальность, продиктованная практикой / А. Ю. Введенский // Рос. следователь. — 2019. — № 5. — С. 46- 49.
- Гриненко А.В. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Постатейный науч.-практ. комментарий: Учеб. пособ. М.: Проспект, 2017. 655 с.
- Гриненко, А. В.Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А. В. Гриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 281 с.
- Дубоносов, Е. С.Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. С. Дубоносов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 379 с.
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. М.: Проспект, 2016.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (поправки от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 -ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 4, ст. 44
- Курс уголовного процесса / А.А. Арутюнян, Л.В. Брусницын, О.Л. Васильев и др.; под ред. Л.В. Головко. М.: Статут, 2016. 527 с.
- Лапин, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность. Правовые и теоретические основы: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. С. Лапин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 337 с.
- Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность: правоохранительная деятельность: учебник для среднего профессионального образования / Д. В. Бахтеев [и др.]: ответственный редактор Д. В. Бахтеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 369 с.
- Проблемы развития процессуального права России: монография / А.В. Белякова, Л.А. Воскобитова, А.В. Габов и др.; под ред. В.М. Жуйкова. М.: Норма, Инфра-М, 2016. 224 с.
- Ремизов М.В., Ласточкина Р.Н. Оперативно-розыскная деятельность: правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве. Ярославль, 2012. 503 с.
- Скорый, Ю.Р., Бурмистров, И.А. К вопросу о законности проведения оперативно-розыскных мероприятий // Nauka-rastudent.ru. – 2017. – No. 02 С. 87-92
- Стельмах В.Ю. Процессуальные аспекты оперативно-розыскного мероприятия "обследование жилища" // Российская юстиция. 2018. N 5. С. 40 - 42.
- Томин В.Т. Уголовный процесс. Проблемные лекции / В. Т. Томина, И. А. Зинченко. - М.: Изд-во «Юрайт», 2015. – 799 с.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.11.2013) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Парламентская газета", N 241-242, 22.12.2001;"Российская газета", N 249, 22.12.2001;"Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921;"Ведомости Федерального Собрания РФ", 01.01.2002, N 1, ст. 1.
- Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954;"Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
- Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ
- Федеральный закон от 03.04.1995 №40-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О Федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. 1995. №15. Ст. 1269.
- Федеральный закон от 27.05.1996 г. №57-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О государственной охране» // Собрание законодательства РФ. 1996. №22. Ст. 2594.
- Якимович Ю.К. Доказательства и доказывание в уголовном процессе России: учебное пособие / Ю.К. Якимович. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. – 80 с.