Файл: Личностный дифференциал (методика).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личностный дифференциал

Фамилия, Имя Класс

1

обаятельный

3

2

1

0

1

2

3

непривлекательный

2

слабый

3

2

1

0

1

2

3

сильный

3

разговорчивый

3

2

1

0

1

2

3

молчаливый

4

безответственный

3

2

1

0

1

2

3

добросовестный

5

упрямый

3

2

1

0

1

2

3

уступчивый

6

замкнутый

3

2

1

0

1

2

3

открытый

7

добрый

3

2

1

0

1

2

3

эгоистичный

8

зависимый

3

2

1

0

1

2

3

независимый

9

деятельный

3

2

1

0

1

2

3

пассивный

10

черствый

3

2

1

0

1

2

3

отзывчивый

11

решительный

3

2

1

0

1

2

3

нерешительный

12

вялый

3

2

1

0

1

2

3

энергичный

13

справедливый

3

2

1

0

1

2

3

несправедливый

14

расслабленный

3

2

1

0

1

2

3

напряженный

15

суетливый

3

2

1

0

1

2

3

спокойный

16

враждебный

3

2

1

0

1

2

3

дружелюбный

17

уверенный

3

2

1

0

1

2

3

неуверенный

18

нелюдимый

3

2

1

0

1

2

3

общительный

19

честный

3

2

1

0

1

2

3

неискренний

20

несамостоятельный

3

2

1

0

1

2

3

самостоятельный

21

раздражительный

3

2

1

0

1

2

3

невозмутимый


Инструкция: Оцени себя по предложенным качествам.

КЛЮЧ

О

1

обаятельный

0

непривлекательный

С

2

слабый

0

сильный

А

3

разговорчивый

0

Молчаливый

О

4

безответственный

0

Добросовестный

С

5

упрямый

0

уступчивый

А

6

замкнутый

0

открытый

О

7

добрый

0

эгоистичный

С

8

зависимый

0

независимый

А

9

деятельный

0

пассивный

О

10

черствый

0

отзывчивый

С

11

решительный

0

нерешительный

А

12

вялый

0

энергичный

О

13

справедливый

0

несправедливый

С

14

расслабленный

0

напряженный

А

15

суетливый

0

спокойный

О

16

враждебный

0

дружелюбный

С

17

уверенный

0

неуверенный

А

18

нелюдимый

0

общительный

О

19

честный

0

неискренний

С

20

несамостоятельный

0

самостоятельный

А

21

раздражительный

0

невозмутимый



Назначение методики

Инструмент изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Область применения – клинико-психологическая психодиагностика и социально-психологическая практика.

ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности – тревожности и экстраверсии – интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т.д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т.д.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка) между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования – подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т.д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т.д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.


Теоретические основы

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.