ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Процедура отбора шкал лд
ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:
Оценки
Силы
Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
Процедура проведения Инструкция
В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные - «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:
выбор знака того или иного качества;
-
определение степени его проявления по баллам:
3 — проявляется очень сильно и очень часто;
2 — выражено достаточно заметно и часто встречается;
1 — проявляется иногда и слабо;
0 — трудно сказать, есть и то, и другое.
На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.
Обработка результатов
Производится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения:
17-21 - высокий уровень;
8-16 - средний уровень;
7 и менее - низкий уровень.
Интерпретация результатов
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О)свидетельствуют об уровне самоуважения.
«Высокие значения» этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
«Низкие значения» фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.
Особо низкиезначения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.
Фактор Силы (С)в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым.
Его «высокие значения» говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.
«Низкие значения» свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.
Особо низкиеоценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор Активности (А) всамооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.
«Положительные» (+)значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность;«отрицательные» (–) –на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
Адаптированная интерпретация результатов для детей 6 класса
уровень |
О |
С |
А |
очень низко (-) |
Из-за того, что вы сами себя низко (или отрицательно) оцениваете, порой совершаете странные с точки зрения окружающих поступки. |
Вы не готовы брать на себя ответственность. Легко устаете. Сильно переживаете как по серьезным, так и по "незначительным поводам. |
В большей степени вы сосредоточены на своем внутреннем мире (мысли, переживания, ощущения). Не склонны к излишней общительности. |
низко |
Критически относитесь сами к себе, не удовлетворены собственным поведением |
У вас недостаточно развит самоконтроль. Вам очень трудно придерживаться принятой линии поведения, вы зависите от внешних обстоятельств и оценок |
Вы немного пассивны, в общении не проявляете сильных эмоций |
средне |
В большинстве случаев вы довольны собой и своими действиями |
Принимая решение, вы опираетесь или на собственные взгляды, или на мнение других людей. |
Вы легко вступаете в общение, энергичны, "легки на подъем". |
высоко |
Вы считаете себя "носителем" позитивных, социально желательных характеристик. Не заостряете внимание на своих недостатках, сосредотачиваетесь исключительно на достоинствах. |
Вы независимы, уверенны в себе, склонны рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. |
Вы крайне общительны, активны, импульсивны. |
Уровни самооценки (для 6 класса 2013-14 у.г.)
|
О |
С |
А |
Низко (меньше числа) |
6 |
5 |
5 |
Высоко (больше числа) |
15 |
11 |
12 |