Файл: Аксиологический и этнокультурный подходы .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бакланова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой музыки ИРОТ, профессор кафедры культурологи и методологии музыкального образования МГГУ им. М.А.Шолохова, действительный член МАНПО, Петровской академии наук и искусств. Международной академии информатизации, член-корреспондент Российской академии естествознания.

Развитие аксиологических и этнокультурных основ музыкального образования в соверменной начальной школе

Актуальнейшей задачей современного общего образования в России является повышение его роли в духовно-нравственном воспитании детей и подростков (см. 5), что в немалой степени связано с перспективами внедрения аксиологического и этнокультурного подходов к проектированию содержания различных учебных дисциплин.

Аксиология в переводе с греческого языка означает «учение о ценностях». В рамках этой философской дисциплины ценности исследуются как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретных деяний и поступков. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция)» (8, стр.63).

На рубеже ХХ-ХХ1вв. начала активно развиваться так называемая аксиологическая педагогика. Ее главная цель – определение жизненно важных ценностей и идеалов, которые должны быть присущи гражданам нашей страны и положены в основу содержания современного образования. Это, прежде всего, ценности нравственные, а также познавательные, эстетические и другие. Основы аксиологической педагогики были заложены в трудах выдающихся отечественных педагогов. Так, В.А.Сухомлинский отмечал: «Я добиваюсь того, чтобы нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом ……стали духовным богатством каждого ребенка» (7, стр. 216).

Поиск таких актуальных ценностей необходимо осуществлять, прежде всего, в этнокультурной сфере, в лучших традициях семейно-бытовой, празднично-обрядовой и художественной культуры русского и других народов России. Традиционная народная культура нашей страны обладает огромным, но пока слабо реализованным аксиолого-педагогическим потенциалом. В ней воплощена сформированная в течение многих веков целостная система духовно-нравственных ценностей и идеалов, включающая подсистемы «человек-природа», «человек-этнос» и «человек-социум». Каждая из этих подсистем содержит множество национально-окрашенных компонентов, в том числе, характеризующих многообразие ценностных отношений человека, социальных и этнических общностей к своей Родине, семье, своему и другим народам, семье, труду, творчеству, искусству и т.д.


При формировании содержания учебников «Музыка» для начальной школы (см 1-4) нами был произведен целенаправленный отбор из этой многокомпонентной системы наиболее предпочтительных для современного и будущего российского общества этнокультурных ценностей и идеалов, соответствующих национальному воспитательному идеалу. Основу инвариантной (общей для всех) части содержания учебников составила русская традиционная культура как культура государствообразующей нации. В вариативной части учебников созданы широкие возможности для раскрытия многообразия национально-культурных традиций разных народов России в сочетании с изучением тех или иных региональных особенностей русской музыкальной культуры.

Отечественное культурное наследие, музыкальные традиции русского и других народов России, музыкальные образы и изображения Родины, родной природы, сказочных персонажей стали основой каждого из четырех представленных в рассматриваемых учебниках образовательных «маршрутов» воображаемого увлекательного путешествия детей по Музыкальному миру. Это такие маршруты, как:


1 Класс. «Где музыка берет начало?».

-«Волшебное царство звуков»: воображаемое путешествие по миру звуков природы (летнего луга, осеннего леса, грозы, волн и т.д.) и музыкальных звуков разной громкости, высоты, длительности звучания, тембра; встречи с Королем Ритмом и Королевой Мелодией;

- «Сказочная страна»: встречи с персонажами музыкальных сказок;

- «На родных просторах»: встречи с народными музыкантами, слушание и разучивание песен о России, маме, защитниках Отечества; участие в народном календарном празднике – масленице;

- «Остров музыкальных сокровищ»: воображаемое плавание на далекий остров для знакомства с шедеврами классической музыки разных стран (встреча с обитателями острова - персонажами из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, поиск «музыкального клада», в котором хранятся «Волшебная флейта», «Музыкальные картинки» и другие сокровища).

2 Класс. «Волшебные силы музыки».

-«В сокровищнице волшебницы Музыки»: знакомство с предметами, символизирующие волшебные силы музыки (среди них - музыкальное зеркало, музыкальный календарь, музыкальная машина времени, музыкальный глобус, музыкальная аптечка и музыкальная волшебная палочка);

-«Встречи с великими композиторами» (М.И.Глинкой, П.И.Чайковским и Н.А.Римским-Клосаковым): знакомство с создателями музыки и поиски «секретов» достижения ими вершин Творчества (любовь к Родине и родной природе, интерес к народной музыке, семейные музыкальные традиции, образованность, любознательность, путешествия по России и другим странами, и т.д.);

-«В стране музыкальных инструментов»: знакомство с исполнителями музыки, встречи с несколькими «семействами» музыкальных инструментов, с инструментальными ансамблями и оркестрами (симфоническим, духовым и народных инструментов);

-«В певческой стране»: продолжение встреч с исполнителями музыки, знакомство с различными певческими голосами, вокальными ансамблями и хоровыми коллективами (в том числе-с детским и церковным хорами).

3 Класс. «Где живет музыка?».

-«В концертном зале»: знакомство со знаменитыми концертными залами и различными жанрами хоровой, камерной и симфонической музыки;

- «В музыкальном театре»: знакомство со знаменитыми музыкальными театрами, а также с оперой, балетом, опереттой и мюзиклом (на материале классических произведений и современных спектаклей Детского музыкального театра им. Н.Сац);


- «В музыкальном музее»: воображаемые экскурсии в Музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки и другие известные музыкальные музеи России и других стран, знакомство с их экспонатами (старинными музыкальными инструментами, музыкальными шкатулками, механическим пианино, старинными нотными рукописями и изданиями).

4 Класс.«Музыкальный мир без границ».

-«Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки»: встречи со знаменитыми композиторами (И.-С.Бахом, В.-А.Моцартом и др.) в их домах-музеях, посещение музыкального турнира в рыцарском замке, участие в балах (знакомство с произведениями различных жанров танцевальной музыки (вальсом, полонезом, менуэтом, полькой и др.) и их создателями (И.Штраусом, Ф.Шопеном и др.), посещение карнавалов (с помощью «Карнавала» Р.Шумана);

- «Музыкальное путешествие от Руси до России»: отражение в музыке разных «ликов» русской старины (Русь изначальная, Русь православная, Русь скоморошья, Русь сказочная, Русь былинная, Русь героическая). В этом образовательном «маршруте», наряду с народным музыкальным творчеством, большое внимание уделяется знакомству детей с шедеврами русской музыки (особенно - с произведениями М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакова, И.Ф.Стравинского и Г.В.Свиридова);

- «Музыкальное путешествие по России ХХ века»: знакомство с недавним прошлым музыкальной жизни нашей страны (Музыка революции, У пионерского костра, В кинотеатрах и у телевизора, Музыка о войне и на войне, Музыка на защите мира, На космодроме. На стадионе, На фестивале авторской песни);

- «В гостях у народов России» (У колыбели, На свадьбе, На фольклорном фестивале»).

В каждом образовательном маршруте дети знакомятся с музыкальными произведениями, воплощающими ценностные осношения человека к своей Родине, родной природе, традициям народной культуры, семье и домашнему очагу, к труду, учению и Учителю, к прекрасному в искусстве и жизни. Семантическими «узлами» представленной в учебниках информации о жизни и творчестве великих композиторов, народной музыке и музыкантах, шедеврах музыкального искусства являются понятия о творчестве, красоте, уме, патриотизме, героизме, доброте и других добродетелях.

Этнокультурный контекст содержания учебников обеспечивает углубленное знакомство детей с традиционными празднично-обрядовыми и семейно-бытовыми формами народной музыкальной жизни, с образцами песенного и музыкально-инструментального творчества русского и некоторых других народов России, с различными видами и жанрами музыкального фольклора (календарными народными песнями - колядками, масленичными, троицкими и др.); с плясовыми, трудовыми, свадебными, солдатскими народными песнями; с детским фольклором – колыбельными песнями, пестушками, потешками, закличками, прибаутками, игровыми песнями), с разнообразными народными музыкальными инструментами (гуслями, балалалайкой, гармоникой, кугиклами, гудком и др.), с понятиями «фольклор», «фольклорист», «фольклорная экспедиция». В качестве иллюстраций в учебники включены изображения народных игрушек –свитулек и др., украшенных орнаментами народных музыкальных инструментов, народных костюмов и других образцов народного декоративно-прикладного творчества, картины и рисунки с изображениями народных музыкантов, народных праздников.


Наряду с новым подходом к содержанию музыкального образования в начальной школе, в учебниках представлены различные современные педагогические технологии и их элементы (сочетание инвариантных и вариативных тем и частей уроков, дифференцированные и творческие задания, задания, предусматривающие самостоятельный информационный поиск с использование различных информационных источников (в том числе – компьютера), проектная деятельность по темам каждого из образовательных маршрутов, музыкально-изобразительные задания для психолого-педагогической диагностики личности учащихся (на основе известных графических тестов «Моя семья», «Автопортрет», «Несуществующее животное» и др.), арт-терапевтические упражнения, справочные материалы (музыкальный словарь, либретто опер и балетов).

Важной особенностью данного комплекта учебников является то, что в нем реализованы все требования к учебному предмету «Музыка» не только нового Государственного стандарта общего начального образования, но также «Примерной основной образовательной программы начального общего образования», утвержденной в 2010г. Согласно сформулированным в этом документе примерным результатам изучения музыки в начальной школе (см.6), у обучающихся по нашим учебникам младшим школьникам к концу 4 класса будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах. У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально -творческой деятельности. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.