ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
III. Фактура. Неаккордовые звуки
Пример 20. Л.Бетховен. Соната №25, iiIч. Играть пример на фортепиано и анализировать.
VI. Доминантсептаккорд и его обращения
VII. Трезвучие и секстаккорд II ступени
Пример 44. А.Лядов. «Улица» Играть пример на фортепиано и анализировать.
XI. Септаккорд седьмой ступени
XI. Доминанта и Доминантсептаккорд с секстой. Доминантовый нонаккорд. Трезвучие третьей ступени
XII. Секстаккорд седьмой ступени. Фригийский оборот
Пример 67. С.И.Танеев. «Звезды», ор.15,№1 Играть пример на фортепиано и анализировать.
XV. Альтерация аккордов группы двойной доминанты
XVI. «Неаполитанская» гармония (аккорды на второй пониженной ступени)
XVIII. Модуляция в тональности диатонического родства
Пример 101. Р.Шуман. «Детские сцены», ор.15 №13 Играть пример на фортепиано и анализировать.
Государственный музыкально-педагогический институт
им. М.М. Ипполитова-Иванова
Кафедра «Теория музыки»
Сборник образцов для гармонического анализа для специальности «Духовые и ударные инструменты» (колледж)
Методическое пособие
Аникеева Е. М.
Москва — 2009
Предисловие
Сборник образцов для гармонического анализа предназначен для работы на уроках гармонии по специальности «Духовые и ударные инструменты» колледжа.
Изучение гармонии в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки студентов. И один из видов работы на уроках гармонии - гармонический анализ – один из важнейших видов работы, изучающий организацию звуковой ткани по вертикали и горизонтали, ее внутренние закономерные связи, процессы развития, логику диалектического становления музыки. Изучение данного предмета позволяет студентам овладеть технологическими основами гармонии и через практическое освоение разнообразных гармонических приемов путем анализа произведений классики проникнуть в глубинные явления музыкальной композиции.
Сборник образцов для гармонического анализа структурирован в соответствии с программой учебного курса по гармонии на отделении «Духовые и ударные инструменты» колледжа и содержит девятнадцать тем, организованных по принципу усложнения задач гармонического анализа.
Гармонический анализ – важнейшая область постижения гармонии на образцах художественной музыкальной литературы. Он чрезвычайно расширяет музыкальный кругозор студентов, обогащает их знание музыки, знакомит, наряду с привычными, используемыми в учебной практике гармоническими средствами, с более сложными гармоническими явлениями. В пособии представлены отрывки из произведений композиторов разных эпох, начиная с XVIII, заканчивая XX веком. Примеры неравнозначны по масштабу, что позволяет руководствоваться разными целями при анализе того или иного образца. Данный сборник является учебным пособием к курсу гармонии для специальности «Духовые и ударные инструменты» и предназначается как для домашней работы студентов при выполнении ими учебных заданий по гармоническому анализу, так и для работы на уроках гармонии. Формы заданий по гармоническому анализу могут быть разнообразными – устные, письменные, на слух. Некоторые из представленных примеров могут быть использованы в разных разделах.
Во всех случаях, когда требуется направленный анализ, это оговорено в заданиях. В тех же случаях, когда нет специального указания, в гармоническом анализе следует остановиться на тех моментах, которые связаны с изучаемой темой.
Методические рекомендации.
Определить:
-
Лад, тональность;
-
Строение аккордов;
-
Функциональное значение аккордов;
-
Характер неаккордовых звуков;
В развернутых музыкальных примерах рекомендуется определить:
-
Форму на уровне гармонического развития (гармоническое оформление кадансов);
-
Интенсивность гармонических кульминаций;
-
Гармоническую структуру модуляций и отклонений.
Данное пособие может быть использовано только как дополнительный материал при работе над гармоническим анализом.
-
Аккорд. Четырехголосный склад. Мелодия и гармония. Виды голосоведения
Определить виды голосоведения:
Пример 1. Р.Шуман. Альбом для юношества, «Веселый крестьянин»
Пример 2. Р.Шуман. Хор «Вечерняя звезда»
Пример 3. П.И.Чайковский. «Времена года», «Июль»
|
Пример 4. А.Л.Вебер «Jesus Christ Superstar»
|
Пример 5.Ф.Шуберт Экспромт ор.90 №1 до минор
По возможности следует определять случаи гармонического и мелодического соединения аккордов:
Пример 6. П.И.Чайковский. II симфония
Пример 7. Ф.Шуберт. «Прекрасная мельничиха», «В путь»
Пример 8. П.И.Чайковский. «Детский альбом», «Утренняя молитва»
Пример 9. П.И.Чайковский. «Детский альбом», «В церкви»
Пример 10. В.А.Моцарт. Соната для скрипки и ф-но
Пример 11. В.Моцарт. Соната №11
Пример 12. А.С.Даргомыжский «Мельник»
|
Пример 13. М.И.Глинка «Признание»
|
|
III. Фактура. Неаккордовые звуки
Пример 15. Р.Вагнер. «Тангейзер»
Пример 16. В.Моцарт. Реквием. «Лакримоза»
Пример 17. Ф.Шопен. Этюд,ор.10, №2
|
Пример 18. И.С.Бах. Двухголосная инвенция до минор
|
Пример 19. С.В.Рахманинов. Музыкальный момент ми минор, ор.16 №4
|
IV. Секстаккорды главных трезвучий лада
Пример 20. Л.Бетховен. Соната №25, iiIч. Играть пример на фортепиано и анализировать.
|
Пример 21. А.Глазунов. Симфония VI
Пример 22. Р.Шуман. Альбом для юношества, «Народная песенка»
Пример 23. Л.Бетховен. Соната №17, Iч.
V. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды
Пример 24. М.И.Глинка. «Руслан и Людмила»