ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И.В. Стечкин, к.ф.н.

Роли журналиста в Интернете

программа

(краткое описание курса для студентов)

Москва

2013

  1. Цели и задачи курса

Данный курс предназначен для ознакомления медиапрофессионалов с основными моделями ролевого поведения журналиста в сети Интернет, с тем, чтобы выбор модели ролевого поведения осуществлялся не интуитивно, а осознанно. Также курс призван способствовать формированию у слушателей установки на Интернет как на инструмент коммуникации, а не «среду обитания». Косвенно курс способствует формированию представлений об Интернете как проблемном поле социологии и философии, способствует расширению научного и профессионального кругозора. В процессе освоения курса формируется категориально-понятийный аппарат, необходимый для дальнейшего освоения тем, связанных с Интернетом в профессиональной деятельности журналиста. Курс может рассматриваться равно как профилирующий (для слушателей, чья профессиональная деятельность не связана с журналистикой в Интернете), так и как пропедевтический (вводный) для слушателей, работающих в качестве профессиональных коммуникаторов в Сети. Последним можно рекомендовать последовательное знакомство с курсами «Новые ИКТ в работе журналиста», «Управление интернет-проектом: медиасоставляющая», «Управление интернет-проектом: социологический подход».

Данному курсу соотетствует первая часть предлагаемого учебного пособия (главы с 1 по 3).

  1. Тематический план

Часть I. Роли журналиста в Интернете

  1. Виды социальных ролей журналиста в Интернете и их содержание


Мы рассмотрим три группы социальных ролей журналиста в Интернете.

  • В первую группу — традиционных ролей — вошли такие, какавтор,редакториорганизатор. Поскольку главным образом предмет нашего интереса лежит в плоскости интерактивного взаимодействия СМИ и аудитории, а традиционные роли в большей степени описывают отношения журналиста с текстом, мы ограничимся их перечислением. Чуть более подробно нами будет рассмотренапротоинтерактивнаятрадиционная рольорганизатора. Главным образом потому, что она пользуется сейчас большой популярностью в социальных медиа и начинает осваиваться институционализированными СМИ (см. пример с «Частным Корреспондентом»).

  • Самое пристальное внимание мы уделим второй группе ролей; мы назвали их актуализированными. Это роли:модератор,маркетолог/социолог,медиатор,агент влияния. Вероятно, именно благодаря своей ориентации на аудиторию они и были актуализированы в Сети, потому что активная аудитория требует от медиапрофессионалов отказаться от монополии на производство информации и ее интерпретацию; активная аудитория — сетевая элита — заинтересована в том, чтобы журналисты взяли на себя работу по новигации в постоянно пополняемом контенте.

  • Самая малочисленная группа новыхролей. Сюда мы включили ролиинтернет-пользователяидиспетчера. Их реализация в большей степени затрагивает процесс взаимодействия журналиста с источниками информации.

Получается, что основанием деления может быть не только зависимость роли от новых ИКТ, но и направление журналистской деятельности:

  • традиционные роли, главным образом, описывают отношение журналиста с его произведением, с текстом;

  • актуализированные роли описывают отношения журналиста с аудиторией;

  • новые роли описывают отношение журналиста с источниками информации.

Очевидно, что первая и третья группы ролей вступают в причинно-следственную связь, поскольку работа с источниками является одним из этапов создания текста. Более того, роль диспетчерауказывает не только на способ взаимодействия с источниками, но также определяет уровень владения темой и, в некоторой степени, даже накладывает жанровые ограничения (дайджест).


Мы еще будем касаться инструментальных вопросов реализации ролей первой и третьей группы далее.

Материалы к занятию

В качестве иллюстрации предлагаем использовать слайды №№ 2 - 6 из презентации «Journalists Social Roles»1 (для занятия на русском языке) или слайды №№ 15 - 22 из презентации «Interaction in mediathe way to protect the reality»2 (для занятия на английском языке).

Задание

Каждый студент должен завести файл в Google Docs, в котором перечислить все упомянутые в ходе занятий роли, дать им определения (своими словами) и привести примеры каждой из ролей из современной медиапрактики в Интернете (указать ссылки на найденные примеры). Документы «расшарить» на преподавателя (ilya.stechkin@gmail.com).

Документ должен иметь вид:

Роль (группа ролей)

Что делает журналист в данной роли и с какими ролями данная роль чаще всего сочетается?

Пример исполнения роли (ролевого комплекса)

С документами студентам стоит обращаться аккуратно — они будут пополняться после каждого занятия. Содержательная полнота этих документов (на равне с работой на вебинарах) будет служить инструментом диагностики успеваемости студентов.


  1. Структура интернет-коммуникации глазами журналиста. Социальные роли

Мы рассматриваем процесс интернет-коммуникации глазами журналиста (так как другой точки зрения у нас все равно нет).

Прежде всего, договоримся использовать термин «информация»при отсутствии в свойствах канала обязательной интерактивной составляющей, а термином«коммуникация» будем обозначать наличие интерактивной составляющей как сущностной характеристики канала. Эта договоренность позволит выделить три типа каналов: средства массовой информации, средства массовой информации и коммуникации и средства массовой коммуникации.

Опираясь на классификацию социальных общностей Б.А. Грушина, выделим четыре уровня коммуникации (массовая, внутри- и межгрупповая, межличностная), каждый из которых обладает тремя типами каналов (средства внутригрупповой информации, средства внутригрупповой информации и коммуникации, средства внутригрупповой коммуникации).

Анализируя статью американского социолога-структуралиста Дж. Э. Дэвиса, мы составим графическую модель теории структурного баланса, которая показывает в целом механику формирования установок у представителя аудитории в результате деятельности профессионального коммуникатора.

Потом мы экстраполируем эту модель на ситуацию межгрупповой коммуникации с учетом особенностей двухступенчатого потока коммуникации и определили место диспетчерав этой усложненной модели информационно-коммуникационного процесса.

Обсуждая специфику работы диспетчера,мы рассмотрим процесс развитие «персонального журнализма» и попробуем выяснить, является ли он закономерным процессом, оказывающим существенное влияние на структуру медиарынка. Мы выясним, что сегодня в журналистской среде один в поле воин, и в некоторых ситуациях блогер может успешно конкурировать с информационным агентством.

Мы также перечислим несколько условий, при которых контент сам позаботится о своей популярности за счет эффекта цепной реакции, которая возникает при наличиикритической массы аудитории.

Определения

Критическая масса — это количественная характеристика аудитории, описывающая, сколько пользователей должны вступить в контакт с сообщением для вызова цепной реакции.


Цепная реакцияэто ситуация массовой передачи «из уст в уста» содержания опубликованного материала-исходника или аннотированной ссылки на него (в некоторых работах это называется «запуск вируса»).

Условиями оперативного накопления критической массыпользователей являются:

  1. инструменты тиражирования сообщения (всевозможные «лайки» и «эмбеды»);

  2. комьюнити (здесь: преимущественно лояльная постоянная аудитория) площадки, на которой публикуется материал-исходник.

Технику принятия управленческих решений на основе количественных показателей, описывающих данные условия, мы назовем социологическим подходом к управлению интернет-проектом. Социологический подход не является панацеей, но неправильно было бы постоянно игнорировать огромный арсенал инструментов анализа структуры общества и его потребностей, накопленный социологией. Такого рода пренебрежение может привести, в частности, к еще большему «технологизму» и даже к его крайней форме — технологическому детерминизму.

В заключение мы еще раз вернемся к рассуждению о работе журналиста в роли диспетчера(да и вообще в интерактивных, акуализированных ролях).

Таким образом, познакомившись со структурой интернет-коммуникации, мы выясним какие ее свойства необходимо учитывать для эффективной работы современного журналиста в интернете.