ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Вопрос 1.
Историческое возникновение педагогической науки и ее исследования.
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель».
Развитие педагогики как науки было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в его воспитании. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добытые знания последующим поколениям.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Самое краткое и относительно точное определение педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
Любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко выделяется предмет исследования. Педагогика как уже сложившаяся наука имеет свой предмет и свои задачи исследования.
По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Вопрос 2.
Каково основное назначение педагогического исследования?
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических
систем на прогностической основе. Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.Программа исследования, как правило, имеет два раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся: 1) проблема, 2) тема, 3) объект и предмет исследования, 4) цель, 5) задачи, 6) гипотеза и 7) защищаемые положения.Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели выявления проблемы, тенденции, направления. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследования, они зависят также от времени получения нового знания. Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: 1) эмпирического, 2) гипотетического, 3) экспериментально-теоретического (или теоретического), 4) прогностического. На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования. Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об
объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).Теоретический этап связан с преодолением противоречий между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем. Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.
Вопрос 3.
Какую роль в педагогическом исследовании играет знание законов и закономерностей.
Педагогика как наука имеет одной из своих функций познание процессов обучения и воспитания. Результатом этого познания является установление законов и закономерностей целостного педагогического процесса. Педагогика стремится, прежде всего, открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения и воспитания. Эти законы дают педагогам
понимание общей картины объективного развития педагогического процесса. Охарактеризованные законы и закономерности целостного педагогического процесса должны учитываться системно. Нельзя рассчитывать на успех, если педагог опирается на некоторые закономерные связи, а другие игнорирует. Только системное претворение в практике всех законов и закономерностей целостного педагогического процесса обеспечивается его оптимальное функционирование.
Вопрос 4
Какую роль в научном изложении играет логическое и эмоционально-чувственное восприятие?
Выскажем несколько требований к стилю научно-педагогического текста. Научно-педагогическое изложение состоит главным образом из рассуждений, в
которых обосновываются результаты педагогического исследования. Чтобы рассуждение было убедительным, оно должно быть логичным: одно положение должно вытекать их предыдущего и быть связанным с последующим. Иначе говоря, способ изложения должен быть формально-логическим. Из этого следует, что текст курсовой или дипломной работы не может и не должен быть образным и эмоциональным. Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие. Поэтому эмоциональные, экспрессивные средства не играют решающей роли в научной прозе. Студенты, прибегающие к прямым публицистическим высказываниям, развернутому выражению радости, гнева, иронии и т.п., совершают стилистическую ошибку.
Это не значит, что в научном стиле вовсе не могут присутствовать элементы стиля художественного, но прибегать к ним нужно для того, чтобы сделать изложение живым, эстетичным, понятным, и чаще там, где вы полемизируете с другими авторами.
Во всяком случае, элементы художественного стиля (риторический вопрос, повтор, антитеза, сравнение, пословица, литературная цитата и др.) не должны служить цели сделать текст «красивым» – они в научно-педагогической прозе являются только дополнительным средством, вспомогательным приемом и не могут определять систему научного изложения.
Вопрос 5
Термины и их особое место в научном тексте
Термин - это слово или словосочетание, обозначающее определенное понятие специальной области знаний (например: регистр.естественный отбор, ток высокого напряжения, число с плавающей точкой и т.п.). Система используемых в научном тексте терминов образует его понятийный аппарат, от которого зависит его понятность и точность.
Из особенностей научной терминологии вытекают принципы ее использования в научных текстах, в том числе учебно-научных. Для терминологии любой научной области характерна:
системность, т.е. термин существует не сам по себе, а в совокупности
сдругими терминами данной системы;
условность именования терминов: для большинства терминов (за исключением базовых) их связь с обозначаемым понятием устанавливается только на основе их определения (дефиниции);
стилистическая нейтральность терминов, отсутствие экспрессии.
Корректное употребление терминов в научном текстеподразумевает следующее.
1.Изложение должно вестись в общепризнанных терминах данной научной области (обычно зафиксированных в словарях), и только на их основе могут быть введены и определены новые термины.
2.Все новые термины, необходимые для описания проведенного в работе исследования, но не являющиеся общепринятыми, должны быть явно определены или разъяснены в тексте, так же как и употребляемые их сокращения.
3.Важно, что новые термины не должны встречаться в тексте раньше, чем их определение (исключением может быть только раздел введения, в котором обычно указываются все ключевые термины научной работы).
4.Синонимия и вариативность в употреблении терминов считается нежелательным явлением. В отличие от художественных и публицистических текстов, в которых частое повторение одного и того же слова признается стилистически дефектным, в конкретном научном тексте не допускается неоправданное применение разных терминов для одного и того же понятия (например: вакуум и разряжение).поскольку это может нарушать главные свойства текста - точность и однозначность понимания. При этом возникающее из-за неизбежных словесных повторов однообразие уже не считается дефектом.Это касается как общеизвестных, так и новых терминов, используемых в тексте. Выдержать принцип единообразного употребления терминов часто помогает предварительное составление глоссария
5.Для сокращения текста и уменьшения в нем прямых повторов терминов допускаются терминологические сокращения и аббревиатуры (зафиксированные в словаре или вводимые автором текста), например: УФ-лучи.
ОЗУ а т.п.
6.Не следует злоупотреблять терминами иностранного происхождения, особенно если они имеют синонимы (дублеты) в русском языке (например: понятийный и концептуальный). Недопустимо также жаргонные выражения и профессиональный сленг (слова типа исходники, движок н т.п.).
7.Определяя термины и понятия, очень важно иллюстрировать их конкретными примерами Термины занимают особое место в научном тексте, так как они несут в себе
большую информацию, чем другие лексические единицы. Терминированность – одна из основных стилевых характеристик научно-педагогической речи. В научной прозе употребляются общенаучные и специальные термины. Специфика педагогической терминологии состоит в том, что общенаучные и даже специальные ее термины легко смешиваются со словами общеупотребительными (к примеру, слова «урок», «воспитание», «обучение», «школьник» и т.п.). Вот почему в научно-педагогическом тексте так важна строгая семантизация термина, однозначное его толкование.
Вопрос 6
Как приступить к научно-исследовательской работе?
Работа с научным руководителем обычно начинается с решения несколько пробных
задачек и/или чтения нескольких статей по теме будущей НИР, возможно, на английском
языке. Затем вам будет дана основная задача, которая в перспективе должна перерасти в тему выпускной работы.
Получив очередное задание, не стесняйтесь обратиться за дополнительными разъяснениями. Гораздо хуже, если вы, закопавшись, надолго пропадёте, так ничего и не сделав.
Другая распространённая ошибка — откладывать научную работу на потом. Обычно руководитель рассчитывает, что ваша работа вольётся в общее исследование и ожидает определённых результатов к определённым срокам. Если вы справляетесь с первой задачкой быстро, то получаете усложнение, потом следующее, и к концу учёбы набегают ощутимые результаты. Если же студент вспоминает про НИР в конце семестра (года, последнего курса) и начинает решать поставленную изначально простую задачу, то и работа получается слишком простая и никому не нужная. Практически невозможно за пару недель сделать нечто стоящее. Неудивительно, если такая курсовая или выпускная работа будет оценена не выше тройки.
НИРом надо заниматься постоянно. Хорошие идеи появляются в результате многократных совместных обсуждений, причём не сразу. Необходимо время, чтобы разобраться в причинах неудач первых экспериментов, придумать лучший алгоритм или что-то доказать о его свойствах. Поэтому хорошую курсовую работу объективно можно сделать только за пару семестров.
Ваш руководитель имеет право быть занятым, не находить времени прочитать присланный вами материал в течение целой недели (двух, трех,…), очередной раз переносить встречу еще на неделю позже, и оказывать прочие знаки невнимания. Это нормально. Израсходуйте образовавшееся время на то, чтобы самостоятельно понять, что делать дальше или заняться самообразованием. Никто не даст студенту тему, по которой в мире нет ни одной публикации. Не забывайте про поиск в Google или CiteSeer. Есть сайты научных конференций. Название теории, или алгоритма, или формулы, которые вы обсуждали с руководителем — это уже ключевые слова для поиска. Сегодня в Интернете легко можно найти даже то, чего ещё не знает ваш руководитель. Откопайте самые последние работы по вашей теме — это лёгкий способ показать вашу заинтересованность и обратить на себя внимание.
Вопрос 7.
Какие теоретико-методологические понятия необходимо знать при планировании научно-исследовательской деятельности?
Тема — это довольно широкое направление исследований. Предполагается, что по этой теме вы защитите выпускную работу. Постановки задач внутри темы могут слегка изменяться в процессе работы. Например, вы (или руководитель) можете осознать, что изначально сформулированные задачи слишком сложны или слишком просты, или успели потерять актуальность.
Задача — это нечто более конкретное. Задача имеет четкую постановку. У задачи есть ДНК — что Дано, что Найти и каковы Критерии качества решения. В отличие от темы, у задачи может быть решение. Задача может быть простой или сложной. Никто не даст вам сразу очень сложную задачу. Предлагая простую задачу, руководитель обычно старается рассказать, какими могут быть следующие — чтобы было интересно и