ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Балтийская международная академия

Цели и задачи курса

Требования к уровню освоения содержания курса

Объем курса и виды учебной работы

Лабораторный практикум

Тема: Зависимость эффективности деятельности малой группы от уровня развития группы

Методики изучения внутригрупповых отношений

Методика 1. Социометрия

Методика 2. Внешнегрупповая референтометрия

Тема: Социально-психологическая характеристика личности

Методика работы:

Методика 2. Восприятие индивидом группы

Ход работы:

Обработка результатов

Три типа восприятия

Кооперативность (внимание к интересам других)

Опросник

Методика 2. Стиль руководства

Методика 3.Оценка способности к эффективному управлению

Методика 4. Диагностика стиля лидерства

Методика 5. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения

Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "социальная психология "

Примерная тематика рефератов

Методические рекомендации по написанию реферативных работ

Примерная тематика курсовых работ

Словарь социально-психологических терминов

Содержание

Балтийская международная академия

Высшая школа психологии

Никифоров Олег Владимирович

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Программа и практикум

РИГА – 2007

Данная программа и методические рекомендации представляют собой основу современного изучения курса «Социальная психология». Методические указания адресованы студентам – психологам и предусмотрены в содержании курса.

Составитель:

Доктор психологии, профессор Никифоров О.В.

ПРОГРАММА КУРСА

«Социальная психология»

Пояснительная записка

Система высшего педагогического образования направлена на вхождение в мировое образовательное пространство. Это вызывает внесение изменений в методик преподавания всех дисциплин. Идет интенсивный поиск новых форм учебно-методического обеспечения образовательного процесса при подготовке будущих специалистов.

Предлагаемая программа представляет собой компактное изложение основ важнейшей для будущих учителей дисциплины – социальная психология и определяет ориентиры более обстоятельного усвоения содержания психологии, способствует организации самостоятельного процесса изучения дисциплины.

Программа по «Социальной психологии» сохранила наиболее устоявшиеся темы и разделы, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания в педагогических институтах. В содержание курса были внесены изменения в связи с тем, что данная дисциплина изучается студентами предметных факультетов, и является одной из теоретических основ их профессиональной подготовки.


Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Введение в предмет социальной психологии.

  2. Социальная психология общения.

  3. Социальная психология больших групп.

  4. Социальная психология малых групп.

  5. Социальная психология личности.

  6. Прикладная социальная психология.

Программа построена с учетом новейших достижений социально-психологической науки и практики. Большое внимание уделяется освещению теоретических и методологических проблем социальной психологии.

Цель изучения «Социальной психологии» заключается в овладении современными представлениями о социальных явлениях и процессах, механизмами саморегуляции и саморазвития общества, о проблемах взаимодействия общества и культуры, общества и личности.

Знания, умения, навыки, которые получает студент, изучая «Социальную психологию» помогут студенту ориентироваться в окружающем мире, продуктивнее строить и вступать во взаимоотношения с другими, оказывать социальную помощь и поддержку детям и взрослым.

Цели и задачи курса

Дисциплина «Социальная психология» сохранила наиболее устоявшиеся темы и разделы, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания в педагогических университетах. В содержание курса были внесены изменения в связи с тем, что данная дисциплина изучается студентами непсихологических факультетов, является одной из теоретических основ их профессиональной подготовки.

Курс «Социальная психология» составлен с учетом, как традиционных вопросов социальной психологии, так и ее актуальных проблем и данных, причем осмысленных в современных методологических и прикладных аспектах. Эффективность деятельности учителя во многом зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от способности учитывать реальные социально-психологические условия в классе, школе и обществе в целом, от умения управлять динамикой групповых процессов, от ориентировки в социально-психологических особенностях общения внутри учебного коллектива, от точности и объективности диагностики социально-психологического профиля ученика.

Цель дисциплины – сформировать у студентов систему знаний о социальной психологии как науке, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.


Задачи дисциплины – знакомство студентов:

  • с социально-психологическими характеристиками (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта социальных отношений, группы как целостных образований;

  • с закономерностями социального поведения людей и групп;

  • с феноменом взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее интересная его форма – общение;

  • с массовыми психическими явлениями, субъектами которых выступают средние по количественному составу и большие социальные группы;

  • с психологическими механизмами социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия;

  • с активными методами и технологиями социального психологического воздействия;

  • с психодиагностическими методами изучения социально-психологических явлений.


Требования к уровню освоения содержания курса

Знания, умения, навыки, которые получает студент, изучая «Социальную психологию» помогут студенту ориентироваться в окружающем мире, продуктивнее строить и вступать во взаимоотношения с другими, оказывать социальную помощь и поддержку детям и взрослым.

Студенты должны знать:

  • методологические основы современной отечественной и зарубежной социальной психологии;

  • основные направления, подходы, теории в социальной психологии и современные тенденции развития социально-психологического знания;

  • основные категории и понятия социальной психологии;

  • основные социально-психологические факты и их интерпретацию;

  • методы изучения личности в различных социо-культурных средах;

  • методы и приемы активного психолого-педагогического обучения;

  • систему знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту;

  • систему знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; об особенностях педагогического общения;

  • пути приобщения учащихся к общечеловеческим, национальным духовным ценностям, формирования активного отношения к миру;

  • проблемы семьи и семейного воспитания; современными методами педагогического взаимодействия с родителями, пропаганды психолого-педагогических знаний среди населения.

Студенты должны уметь:

  • владеть системой теоретических знаний по основным разделам социальной психологии;

  • владеть профессиональным языком предметной области знаний, уметь корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знаний;

  • владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;

  • научно обосновывать собственную позицию при анализе социально-психологических явлений;

  • в условиях развития науки и имеющейся в социальной практике к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;

  • различать психологические и непсихологические тексты, критически работать с литературой;

  • владеть системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту и направлять саморазвитие и самовоспитание личности;

  • владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения;

  • владеть основными способами взаимодействия личности и социума;

  • владеть знаниями об особенностях, факторах и динамики групповых процессов;

  • владеть методами изучения личности в различных социо-культурных средах;

  • владеть методами и приемами активного психолого-педагогического обучения, обладать развитыми коммуникативными навыками;

  • пользоваться, обрабатывать и анализировать теоретический и эмпирический материал по изучаемой проблеме;

  • вести научную дискуссию.


Объем курса и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

56

1 или 2

Аудиторные занятия

28

Лекции

14

Практические занятия (семинары)

8

Лабораторные работы

4

Контроль самостоятельной работы студентов

2

Самостоятельная работа

28

Курсовые работы/рефераты

Вид итогового контроля:

зачет

Курс «Социальная психология» предполагает внеаудиторный и аудиторный виды работ. Аудиторные занятия предполагают лекционные, семинарские и лабораторные формы занятий. Лекционные занятия информируют студентов о достижениях науки, об основных положениях курса, раскрывают особенности каждой конкретной темы или знакомят с отдельными проблемами, решенной в науке или решаемой сейчас. Семинарские занятия предполагают обсуждение различных проблем и положений, уяснение методов исследования в психологии. А лабораторные занятия обучают студентов исследовательскому подходу к изучению социальной психологии как науки.

Внеаудиторная работа предполагает подготовку студента к семинарским и лабораторным занятиям по предложенному ниже плану и вопросам, работа с первоисточниками, с последующим их конспектированием, составление терминологического словаря, а также проработку материла, полностью вынесенного на самостоятельную работу студента.