ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Балтийская международная академия
Требования к уровню освоения содержания курса
Объем курса и виды учебной работы
Тема: Зависимость эффективности деятельности малой группы от уровня развития группы
Методики изучения внутригрупповых отношений
Методика 2. Внешнегрупповая референтометрия
Тема: Социально-психологическая характеристика личности
Методика 2. Восприятие индивидом группы
Кооперативность (внимание к интересам других)
Методика 3.Оценка способности к эффективному управлению
Методика 4. Диагностика стиля лидерства
Методика 5. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения
Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "социальная психология "
Методические рекомендации по написанию реферативных работ
Примерная тематика курсовых работ
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп
|
Социометрическое ограничение d
|
Вероятность случайного выбора Р(А)
|
5-7
|
1
|
0.20-0.14
|
8-11
|
2
|
0.25-0.18
|
12-16
|
3
|
0.25-0.19
|
17-21
|
4
|
0.23-0.19
|
22-26
|
5
|
0.22-0.19
|
27-31
|
6
|
0.22-0.19
|
32-36
|
7
|
0.21-0.19
|
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Пример социоматрицы для группы, численностью N-членов
N |
Кто выбирает: фамилия испытуемого, j-члены |
Кого выбирают, i-члены |
Сделанные выборы |
Всего |
||||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
... |
... |
... |
+ |
- |
|
1 |
А-ов |
|
+ |
+ |
- |
- |
. |
. |
. |
2 |
2 |
4 |
2 |
В-ов |
+ |
|
+ |
- |
- |
. |
. |
. |
2 |
2 |
4 |
3 |
Г-ев |
+ |
+ |
|
|
|
. |
. |
. |
2 |
0 |
2 |
4 |
П-ов |
+ |
|
|
|
- |
. |
. |
. |
1 |
1 |
2 |
5 |
С-ов |
+ |
- |
- |
+ |
|
. |
. |
. |
2 |
2 |
4 |
6 |
... |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
|
|
... |
... |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
|
|
... |
... |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
|
|
... |
... |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
|
|
N |
... |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
|
|
Полученные + выборы - |
4 |
2 |
2 |
1 |
0 |
. |
. |
. |
9 |
|
|
|
0 |
1 |
1 |
2 |
3 |
. |
. |
. |
|
7 |
|
||
Всего |
16 |
Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор
Социометрические индексы.
Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ являются: ИНДЕКС СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА I-ЧЛЕНА; ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИВНОСТИ J-ЧЛЕНА, ОБЪЕМА, ИНТЕНСИВНОСТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ IJ-ЧЛЕНА. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей,
Индекс СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА i-члена группы определяется по формуле:
n
Rij+
j=1
Ci= ------------,
n-1
где Ci — социометрический статус i-члена, Rij - полученные i-членом выборы, — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, n — число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Индекс ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИВНОСТИ j-члена группы высчитывается по формуле:
n
(Rji++Rji-)
i=1
Ej=------------------,
n-1
где Еj — эмоциональная экспансивность j-члена,
Rji - сделанные j-членом выборы (+, -).
С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из ГСИ наиболее важными являются:
Индекс ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИВНОСТИ ГРУППЫ. Высчитывается по формуле:
n n
(Rji(+ -)
j=1 i=1
Аg= -------------------,
n(n-1)
где Ag — экспансивность группы, n — число членов группы.
Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВЗАИМНОСТИ («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
n n
(R+ji*R+ij)
j=1 i=1
Gg= ---------------------- ,
n(n-1)
где Gg — взаимность в группе по результатам взаимных положительных выборов, Rij+, Rji+, Rij-, Rji- — положительные и отрицательные выборы в группе, причем, положительный выбор (+) переводится в 1, а отрицательный (-) – в 0, n — число членов группы.
Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Методика 2. Внешнегрупповая референтометрия
В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ — круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она — и в прямом контакте, и мысленно — соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.
В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов. Для этого тестируемым предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-В).
Инструкция:
«Нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо».
1-А
1. С кем вы поедете отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город?
2. С Вами случилась неприятность. Кому Вы об этом расскажете?
3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем Вы его проведете?
4. Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени?
5. Кто может указать Вам на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете?
6. Вы встретили человека, который Вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его?
7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?
8. Кто может быть для Вас примером в жизни?
9. Кому Вы хотели бы понравиться больше всего?
10. С кем Вы больше всего откровенны?
1-Б
1. Родители (отец, мать).
2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).
3. Брат, сестра.
4. Взрослый знакомый.
5. Знакомый родителей.
6. Друзья.
7. Лучший друг (подруга).
8. Компания, приятели.
9. Знакомая девушка, знакомый юноша.
10. Товарищи по учебе, работе.
11. Товарищи по клубу, секции, студии и т.п.
12. Историческая личность.
13. Известный всем человек.
14. Человек, о котором ты знаешь от других.
15. Литературный персонаж.
После осуществленного выбора следует попросить отложить список 1-Б и по пятибалльной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц. Обработка полученных данных достаточно проста. Все упомянутые лица записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного.
Тема: Социально-психологическая характеристика личности
в группе
Методика 1. Оценочные стереотипы восприятия и понимания людьми
друг друга
Цель: Ознакомиться с методом оценочной биополяризации и овладеть умениями исследовательской работы по измерению оценочных стереотипов восприятия и понимания людьми друг друга в совместной работе и общении.
Материал:
электронный калькулятор;
оценочные шкалы
Качество оценивается количественно по десятибалльной системе. Это качество присуще оцениваемому:
В высшей совершенно
степени 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не присуще
в средней
степени
Примерный протокол опыта с перечнем оценочных шкал
№ п/п |
Положительные качества |
П |
Н |
С |
Отрицательные качества |
1 |
Доброжелательный |
|
|
|
Недоброжелательный |
2 |
Общительный |
|
|
|
Замкнутый |
3 |
Уравновешенный |
|
|
|
Вспыльчивый |
4 |
С чувством юмора |
|
|
|
Скучный |
5 |
Честный |
|
|
|
Лживый |
Итого (Л) |
|
|
|
|
|
6 |
Дисциплинированный |
|
|
|
Недисциплинированный |
7 |
Активный |
|
|
|
Пассивный |
8 |
Опытный специалист |
|
|
|
Неопытный |
9 |
Трудолюбивый |
|
|
|
Ленивый |
10 |
Добросовестный |
|
|
|
Недобросовестный |
Итого (Д) |
|
|
|
|
|
Общая сумма оценок (Л+Д) |
|
|
|
|