ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Балтийская международная академия
Требования к уровню освоения содержания курса
Объем курса и виды учебной работы
Тема: Зависимость эффективности деятельности малой группы от уровня развития группы
Методики изучения внутригрупповых отношений
Методика 2. Внешнегрупповая референтометрия
Тема: Социально-психологическая характеристика личности
Методика 2. Восприятие индивидом группы
Кооперативность (внимание к интересам других)
Методика 3.Оценка способности к эффективному управлению
Методика 4. Диагностика стиля лидерства
Методика 5. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения
Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "социальная психология "
Методические рекомендации по написанию реферативных работ
Примерная тематика курсовых работ
38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов
1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским способностям.
Дешифратор
Коммуникативных склонностей |
Организаторских склонностей |
1 + 21 + 3 - 23 - 5 + 25 + 7 - 27 - 9 + 29 + 11 - 31 - 13 + 33 + 15 - 35 - 17 + 37 + 19 - 39 - |
2 + 22 + 4 - 24 - 6 + 26 + 8 - 28 - 10 + 30 + 12 - 32 - 14 + 34 + 16 - 36 - 18 + 38 + 20 - 40 - |
2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам:
Кх Ох
Кк = 20 Ко = 20
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками.
Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
Кк |
Ко |
Шкальная оценка |
0.10 - 0.45 0.45 - 0.55 0.56 - 0.65 0.66 - 0.75 0.75 - 1.00 |
0.20 - 0.55 0.56 - 0.65 0.66 - 0.70 0.71 - 0.80 0.81 - 1.00 |
1 2 3 4 5 |
При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:
1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
2. Испытуемым, получившие оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей.
4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятиях, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
5. Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.
Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "социальная психология "
Предмет и задачи социальной психологии. Сферы применения социально-психологического знания.
Место социальной психологии в системе других наук. Структура отечественной социальной психологии.
Методы социально-психологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, опрос, тесты. Их характеристика.
Проблема личности в социальной психологии. Взаимосвязь личность - группа - общество.
Социализация личности.
Этапы вхождения личности в группу.
Социальная установка, ее структура и изменение.
Социальная психология общения. Структура и функции общения.
Коммуникативная сторона общения, ее характеристика.
Перцептивная сторона общения, механизмы социальной перцепции.
«Эффекты восприятия» социальных объектов и их влияние на процесс общения.
Интерактивная сторона общения, ее характеристика.
Конфликт. Структура социально-психологического конфликта.
Конфликты, пути их разрешения, функции конфликта.
Транзактный анализ Э.Берна.
Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.
Характеристика малой группы, ее границы, классификация.
Динамические процессы малой группы – групповая сплоченность.
Динамические процессы малой группы – конформизм.
Динамические процессы малой группы – способы принятия групповых решений.
Лидерство и руководство в малых группах. Теории происхождения лидерства.
Понятие «социально-психологическая атмосфера» и «социально-психологический климат»
Зависимость эффективности деятельности от уровня развития группы по А.В.Петровскому.
Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом.
Социальная психология больших стихийных (неустойчивых) групп.
Способы воздействия в стихийных группах (заражение, убеждение, внушение, подражание).
Прикладная социальная психология, ее особенности.
Политическая психология.
Социальная психология в педагогической деятельности.
Психология средств массовой информации. Реклама.
Примерная тематика рефератов
Агрессия и влияющие на нее факторы.
Атрибутивные процессы как пример перехода от социального восприятия к социальному познанию.
Взаимосвязь между поведением и социальными установками.
Влияние культурной среды на методы воспитания.
Влияние людей друг на друга: теория и практика.
Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Использование групповых методов в обучении.
Когнитивный диссонанс Л.Фестингера.
Конфликты в семье и методы их коррекции.
Конфликты и пути их разрешения.
Конфликты между учителем и учениками и способы их разрешения.
Межэтнические отношения.
Проблема агрессии в социальной психологии.
Проблема аттракции в социальной психологии. Факторы, влияющие на аттракцию.
Проблема конформности в социальной психологии.
Проблема межличностных отношений в различных сферах деятельности человека.
Проблема социальной взаимопомощи.
Психоаналитическая концепция массового сознания.
Психология влияния.
Семейные конфликты в транзактном анализе Э.Берна.
Социальная психокоррекция коммуникативных нарушений. Гештальт-группы.
Социальная психокоррекция коммуникативных нарушений. Группы встреч.
Социальная психокоррекция коммуникативных нарушений. Группы танцевальной терапии.
Социальная психокоррекция коммуникативных нарушений. Группы телесной терапии.
Социальная психокоррекция коммуникативных нарушений. Группы терапии искусством.
Социальная психокоррекция коммуникативных нарушений. Группы тренинга умений.
Социальная психокоррекция коммуникативных нарушений. Психодрама.
Социальная психокоррекция коммуникативных нарушений. Т-группы.
Социально-психологические механизмы общения.
Социально-психологические особенности формирования Я-концепции.
Социально-психологические регуляторы принятия личностью информации.
Социально-психологические факторы формирования ясной картины мира.
Стихийные группы и массовые движения.
Формирование и диагностика профессиональной направленности учащихся.
Формирование установок, ценностей, убеждений, мировоззрения.