ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Балтийская международная академия
Требования к уровню освоения содержания курса
Объем курса и виды учебной работы
Тема: Зависимость эффективности деятельности малой группы от уровня развития группы
Методики изучения внутригрупповых отношений
Методика 2. Внешнегрупповая референтометрия
Тема: Социально-психологическая характеристика личности
Методика 2. Восприятие индивидом группы
Кооперативность (внимание к интересам других)
Методика 3.Оценка способности к эффективному управлению
Методика 4. Диагностика стиля лидерства
Методика 5. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения
Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "социальная психология "
Методические рекомендации по написанию реферативных работ
Примерная тематика курсовых работ
В отношениях с членами группы лидер держится независимо?
весьма независимо 10 9 8 7 6 5 4 3 1 зависимо
Проявляет ли лидер в отношениях с окружающими терпение?
очень терпелив 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 нетерпелив
Возьмется ли лидер за работу, если не может с нею справится?
откажется 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 возьмется
Проявляет ли лидер высокую активность?
высокую активность 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 пассивность
Терпимо ли относится лидер к слабостям других?
весьма терпимо 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 нетерпимо
Часто ли лидер бывает замешан в конфликтах?
очень часто 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 редко
Любит ли лидер посмеяться над тем, кто допустил ошибку?
любит посмеяться 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не любит
Правильно ли лидер воспринимает критику?
правильно 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 неправильно
Часто ли лидер проявляет нерешительность?
очень часто 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 редко
Производит ли лидер озабоченного человека?
озабочен 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не озабочен
Объективно ли лидер себя оценивает?
объективно 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не объективно
81. Если лидер встречает в группе враждебное отношение, занимает ли он примиренческую позицию?
занимает всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не занимает никогда.
Испытуемый отвечает на вопросы опросника ДСЛ-81 и проставляет знак «крестик» на соответствующем балльном значении. Подсчитывать сумму баллов следует по трем возможным стилям лидерства: автократического, демократического, либерального. Каждый, из названных стилей, проявляется во внешних особенностях деятельности, общения и поведения лидера. Поэтому суммарный индекс автократического, демократического, либерального стилей складывается из трех компонентов (показателей): деятельностного, коммуникативного и поведенческого. Отдельные компоненты стиля лидерства у разных людей могут колебаться в пределах от 90 до 9 баллов (таблица 1).
Таблица 1
Шкала проявления стилей лидерства.
Стиль |
Внешние признаки |
уровни |
проявления |
стилей |
лидерства |
проявления стилей |
высокий |
средний |
низкий |
Автократический |
Деятельностный Коммуникативный Поведенческий |
90 - 72 |
63 - 36 |
27 - 9 |
Демократический |
Деятельностный Коммуникативный Поведенческий |
90 - 72 |
63 - 36 |
27 - 9 |
Либеральный |
Деятельностный Коммуникативный Поведенческий |
90 - 72 |
63 - 36 |
27 - 9 |
После завершения обработки данных обследования, испытуемый получает по каждому стилю — автократическому, демократическому, либеральному соответствующие показатели (суммы): по деятельностному, коммуникативному и поведенческому. Эти три показателя можно сложить и, тогда получится суммарный индекс, показывающий на каком уровне развития - высоком, средне, низком находится ваш стиль. Эта сумма может колебаться в пределах от 270 до 27 баллов. По шкале проявления ставится диагноз и определяется каков ансамбль используемых стилей лидером. Поскольку в реальной, практической жизни нет ни одного лидера, использующего тот или иной стиль в его чистом, «стерильном» виде. Обычно стиль лидера представляет собой сопряженность всех трех или преобладающих двух стилей. Как показывает практика исследований, чаще встречается сопряжение автократического с демократическим, либерально-демократического и значительно реже автократически-либерального. Еще реже встречается гармоничное, уравновешенное сочетание трех стилей одновременно. При доминировании каких-либо двух стилей лидерства, всегда имеются признаки и третьего стиля, но они столь слабо представлены, что не имеют практического значения в работе лидера. «Чистого» автократа или демократа, или либерала в реальной жизни, фактически, нет. В исключительных случаях, (единичных) имели место лидеры, у которых явно преобладали особенности автократического, демократического или либерального стилей. Но, даже в этих обстоятельствах, примерно, третья часть привычек, манер поведения и общения характеризовалась присутствием какого-либо другого стиля.
Ниже даются данные нормативной шкалы проявления автократического, демократического, либерального стилей лидерства и их компоненты (деятельностный, коммуникативный, поведенческий), характеризующие внешнее проявление того или иного стиля лидерства. К методике прилагается также ключ для обработка данных (таблица 2).
Таблица 2
Ключ к опроснику ДСЛ — 81
Компоненты проявления стиля |
Стили лидерства и соответствующие им номера вопросов в опроснике |
||
лидерства |
автократический |
демократический |
либеральный |
Коммуникатив-ный |
4, 13, 22, 31, 40, 49, 58, 67, 76 |
5, 14, 23, 32, 41,50, 59, 68, 77 |
6, 15, 24, 33, 42, 51, 60, 69, 78 |
Деятельностный |
7, 16, 25, 34, 43, 52, 61, 70, 79 |
8, 17, 26, 35, 44, 53, 62, 71, 80 |
9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81 |
Поведенческий |
1, 10, 19, 28, 37, 46, 55, 64, 73 |
2, 11, 20, 29, 38, 47, 56, 65, 74 |
3, 12, 21, 30, 39, 48, 57, 66, 75 |
Методика 5. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения
Цель: Определить коммуникативные и организаторские склонности в процессе общения.
Для проведения исследования необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкции: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) — поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии ответов.
ВОПРОСНИК КОС
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей.
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13.Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли. что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравиться ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходиться проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя не уверенно среди мало знакомых вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете в организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?