Файл: Корпоративная культура в организации (Теоретические основы исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективный труд, вклад каждого сотрудника в общее дело компании должно оцениваться – это есть главный принцип кадровой политики, образующего элемента корпоративной культуры корпорации.

Сейчас в «ЮКОСе» это направление возглавляет заместитель начальника управления кадровой политики Дмитрий Рудовский [16]. «Безусловно, корпоративная культура или ее элементы есть в любой компании. Проблема необходимости управления корпоративной культурой становится актуальным, когда компания разрастается. Ошибочно считать, что целевая аудитория корпоративной культуры исчерпывается только сотрудниками компании. Мы включили в нее и стратегических партнеров, и акционеров, и клиентов продукции, и население регионов, в которых работает компания и власти. Всем этим командам, интересы которых иногда не всегда совпадают, требуется предложить единое средство, создающее общее понимание о компании в целом.

В итоге корпоративная культура как часть корпоративного брэнда работает на повышение акционерной стоимости компании в части ее нематериальных активов», – говорит Дмитрий Рудовский. Специалисты по корпоративной культуре часто включаются в состав кадровых подразделений, но круг решаемых ими задач предполагает тесное взаимодействие этих менеджеров с другими департаментами компании. В ЮКОСе к числу таких подразделений относятся управления международной информации, корпоративных финансов, по связям с общественностью, региональной социальной политики. Координирует работу имиджевый комитет компании, куда входят руководители всех этих структур.

В Тюменской нефтяной компании (ТНК) управление корпоративной культурой курирует департамент кадровой и социальной политики, который включен в блок поддержки и обеспечения бизнеса, объединяющий непроизводственные подразделения. В ТНК даже дали определение корпоративной культуре, которое звучит так: «Система общих ценностей и взглядов, <…> разделяемая большинством сотрудников». Таким образом, «юкосовский» взгляд на корпоративную культуру шире, чем в ТНК: из самого определения видно, что здесь основной аудиторией считают свои кадры. Заместитель директора департамента кадровой и социальной политики ТНК Наталья Незнанова не считает, что занимается исключительно кадровой работой: «Эта деятельность находится на стыке кадровой и социальной работы».

В обеих компаниях занимаются примерно одинаковыми вещами, несмотря на определенную разницу во взглядах, это внедрение элементов корпоративной культуры в повседневную деятельность. Дело, разумеется, не ограничивается введением единого корпоративного стиля деловой переписки или естественным для нефтяной компании перекрашиванием бензоколонок в фирменные цвета. Вот, к примеру, такой сугубо производственный вопрос, как рабочая спецодежда. «Каждое из наших предприятий – например, «Юганскнефтегаз» – до недавнего времени заказывало спецодежду отдельно и с собственным логотипом. В следствии, у сотрудников не создавалось чувства принадлежности к единой компании, они не ощущали себя частью ЮКОСа, который, по их мнению, находился где-то далеко, в Москве. Мы настояли на переходе на единую унифицированную спецодежду с символикой компании, – поясняет Дмитрий Рудовский и приводит пример из зарубежной практики: – Когда осенью 2001 года ЮКОС приобрел британские подразделения норвежской компании Kvaerner ASA, то буквально на следующий день сотрудники офиса, все как один пришли на работу в фирменных галстуках John Brown (так назывались эти подразделения до их покупки норвежцами). Таким ненавязчивым способом менеджеры показали лояльность происшедшим переменам».


Корпоративной лояльности британцев нам можно пока только позавидовать. Для того чтобы персонал как минимум уверенно ориентировался в реалиях холдинга, ЮКОС в прошлом году издал 50-тысячным тиражом «Справочное руководство сотрудника» – остроумный гибрид списка телефонов, рекламного постера и справочника для новых сотрудников компании. Из этого справочника сотрудник может узнать массу полезной информации: от основных производственных показателей каждого предприятия до порядка предоставления социального пакета.

Отличительным направлением проявления заботы «культурных управленцев» становится подготовка и проведение общественно-массовых мероприятий для всего персонала. Беспрецедентной акцией стал телемост, организованный 15 апреля 2001 года – в день рождения ЮКОСа. «Жители шести городов России, в которых находятся перерабатывающие и добывающие предприятия компании, смогли пообщаться друг с другом, услышать поздравления от руководства компании и выступления известных артистов», – говорит Дмитрий Рудовский.

В ЮКОСе был разработан целый праздничный регламент, согласно которому в компании существуют корпоративные праздники (день НК «ЮКОС» – 15 апреля и общеотраслевой День нефтяника) и корпоративные мероприятия, к которым отнесены праздник поколений (ежегодная встреча молодых сотрудников компании с ветеранами труда), 8 Марта и Новый год. Разница в торжествах, по словам Дмитрия Рудовского, состоит в том, что на праздники принято награждать персонал корпоративными наградами (еще один немаловажный элемент культуры компании).

В последнее время формированию и управлению корпоративной культурой уделяется большое внимание на предприятиях нашей страны. Выше был рассмотрен пример использования данной управленческой концепции в вертикально интегрированной топливной компании «ЮКОС», но, вследствие принципиального различия корпоративных культур на разных предприятиях, целесообразно провести их сравнительный анализ.

Таблица №3 Сравнительный анализ корпоративных культур

Вопросы

сравнения

ЮКОС

МакДональдс

Подорожник

Эльдорадо

Coca-Cola

1.Миссия

ЮКОС- надежный партнер и клиент, работающий в интересах России.

Полностью удовлетворить потребности посетителей.

Обеспечение работы совершенных систем производства уникальных качественных продуктов и дружелюбного круглосуточного сервиса, доступного для большинства россиян.

Подорожник-б

Эльдорадо - №1 в России

Coca-Cola- изменим жизнь к лучшему.

2.Ценности

Знания, эффективность, сотрудничество и ответственность

«ККЧ и Д»: качество, культура обслуживания, чистота, доступность

«Подорожник-быстро и вкусно, всегда с удовольствием!»

Доступность, сервис, динамичность

Узнаваемость. Качество, надежность, близость,

3.Принципы работы

-работа в интересах России;

-обеспечение высокого качества продукции;

-максимальная финансовая эффективность и т.д.

-достижение самых оптимальных затрат в индустрии;

-самое высокое качество продукции

-качество работы всех и каждого;

-команд-ность;

-планирование;

-взаимопо-ни мание;

-доверие.

-низкие цены;

-единый формат магазинов;

-обеспечение лояльности потребителей разных социальных групп;

-нестандартная реклама

-команд ность;

-высокое качество обслуживания;

-удержание лидирующих позиций на рынке и т.д.

4.По классификации Ч. Ханди

«Культура Зевса»

«Культуру Аполлона»

«Культура Аполлона»

«Культура Афины»

«Культура Аполлона»

5.По уровню риска и скорости получения обратной связи

Культура высокого риска и медленной обратной связи

Культура низкого риска и быстрой обратной связи

Культура низкого риска и быстрой обратной связи

Культура низкого риска и быстрой обратной связи

Культура низкого риска и быстрой обратной связи

6.По отношениям власти в группе или организации

Корпоративный

Корпоративный

Корпоративный тип

Корпоративный

Партизанский

7. Сильная/ слабая к.к.

До разделения активов-сильная, после-слабая

Сильная

Сильная

Сильная

Сильная

8 Степень взаимно адекватности доминирующей иерархии ценностей и преобладающих способов их реализации

Нестабильны

Стабильные

Стабильные

Стабильные

Стабильные

9. Степень соответствия иерархии личных и внутригрупповых ценностей

Интегративная

Интегративная

Интегративная

Интегративная

Интегративная

10. Содержание доминирующих в организации ценностей

Личностно- ориент.

Личностно- ориент.

Функционально-ориент.

Функциона льно-ориент.

Личностно-ориент.

11.Индекс дистанции власти.

Низкий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

12.Тенденция к избеганию неопределенности (индекс)

Средний

Высокий

Средний

Средний

Высокий

13. Индекс «Индивидуализм-коллективизм»

Средний

Высокий

Средний

Средний

Высокий

14. «Мужественность – женственность»

Мужская культура

Мужская культура

Женская культура

Мужская культура

Мужская культура

15. По У. Оучи

Клановая культура

Рыночная культура

Рыночная

Рыночная

Рыночная


Как видно из таблицы 3 [17], характеристики корпоративных культур в данных организациях различаются незначительно. В основном, это связано с тем, что все рассматриваемые компании либо являются частями ТНГ и международных холдингов, либо, как «ЮКОС» работают по международным стандартам, вследствие чего имеют развитую и полностью сформированную корпоративную культуру.

Заключение

В курсовой работе была рассмотрена корпоративная культура и ее воздействие на успешную деятельность компании. В результате изучения теоретических основ следует вывод о том, что в современной литературе имеется достаточно определений понятия «корпоративная культура». Как и множество других определений организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет универсального определения. Возможны лишь разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования, но целостного - сущностного - определения культуры, получившего общепризнанное распространение, нет.

Проведено сравнение понятий «корпоративная» и «организационная культура» и сделан вывод, что, несмотря на отождествление многими учеными этих понятий, они различны, хотя при этом имеют схожие направления.

Корпоративная культура, как и любая система, состоит из определенных составляющих, которые различаются степенями сложности и видимости. Имеются факторы, влияющие на эти компоненты и, соответственно, на формирование корпоративной культуры в целом.

Механизм формирования корпоративной культуры заключается во взаимодействии источников ее происхождения. Пересекаясь с друг другом которые ограничивают область реально возможных на данном предприятии способов реализации личных ценностей и тем самым определяют их доминирующее в коллективе содержание и организационную структуру. Иерархическая система выделенных таким образом ценностей порождает наиболее адекватную уже именно ей совокупность способов их реализации, которые воплощаясь в методах деятельности формируют внутригрупповые нормы и модели поведения.

Организационная культура всегда связана с предыдущим опытом деятельности компании. Именно опыт принятия решений и действий внутри и вовне организации закрепляется и в важнейших приоритетах ценности, и в нормах.

В текущее время в России наблюдается очень стремительный подъем компаний как по количеству персонала, так и по оборотным активам. Такие тенденции требуют определенной реструктуризации. Создаются холдинги и холдингообразные структуры, которыми необходимо умело и правильно управлять. Отсюда становиться актуальной задача, осознанная зарубежными крупными корпорациями уже достаточно давно, а именно создание единой корпоративной культуры, для объединения всех структур организации, для поддержания имиджа брэнда и создания положительной деловой репутации на основе соблюдения заявленного стандарта качества. Однако, в результате проведенного анализа российской и зарубежной практики управления организацией на основе изменения корпоративной культуры, можно сделать вывод, что для России говорить о массовом развитии и формировании корпоративных культур преждевременно. Это довольно сложный и длительный процесс, который требуют повышенной стимуляции персонала. Поэтому успешный опыт зарубежных компаний не всегда применим для использования. Такое явление как «корпоративная культура» на территории нашей страны представлено в основном только российскими корпорациями, выходящими на международный рынок или имеющими крупных зарубежных партнеров, и представительствами зарубежных компаний в России.


Список использованной литературы

1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.:ИПК Госслужбы, 1996

2. Боддт Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. СПб: «Питер», 1999

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1995 – 416с.

4. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Учебное пособие. М. Дело, 1999

5. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как Ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2003

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2002

7. Пригожин А.А. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных предприятиях/ Менеджмент № 1, 1999 – М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО "Барма"

8. Радугин А., Радугин К. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 2005.

9. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность/ Менеджмент № 7, 1998 – М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО "Барма".

10.   Рюттингер Р. Культура предпринимательства (Перевод с нем.) - М.: ЭКОМ, 1992 -240 с.

11.   Семеняченко Е. Проблемы “новых шариковых” или как повысить корпоративную культуру российских компаний? Новая биржевая газета, 2004, № 40.

12.   А.Н. Силин, С.Д. Резник, А.Н. Чаплина, Н.Г. Хайруллина, Э.Б. Воронова. Организационное поведение. Учебник для вузов. Под ред. проф. Э.М. Короткова и проф. А.Н. Силина. - Тюмень: Вектор Бук, 1998 - 308 с.

13.    Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Бизнес-школа, Интар-синтез. - М., 2002

14.   www.cfin.ru

15.   www.eldorado.ru

16.   www.gaap.ru

17.   www.iteam.ru

18.   www.mcdonalds.ru

19.   www.m-marketing.ru

20.   www.klubok.net

21.   lab.advertology.ru

22.   www.mamba.ru

23.   www.podorozhnik.com

24.   www.yukos.ru


 

[1] Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность/ Менеджмент № 7, 1998 – М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО "Барма"

[2] Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. - М.: ИПК Госслужбы., 1996

[3] Радугин А., Радугин К. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 2005

[4] lab.advertology.ru

[5] lab.advertology.ru

[6] Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Бизнес-школа, Интар-синтез.- М.,2002

[7] Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Учебное пособие. М.: Дело, 1999

[8] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1995 – 416 с.