Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Понятие, виды и причины конфликтов в коллективе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Представленная работа посвящена теме «Управление поведением в конфликтных ситуациях».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Управление поведением в конфликтных ситуациях» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Управление поведением в конфликтных ситуациях».

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Управление поведением в конфликтных ситуациях». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Управление поведением в конфликтных ситуациях» определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Управление поведением в конфликтных ситуациях» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Управление поведением в конфликтных ситуациях» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Управление поведением в конфликтных ситуациях».

Теоретическое значение изучения проблемы «Управление поведением в конфликтных ситуациях» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий «Управление поведением в конфликтных ситуациях».

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Управление поведением в конфликтных ситуациях» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:


  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Управление поведением в конфликтных ситуациях».
  2. Сказать об актуальности проблемы «Управление поведением в конфликтных ситуациях» в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики «Управление поведением в конфликтных ситуациях».
  4. Обозначить тенденции развития тематики «Управление поведением в конфликтных ситуациях».

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Глава 1. Общая характеристика конфликтов в трудовом коллективе

1.1 Понятие, виды и причины конфликтов в коллективе

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах либо несовпадение интересов, желаний партнеров[1].

Конфликты в организации рассматриваются как противостояние интересов индивидуума, группы людей, отдела фирмы, где каждая из сторон пытается навязать реализацию своих планов, считая их единожды верными.

В коллектив, состоящий на 70% из работников с большим стажем, приходит молодой сотрудник Григорий. Некоторый период проработал в должности младшего менеджера, зарекомендовал себя с положительной стороны. Через какое-то время Григорий становится руководителем отдела. Где возраст работников вдвое превышает его собственный. Собирает совещание, отрекомендовался и попросил работников представить отчеты за последний месяц, для планирования дальнейших действий.

Как вдруг сотрудница преклонного возраста возмутилась: «Вы слишком молоды, чтобы требовать. Бывший начальник был старше и то сам делал, не требовал отчетов. Некогда отчеты писать, да и незачем»[2].

Основные виды конфликтов в коллективе (рис. 1)[3]:

  1. Внутриличностный конфликт. Самым распространенным видом конфликта в коллективе является, так называемый, ролевой конфликт. Обычно он связан с несоответствием внутренних ожиданий и жизненных приоритетов сотрудника с его рабочими обязанностями или неоднозначными требованиями, предъявляемыми к качеству и результату, выполняемой им работы. Причинами ролевого конфликта может стать также неудовлетворенность своей работой, неуверенность в себе, в компании и стрессовые рабочие ситуации[4].

Рис. 1. Основные виды конфликта в коллективе[5]

  1. Межличностный конфликт. Наиболее часто встречающийся случай. Межличностный конфликт в коллективе может проявляться по-разному, но чаще всего возникает между руководителями. Они могут бороться за сотрудников, денежные вливания, использование технических средств, согласование проекта, любые распределяемые ресурсы. Именно желание получить их в свое распоряжение и стремление доказать руководству свое превосходство над коллегами приводят к столкновениям. Не могут нормально взаимодействовать и люди с противоположными жизненными позициями, принципами и установками[6].
  2. Конфликт между личностью и группой. Порой в коллективе появляется человек, выражающий позицию, кардинально отличающуюся от общепринятой в коллективе. Даже если этим сотрудником руководит забота о благе компании, противопоставление своего мнения общественному породит споры и недопонимания, а это и есть основные причины конфликтов в коллективе[7].
  3. Межгрупповой конфликт. Нередки случаи, когда  между собой конфликтуют целые отделы, структурные подразделения и неформальные группы, возникающие в любом коллективе. Например, конфликт между профсоюзом и представителями администрации.

Далее рассмотрим основные причины конфликтов в коллективе:

Первая причина – избыток свободного времени у работников компании. Незанятое работой время они тратят на выяснение отношений, распространение сплетен. Способы решения вопроса напрашиваются сами собой.

Вторая причина – неправильное разделение обязанностей и полномочий. Зачастую, достаточно сократить случаи пересечения интересов сотрудников, чтобы устранить многие причины конфликтов в коллективе.

Третья причина – межличностные взаимоотношения между сотрудниками. Безусловно, грамотный руководитель должен обладать талантом к урегулированию подобных конфликтов[8].

Четвертая причина – внутренний конфликт сотрудника, связанный с несоответствием его запросов и ожиданий, чрезмерными амбициями[9]. Продвижение по службе одного из специалистов может вызвать чувство зависти и несправедливости у других сослуживцев. Сотрудники, считающие, что их заслуги недооценены, могут ставить под сомнение компетенцию руководителя и низвергать его авторитет в глазах остальных коллег. Зачастую участием в конфликте в коллективе человек удовлетворяет недостаток общения или внимания к своей личности[10].


Таким образом, причинами выступают события, которые зачали конфликт. Определение причин помогает отыскать источники зарождения, установить тенденции продвижения конфликтов.

Действия, обуславливающие продвижение противостояния, характеризуются четырьмя группами: объективные, организационно-управленческие, социально психологические, личностные.

Объективные причины представляют столкновение позиций сотрудников по конкретному вопросу в результате взаимодействия. Это[11]:

  1. Неграмотное распределение ограниченных ресурсов руководителем.
  2. Зависимость одних от выполнения работы другими.
  3. Целевое различие в деятельности подразделений фирмы.
  4. Ценностные различия. Во главу угла ставятся интересы малых групп или личные потребности.
  5. Неграмотность решений, принимаемых директором.
  6. Низкий уровень оплаты труда.
  7. Слабая коммуникативная культура работников.
  8. Недостаточная и искаженная информация (сплетни, домыслы).
  9. Расхождение нормативного поведения индивидуумов и групп.

Субъективные причины конфликтов[12]:

  1. Отсутствие во взаимодействии членов коллектива психо-эмоциональной сбалансированности и совместимости.
  2. Различия психики людей (уровень торможения, возбуждения, волевых усилий, самооценки, особенности темперамента).

Действия руководителя могут стать источником конфликта. Причины такого поведения[13]:

  • переход на личности при обсуждении вопросов;
  • демонстрация симпатий и антипатий;
  • отсутствие принципиальных позиций;
  • неоспоримость единоначалия в управлении;
  • не соблюдение нормативно-правовой базы;
  • личные качества руководителя (надменность, пренебрежительность, прямолинейность, дерзость) [14].

Провокация конфликтов со стороны руководителя также включает:

  1. Нестыковка целей. Сотрудникам с противоположными ценностями и взглядами сложно эффективно взаимодействовать друг с другом.  Руководитель, привлекающий к решению общей задачи несовместимые личности, рискует разжечь в коллективе новый конфликт.
  2. Нестыковка роли и обстоятельств. Сотрудник, обладающей высокой квалификацией и уровнем компетенции в подчинении у непрофессионала будет чувствовать себя некомфортно. 
  3. Нестыковка задачи и ресурса. Завышенные планки и требования, выдвигаемые руководителем, или нехватка рабочего инструмента, отсутствие нормальных рабочих условий. 
  4. Реакция на риск. Сотрудник, который убежден в будущем крахе своих усилий, заранее будет сопротивляться исполнению поставленной перед ним задачи[15].
  5. Нестыковка характеров. Порой в коллективах встречаются сотрудники, характеры которых по определению несовместимы. Методом предупреждения конфликта в коллективе в данном случае будет максимальное удаление их друг от друга[16].

Причины конфликтов носят объективный и субъективный характер. Поэтому бесконфликтное существование коллектива невозможно.

Конфликты в женском коллективе носят специфический характер. Причинами их чаще всего становятся (рис. 2):

– Конкуренция. Ревностное отношение к чужим успехам, красоте, счастливой семейной жизни, финансовому благополучию – конкуренция проявляется в различных сферах жизнедеятельности. Существует категория женщин, которым сложно спокойно принимать чужое превосходство[17].

– Интриги. Доброжелательное отношение к вам коллег-женщин никогда не стоит принимать за чистую монету. Не спешите раскрывать душу перед теми, кто мило общается с вами, приглашает пообедать и интересуется вашей жизнью. Все ваши тайны могут быть использованы в последующем против вас в ходе интриг и даже травли со стороны коллектива.

– Сплетни[18]. Без этого феномена не обходится ни один женский коллектив. Каждая новость передается по цепочке от одной дамы к другой, обрастая дополнительными подробностями[19]. Полученная в результате информация искажена настолько, что доверять ей не стоит. Но обязательно найдется сотрудница, которая эту сильно измененную историю подхватит, разовьет и разнесет по всей компании, дискредитируя всех ее участников.

Рис. 2. Причины конфликтов в женском коллективе

– Зависть. Ужасное личностное качество, приносящее вред не только предмету зависти, но и самому завистнику. Длинные ноги, богатый муж, благосклонное отношение руководства – причин для зависти может быть сколько угодно. Самыми невинными проявлениями этого отвратительного чувства могут стать обсуждения, шушукания и смешки за спиной[20].

– Эмоциональность – одна из основных причин конфликтов в женском коллективе. Сдержанность, как правило, не свойственна дамам. Мужское самообладание и выдержка им неподвластны. Держать чувства и эмоции в себе для женщины порой невыносимо. Следовательно, чем больше представительниц слабого пола в коллективе, тем выше накал страстей[21]

Конфликт протекает во времени и в развитии проходит следующие стадии[22].

  1. Предконфликтная характеризуется возникновением ситуации, в которой взаимоотношения будущих участников конфликта становятся напряженными, при этом противоречия уже существуют.