Файл: Социальное страхование и его функции (История развития социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Социальная сфера является общечеловеческой ценностью. Она призвана поддерживать воспроизводство и обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности основного богатства общества — человека. Государство же должно делать все возможное, чтобы жизнь человека была достойной. В советской России проводилась социальная политика по защите социальных интересов граждан главным образом в форме социального обеспечения, основанного на бюджетно-налоговых поступлениях. Переход к рыночной экономике потребовал серьезных реформ не только в экономике, но и в социальной политике. В настоящее время идет реформирование социального страхования в направлении приспособления его к рыночным условиям. Целью реформирования является повышение качества жизни, здоровья нации, повышение трудоспособности, защита человека в старости.

В сложившихся экономических условиях в России предпринимались меры, ориентированные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. В основном удалось сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения.

Вместе с тем эта работа проводилась недостаточно эффективно. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально - экономической стабильности общества. Отсутствие стабильной, достаточной финансовой базы и справедливой системы распределения социальных выплат и благ, финансирование выплат пособий по остаточному принципу не позволяют населению в полной мере реализовать свои конституционные права.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в период перехода российской экономики к рыночным отношениям в число первоочередных проблем выдвигается проблема разработки социального страхования адекватного природе социального государства и направленного на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, как это закреплено в Конституции Российской Федерации. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.


Цель курсовой работы – охарактеризовать социальное страхование как экономическую категорию, проанализировать деятельность фонда социального страхования, выявить проблемы и перспективы его дальнейшего развития.

Для достижения указанной цели необходимо решить  следующие задачи:

— исследовать историю развития и формирования системы социального страхования в  России;

— дать понятие социального страхования как наиважнейшего элемента системы социальной защиты населения;

— классифицировать принципы, функции на основе которых базируется система социального страхования;

— проанализировать эффективность функционирования Фонда социального страхования;

— разработать предложения по реформированию социального страхования.

Объект исследования - социальное страхование. Предметом исследования являются тенденции развития, существования Фонда социального страхования Российской Федерации.

Категории социального страхового риска, социального страхования глубоко исследовали в начале 20 века известные ученные Вигдорчик H.A.(1912г.), Теттенборн З.Р. Еще в 1929 году З.Р.Теттенборн отмечала, что социальное страхование включает в себя борьбу с рисками утраты заработка, путем предупреждения болезней, несчастных случаев и других явлений, которые угрожают работнику.[9, с.41]

Большой вклад в разработку теоретических и методологических аспектов социального страхования внесли отечественные ученные: Бабич A.M., Березин С.М., Воблый К.Г., Гинзбург А.И., Жильцов E.H., Егоров E.H., Жуков В.И.., Косарев Ю. А., Мачульская Е.Е., Рейтман Л.И., Павлюченко В.Г., Роик В.Д, Сулейманова Г.В., Федорова Т.А., Федорова М.Ю., Фиросов М.В., Шайхатдинов В.Ш., Шахов В.В., . Юлдашев Р.Т., Якушев Л.П., Шишкин C.B., и другие исследователи. Проблемами социальной политики и социальной защиты занимаются  Вьюницкий В.Н., Егорова Е.В.,Зурабов М.Ю., Козлов A.A.,  Тишина Е.В. ,  Янова С.Ю. и другие. Оценивая по достоинству научный вклад названных специалистов в разработку данной проблемы, следует обратить внимание на то, что исследованиями, как правило, охватывались лишь отдельные аспекты страхования, а не вся система социального страхования. Особенности современного этапа развития российской системы социального страхования, предполагают необходимость дальнейшего продолжения их комплексного изучения.

Нормативной базой исследования выступают: Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и нормативно-инструктивные документы Министерства труда и социального развития РФ, государственных внебюджетных фондов социального страхования, данные поисково-мониторинговой системы Фонда социального страхования, данные специальных экономических и социальных исследований, опубликованные в печати и сети Интернет.


Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, список использованной литературы и приложение.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты существования социального страхования. Определяются основные понятия, обосновываются принципы и функции системы социального страхования.

Во второй главе приведен анализ формирования и направления расходования средств фонда социального страхования, а также делается анализ проблем, и выдвигаются концепции развития системы социального страхования.

1. Теоретические аспекты социального страхования и его организация в современных условиях

1.1 История развития социального страхования в Российской Федерации

В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих. [5, с.6]

Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I в 1701 году "Об определении в домовьях Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых". И в 1712 году "Об учреждении во всех Губерниях госпиталей", в котором, напрмер, предписывалось "по всем губерниям учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены". [14, с.56]

Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем установилась система общественного призрения "для всех гражданских сословий". На губернские органы управления накладывалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для умалишенных, дома для неизлечимых больных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Позже было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо. [14, с.57]


В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественной социальной политики.

Середина XIX в. означена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф. Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое изменение получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Начало российской системе социального страхования было положено в 1861 году, когда был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казённых горных заводах». [5, с.8]

Страховые фонды формировались из взносов рабочих (2-3 % зарплаты) и взносов заводоуправления в размере, равном ежегодной сумме взносов рабочих. Собранные средства шли на выплаты пособий по болезни, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам. [14, с.58]

2 июня 1903 года с высочайшего позволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Эта дата считается официальным днем рождения государственного социального страхования в России.

До 1912 г. государственное обеспечение пособий в России охватывало только военнослужащих и чиновников. Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих». [5, с.9] С принятием страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности. Финансирование осуществлялось за счет взносов работников и предпринимателей . Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих более 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах.


Остановимся на основных этапах развития системы социального страхования в годы советской власти и современной России. [14, с.58]

Первым серьезным шагом можно считать положение о социальном обеспечении трудящихся, которое было принято в 1918 году. Оно гарантировало всем наемным работникам вне зависимости от характера труда пособия при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем.

1921 год — во время НЭПа возникла необходимость вернуться к практике социального страхования — обеспечение выплат за счёт государства было заменено выплатами из фондов, сформированных за счёт взносов. С отказом от политики НЭПа система учета социальных рисков и социального страхования была вновь максимально упрощена.

В 1929 году государственное социальное страхование обретает единый бюджет.

С 1931 года за счет средств социального страхования начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха, а также детских оздоровительных лагерей. [5, с.10]

С 1933 года социальное страхование переходит под управление профсоюзов. Это был первый этап становления системы социального страхования. Особенностью этого периода можно считать, что в государстве российском были заложены основы государственного социального страхования, определены его приоритетные направления и круг лиц, подлежащих страхованию (все наемные рабочие и служащие). Принят целый ряд декретов и постановлений, которые впоследствии составили новую систему всеобщего страхования трудящихся масс и населения страны. [14, с.59] Серьезным недостатком этой модели было то, что с ее введением утрачивался страховой характер социальной помощи. Если раньше работник был заинтересован в том, чтобы лично участвовать в формировании средств на собственную социальную защиту, то теперь, когда, он не должен был сам добровольно платить взносы, когда они стали взиматься принудительно, со всего коллектива, эта заинтересованность пропала. К 1938 году сложилась модель социального страхования, в основе которой лежит централизация денежных средств, которые собираются и тратятся по единым правилам. Средства поступали из выплат предприятий и/или из госбюджета. Медицинское обслуживание было выведено из системы социального страхования и получало финансирование только из бюджета.

Второй, и самый длительный этап развития социального страхования, продлился 60 лет и имел как положительные, так и отрицательные стороны.

С принятием постановления Совета Министров СССР в 1964 году "О государственном социальном страховании членов колхозов, специалистов, главных бухгалтеров" впервые отдельные категории работников сельского хозяйства стали получать пособие на лечение и отдых. Особенно много новых постановлений по улучшению социального страхования трудящихся было принято в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.). [10, с.33]