Файл: Эффективность менеджмента организации (Целевой подход и системный подход к оценке организационной эффективности).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1 Понятие и значение эффективности менеджмента организации
1.2 Факторы, влияющие на эффективность менеджмента.
1.3 Социальная ответственность и организационная культура
2. Пути повышения эффективности менеджмента в организации
2.1 Результативность менеджмента
3. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации
3.1 Целевой подход и системный подход к оценке организационной эффективности
3.2 Стратегический и ценностный подходы к оценке организационной эффективности
Культура задачи рассчитывается на способность группы повысить эффективность работы и объединить, отождествить сотрудника с целями организации. [46]
Культура личности. В этой культуре личность находится в центре, человек делает то, что хорошо умеет делать в рамках общей цели, и поэтому к нему прислушиваются. Этот стиль характерен для работы инновационных подразделений, венчурных (рисковых) групп.
Выбор подходящей культуры и структуры организации зависит от следующих факторов: истории и формы собственности, размера организации, технологии работ, целей и задач, внешней среды и людей. Изменение любого фактора требует адаптации организации, если она стремится быть эффективной.
Системное изменение культуры влечет за собой изменение поведения людей и может вывести организацию на новую качественную ступень.
Выделяются три возможных способа адаптации организации:
-посредством обсуждения;
-посредством воспроизводства (предполагает децентрализацию или деление на подразделения, в которых культура и структура формируются в соответствии с различиями во внешней среде);
-посредством дифференциации (основывается на том, что все виды деятельности организации могут быть сгруппированы в четыре категории, каждой из которых лучше всего соответствует определенная культура: устойчивое состояние, инновационная, кризисная, руководство). [19]
Суммируя все изложенное, можно сказать, что организационная культура — это важный фактор в достижении эффективности организации. [36]
2. Пути повышения эффективности менеджмента в организации
Повышение эффективности менеджмента в организации должно осуществляться на основе системного подхода. Одним из возможных вариантов такого рассмотрения является «схема 7-С» компании Маккинси, в которой выделены семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы управления организации.
На основе анализа результатов деятельности организации и исследования ее системы управления разрабатываются и осуществляются следующие меры по повышению эффективности менеджмента, затрагивающие все ее основные элементы:
1.Совершенствование структуры управления организацией, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководителей с учетом квалификации и личных качеств.
2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.
3.Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
4.Необходимая для эффективной профессиональной деятельности работника сумма навыков накапливается с помощью системы постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.
5.Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.
6.Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.
7.Упорная работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.
Работа над повышением эффективности менеджмента может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.
В процессе повышения эффективности менеджмента в систему управления организацией вносятся самые разнообразные изменения, в том числе весьма радикального характера. Управление процессом изменений считается одной из самых трудных, но и престижных задач для руководителей, обеспечивающих организационное развитие.
Главным признаком качества управленческой деятельности выступает качество труда, отражающее его сущностные особенности и производительную силу. Качество труда проявляется в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда выступает функциональным назначением управленческого труда. [14]
Качественными характеристиками управленческого труда выступают:
-творчество как форма умственного труда;
-предприимчивость (инициативность);
-инновационность;
-оперативность (своевременность);
-коллективный характер (партнерство, корпоративность);
-уровень риска;
-ответственность (правовая, социальная, моральная);
-экономичность;
-производительность;
-результативность.
Качество менеджмента как процесса воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором средств и методов воздействия, процедур их реализации. О качестве воздействия можно судить лишь после его реализации. До реализации решений можно говорить лишь о методологии обоснования, соблюдений принципов и методов формирования воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения производственно-хозяйственной проблемы. [44]
При оценке процесса выработки и реализации управленческого решения используются следующие качественные характеристики: оптимальность (критерий выбора наилучшего варианта); оперативность (критерий соответствия решения во времени с потребностью производства); экономичность (критерий - минимальный размер затрат или ресурсов); рискованность (критерий - минимизация вероятности и уровня потерь); социальная значимость (критерий - максимизация полезности для общества); правовая/защищенность (критерий - нормативно-правовая обеспеченность); коммуникативность (критерий - надежность и гибкость связей). Критериии
Таким образом, наиболее характерными формами понятия "качество менеджмента" выступают:
-качество управленческого труда;
-качество персонала (профессионализм);
-качество ресурсов и потенциала управления;
-качество процессов управления, со
2.1 Результативность менеджмента
Эффективность управления - это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Эффективность управления определяется степенью и количеством целей, достигнутых предприятием за определенный период времени, и зависит от действий всех уровней аппарата управления, которые должны быть ориентированы на достижение единой цели организации.
Целью менеджмента является создание условий для долгосрочного существования и развития организации, которые могут быть реализованы при грамотном воздействии на персонал и партнеров. В связи с переходом российской экономики на рыночные отношения цели организации должны быть адаптированы к потребностям общества и экономики в целом.
В результате успех предприятия зависит от степени удовлетворенности потребителя предлагаемыми ему товарами или услугами.
Проблема в оценке эффективности управления заключается в том, что, в отличие от прибыльности бизнеса, которая измерима, трудно непосредственно измерить удовлетворенность клиентов. В результате этот показатель привязан к доходу или той же прибыли, поскольку чем выше удовлетворенность клиентов, тем больше вероятность, что они вернутся в магазин в той же компании или порекомендуют его своим друзьям.
Необходимо отметить, что товар, в своем натуральном выражении доведенный до потребителя, определяется как конечный продукт (результат).
В результате оценка реализации цели определяется путем сравнения ее с конечным результатом, то есть безопасностью потребностей общества. Но в то же время цель предприятия должна объективно отражать потребности потребителя в соответствии с производственными возможностями и взаимосвязями.
Точная формулировка цели имеет первостепенное значение для успеха организации, поскольку ошибки в ее утверждении могут привести к самым ужасным последствиям.
Для того чтобы их избежать или сгладить, разрабатываются промежуточные цели, которые конкретизируют главные и воплощаются наряду с ними.
В работе компании должно соблюдаться соответствие значимости главных и промежуточных целей.
В случае если главной цели уделяется излишнее внимание, то промежуточным оно уделяется недостаточно.
В результате главная цель не достигается в связи с неполной разработкой и реализацией ее этапов.
Обратная ситуация приводит к дезорганизации и деградации предприятия.
Оценка результатов менеджмента осуществляется с помощью следующих показателей:
-уровня достижения целей, рассчитываемого как отношение конечного результата к запланированной величине;
-степени удовлетворенности потребностей определяемого через отношение конечного результата к величине существующей потребности;
-величины потенциальной потребности, прогнозируемой отделом маркетинга, включающей неудовлетворенную или вновь возникшую потребности;
-определения доли продукции на рынке, на которой специализируется предприятие;
-устойчивости конкурентных преимуществ с точки зрения их прогрессивности и рейтинга;
-потенциальных возможностей развития предприятия, определяемых запасом мощностей и обеспеченностью его ресурсами.
Результативность менеджмента определяется при следующих условиях:
- если достигнуты конечные цели организации и в них реализована ее миссия и главная цель;
- если достигнута результативность отдельных производственных звеньев и функциональных подразделений предприятия;
- конечные результаты соизмеримы с потребностью;
- определена потенциальная потребность, в соответствии с которой определяется направление дальнейшей деятельности фирмы.
Оценка результативности менеджмента дает возможность определить вероятные цели и направления деятельности предприятия в соответствии с имеющимися и потенциальными потребностями рынка.
3. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации
3.1 Целевой подход и системный подход к оценке организационной эффективности
Обеспечение эффективности организации является основной задачей и областью компетенции менеджеров. В зависимости от стратегических намерений высшего руководства, оно оценивается разными методами и в соответствии с разными критериями. Высокая эффективность организации достигается благодаря эффективной системе управления, направленной на рациональное использование всех организационных ресурсов и их постоянное совершенствование за счет соответствующей организационной. Важной задачей управления является обеспечение эффективности ее деятельности. [53]
Организационная эффективность (лат. effectivus - исполнение, действие) как часть стратегии развития предприятия является актуальным вопросом для современных организаций, когда предприятиям и организациям необходимо системное и долгосрочное планирование развития. Развитие предприятия зависит от пути процесса трансформации его структурной конфигурации что достигается при реализации стратегии развития. Потребность в теоретической основе организации и эффективности трансформации в процессе реализации стратегии развития появилась задолго до большинства современных методов построения организационных структур. [7]
Развитие теории и практики менеджмента всегда был направлен на поиск способов повышения эффективности функционирования организаций. В частности, классическая школа менеджмента сосредоточено на формировании теории научного управления ресурсами, поскольку в начале XX в. эффективность измерялась способностью экономической организации производить продукцию с наименьшими затратами. Поэтому среди принципов эффективного управления доминировали рациональное распределение труда, иерархия, единовластие, централизм (Ф. Тейлор, М. Вебер, А. Файоль и др.).