Файл: Эффективность менеджмента организации (Целевой подход и системный подход к оценке организационной эффективности).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1 Понятие и значение эффективности менеджмента организации
1.2 Факторы, влияющие на эффективность менеджмента.
1.3 Социальная ответственность и организационная культура
2. Пути повышения эффективности менеджмента в организации
2.1 Результативность менеджмента
3. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации
3.1 Целевой подход и системный подход к оценке организационной эффективности
3.2 Стратегический и ценностный подходы к оценке организационной эффективности
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность деятельности организации напрямую зависит от эффективности работы ее сотрудников начиная с директоров и управленцев заканчивая обсуживающим персоналом. Для слаженной работы всех звеньев предприятия нужны четкие цели и контроль над их исполнением. За выполнение последних и отвечает менеджер.
Если менеджер решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. Иными словами, эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, и в этом смысле проблема эффективности управления является составной частью экономики управления, частью эффективности производства. В связи с этим оценка эффективности менеджмента будет являться основополагающей при стратегическом и оперативном планировании организации.
Эффективность менеджмента является сложным и многообразным понятием, смысл которого состоит в том, что весь управленческий процесс, начиная с постановки целей и заканчивая результатами деятельности, должен проводиться с минимальными затратами (издержками) и с максимальной результативностью и производительностью.
В процессе изготовления продукта материальные, трудовые и финансовые ресурсы преобразуются в продукцию (услуги), для чего существуют предприятия, обеспечивающие данное преобразование с выгодой для потребителей и для себя. Иными словами, издержки преобразования должны быть меньше, чем цена результата.
Анализ категории эффективности, определяющих ее факторов позволяет сделать вывод о том, что определенные группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве меры, критерия эффективности организации, адекватны содержанию и формам проявления эффективности. В качестве критерия эффективности производства и управления используются конкретные показатели использования определенных видов ресурсов: материальных ресурсов, основных средств, капитальных вложений, производительности труда, характеризующих экономическую активность персонала, и обобщающих показателей, характеризующих конечные результаты.
Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и внедрения способов повышения экономической эффективности управления.
Эффективность управленческой деятельности по отношению к субъекту управления характеризуется не только количественными показателями (экономический эффект), но и качественными показателями (социальная эффективность), которые характеризуются только результирующими составляющими основных показателей: завоевание общественного доверия, управляемость системы, удовлетворенности работой и т. д.
Однако в современных условиях ведения бизнеса на российских предприятиях недостаточное внимание уделяется проблемам оценки труда и его эффективности, в частности оценки эффективности деятельности менеджера и персонала. Оценка менеджера проводится во многих формах в двух основных областях: оценка эффективности труда и оценка качества, которые определяют вклад менеджера в эффективность управления. Для установления соответствия результатов деятельности индивида требованиям организации проводится оценка трудовой активности персонала. [2]
Целью курсовой работы является оценка эффективности менеджмента конкретной организации и разработка мероприятий по ее повышению. Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
-рассмотреть понятие и значение эффективности менеджмента организации;
-рассмотреть факторы, влияющие на эффективность менеджмента;
-изучить социальную ответственность и организационную культуру;
-провести анализ показателей эффективности действующей системы управления;
-разработать стратегию повышения эффективности менеджмента организации.
В современной России бизнес растет и развивается вместе с масштабами, сложность управления возрастает, и компании сталкиваются с новыми проблемами. В данной ситуации управленцам важно сосредоточиться на ограниченном количестве действительно важных бизнес-вопросов. Это практически невозможно сделать в отсутствие формализованной системы в организации, которая отслеживает ключевые показатели эффективности и позволяет на основе этой информации влиять на то, что происходит в компании. В то же время важно понимать, что управление производительностью является многогранной проблемой, которая позволяет использовать различные подходы и концепции. Задача руководителя, озабоченного эффективностью деятельности компании, как раз состоит в том, чтобы выбрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям его предприятия, и органично вписать его в общую систему управления организацией.[58]
1.Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1 Понятие и значение эффективности менеджмента организации
Особенностью менеджмента является то, что управленческий труд не создает непосредственно материальных ценностей, а участвует в их создании через организацию труда других лиц, поэтому результаты труда менеджеров воплощаются в результатах труда возглавляемых коллективов и организации в целом.
Целью деятельности организации является достижение максимальных результатов производственной деятельности при минимальных затратах. Из этого следует вывод, что менеджмент организации проявляется в эффективности производства. Эффективность менеджмента показывает насколько качественно менеджеры реализуют цели организации и достигают высоких результатов производства при минимальных затратах.
Эффективность менеджмента - это трудное и разнообразное понятие, значение которого содержится в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и завершая окончательным итогом деятельности, обязан производиться с меньшими издержками либо с большей результативностью.
При оценке эффективности менеджмента необходимо дать ответы на 2 вопроса:
1. Какие результаты были достигнуты в процессе управления? (Что сделала управляемая система?)
2. Как система управления добилась этих результатов? (Ценой каких затрат были получены результаты)
В связи с этим различают внешнюю и внутреннюю эффективность менеджмента.
Внешняя эффективность определяет результативность менеджмента, характеризует степень достижения организацией её цели, отражает уровень соответствия организационной системы требованиям и ограничением внешней среды, а также эффективность в части использования внешних возможностей.
Внешняя эффективность определяется результатами деятельности:
- степенью достижения целей организации
- соответствием организации требованиям внешней среды
-степенью использования возможностей предоставляемых внешней средой
Внутренняя эффективность - это экономичность. Она показывает, каким образом удовлетворение указанных потребностей сказывается на динамике собственных целей организационной системы и отдельных групп её участников, отражая при этом эффективность в части использования организационной системы всех компонентов внутренней среды, в том числе производственных, финансовых, инвестиционных, кадровых возможностей и прочих.
Эффективность управления складывается из нескольких элементов:
1. Экономическая эффективность — это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами.
2. Социальная эффективность управления – повышение удовлетворенности потребностей работников.
Организация – это элемент окружающего мира и помимо реализации экономических целей, она должна нести социальную ответственность перед обществом. Наиболее ярко влияние экономической эффективности деятельности предприятия на социальную среду прослеживается у градообразующих предприятий. Необходимо стремиться к росту не только экономической, но и социальной эффективности менеджмента. В практической деятельности эти два элемента очень тесно взаимосвязаны друг с другом.
3. Социально-экономическая эффективность - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социального результата. Так, при улучшении экономической обстановки в организации улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Например, повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы и, как следствие, к удовлетворенности работников. Повышение социальной удовлетворенности в свою очередь способствует повышению производительности и улучшению качества труда и, как следствие, увеличивает прибыльность и т.д.
Менеджмент должен обеспечивать рост социально-экономической эффективности.
1.2 Факторы, влияющие на эффективность менеджмента.
Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам: [11]
-по продолжительности влияния;
-по характеру влияния;
-по степени формализации;
-в зависимости от масштаба влияния;
-по содержанию;
-по форме влияния.
Рассмотрим подробно основные факторы, от которых зависит эффективность менеджмента.
По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.). [12]
По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.
По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.
В зависимости от масштаба влияния, факторы можно подразделить на:
- народно-хозяйственные;
- отраслевые;
- на уровне подразделений. [15]
По содержанию различают факторы:
-научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда);
-организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина);
-экономические (система материального поощрения и материальной ответственности);
-социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения);
-технические;
-физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.
По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.
Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации. [20]
1.3 Социальная ответственность и организационная культура
Современное развитие менеджмента показало, что успех любой компании определяется не только рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря - воздействием управления на внутренние факторы производства), но и всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды. В рамках внешней среды - социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой.
Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций. [5]