Файл: Игра как метод воспитания (Игра как средство воспитания. Воспитательные игры со школьниками во внеурочное время).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра может быть хорошим дополнением к учебному процессу в развитии личных свойств ребёнка. Они индивидуальны и требуют личного подхода к каждому ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, просит чувства меры и осторожности.

Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры нужно учесть некоторые аспекты: возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя.

Его роль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в разработке условий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей. Игра учителем-педагогом употребляется не лишь в учебной деятельности, но и во внеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы организации.

Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее принципиальное значение в жизни ребёнка, формирование его личных свойств, в развитии и воспитании, а также имеющая свои особенности в организации и использовании в учебно-воспитательной работе.

2 ОПЫТНО -ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Тестирование детей 

Целью тестирования являлось изучение отношения детей к игре и выявление их активности.

Было проведено тестирование учащихся 2 класса. Приняли участие 26 человек (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Анализ ответов учащихся

Анализ выявления отношения к игре:

На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 26 человек, выбрали ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»

16 человек выбрали ответ «С другом»,

9 человек «С одноклассниками» 

1 выбрал ответ «С родителями».

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?»

18 выбрали ответ «Больше часа»,

4 человека выбрали ответ «Меньше часа»

 4 ответили «Один час».

На четвертый вопрос «В  какие игры тебе нравиться играть?»

15 человек ответили «Подвижные»,

10выбрали ответ «Познавательные»

 1 ученик выбрал ответ «Сюжетно – ролевые».


И на пятый, последний вопрос «Кто чаще всего является инициатором игр?»

10 человек выбрали ответ «Твои друзья»,

15 человек выбрали ответ «Ты»

 1 ученик не мог выбрать ответ, который больше всего ему подходит и выбрал два ответа «Ты – Твои друзья».

В конце проведения тестирования изучив все ответы учащихся, можно сделать такой вывод, что всему классу нравиться играть в игры.

Большая часть класса чувствуют себе уверенней в игре, когда играют с другом, игра у детей занимает больше часа, популярны больше подвижные игры и инициатором игр являются они сами. Эти дети являются активными и раскрепощенными. Меньшей части класса больше нравиться играть с одноклассниками или с родителями, это говорит о том, что они застенчивы, трудно привыкают к другим людям и уверенней себя чувствуют с родными и близкими людьми. Они не являются инициаторами игр, не так активны.

2.2 Планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе

Игровая деятельность должна быть на протяжении всего учебного года, идти параллельно с учебной деятельностью. Она может проявляться: в физических минутках на уроках, в динамических паузах, разминкой перед, после и во время урока, и конечно же, на переменах в различных подвижных играх. Учитель должен планировать учебную деятельность и не забывать про игровую, поскольку она помогает заинтересовать учащихся на выполнение различных заданий. Младшие школьники быстро устают, а игра помогает им расслабиться, отдохнуть и вновь обрести силы для дальнейшей работы.

В. А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружает ребенка до школы, не закрыли передним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал, игры и игровые упражнения не перестают влиять на развитие ребенка и в учебном процессе. Они помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживают интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.


Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, дидактическая игра.

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель.

Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

 При планировании игровой деятельности необходимо учитывать следующие условия:

- обеспечить безопасность детей в период двигательной и игровой деятельности;

- соблюдать особый санитарно-гигиенический режим в помещениях;

- поддерживать эмоционально благоприятную обстановку;

-организовать сопровождение педагогического взаимодействия с детьми педагогом,  психологом и другими специалистами

- распределить по дням недели виды игр.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

2.3 Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста

Функции игровой деятельности на перемене

Подвижные перемены - это релаксация, оздоровление и развитие коммуникативных навыков. Досуг выполнит свои функции при нескольких условиях:


- Участие в игре - добровольное, по желанию.

- Для игры предназначено специальное место.

- Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.

- Правила должны допускать смену состава участников и быть предельно простыми.

- Сюжет - хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят.

- Игра обязана закончиться за 3 минуты до звонка на очередной урок.

-Разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными.

Нелишним будет поощрять стремление детей играть самостоятельно.

Роль игр на перемене в школе:

- Адаптация к новым условиям младших школьников.

- Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.

- Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.

- Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.

- Снижение зрительного напряжения.

- Переключение внимания, профилактика утомления.

- Перед тем как выбрать определенную игру, необходимо поставить конкретную педагогическую задачу.

Эффективность проведения игры зависит от решения таких организационных факторов, как:

- умение доходчиво и интересно объяснить игру;

- размещение игроков во время проведения игры;

- определение ведущих;

- распределение на команды;

- определение помощников;

- руководства процессом игры;

- дозирование нагрузки в игре;

- окончание игры.

Приведем примеры игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.

Перебежки

Участники встают в круг, сохраняя дистанцию в 3 шага. Один — в середине. Каждый ученик помечает свое местоположение кружком вокруг ног на земле.

Ребенок в центре подает команду: «Меняйтесь!» Услышав это, дети пересекают круг и меняются местами. Водящему надо не упустить момент и попытаться занять любое свободное место.

Игры для проведения на динамических паузах на улице или в спортивном зале: «Самый ловкий», «Пингвины», «Канатоходец», «Замени предмет», «Пробеги с мячом».

Самый ловкий

По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60—70 см один от другого. По одной стороне площадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по другой — прыгают попеременно на правой и левой ноге. Дети с небольшим интервалом выполняют задание в колонне по одному. При увеличении количества пособий упражнение проводят в две колонны.


Пингвины

Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на расстоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Канатоходец

Дети встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с песком. По сигналу учителя они быстрым шагом, держа руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задания

Замени предмет

Играющие распределяются на 2—3 команды.

Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Пробеги с мячом

У каждого играющего мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передвигаются на другую сторону площадки.

Игры для проведения на больших переменах: «Смена номеров», «Волк и ягненок», «Перебежки», «Кто подходил?»

Смена номеров

Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий.

Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

«Волк» и «ягненок»

Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

Кто подходил?

Подготовка. Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.