Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты) (Теоретические основы маркетинговой деятельности на предприятии).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности на предприятии
1.2 Понятие, цели и функции маркетинга
1.3 Основные методы, применяемые в маркетинге
Глава 2. Анализ деятельности предприятия ООО "Сплав-ДМЗ"
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Организация маркетинга на ООО "Сплав-ДМЗ"
Глава 3. Пути совершенствования управления маркетингом на ООО "Сплав-ДМЗ"
В маркетинге применяются также конкретные методы и группы методов генерирования новых идей (в отношении объектов маркетинга, обновления ассортимента, ценообразования и адаптации цен, содержания и организации коммуникаций, продвижения и продаж товаров и услуг на рынке), экспертного оценивания, контент-анализа (прежде всего средств массовой информации) и др.
Большая часть перечисленных методов - это методы, используемые непосредственно в ходе маркетинговых исследований. Исследования занимают весьма значительную часть (от одной трети до половины) всей маркетинговой деятельности и ее бюджета. Тем важнее правильно спланировать их.
Маркетинг как философия, включая общую ориентацию участников рыночных отношений, принципы действия и методы исследований, реализуется в его планах, программах и подпрограммах (по отдельным функциям маркетинга), которые в свою очередь бывают долгосрочными (на пять и более лет), средне- и краткосрочными (на год, с разбивкой по кварталам) [32, с. 90].
Методы маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводится:
Анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений.
Анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными) [33, с. 76].
Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров.
Изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта.
Планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами.
Обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов [34, с. 119].
Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.
В маркетинговом процессе участвуют:
— производитель товара;
— отдел маркетинга, который непосредственно выступает на рынке (в рамках, существующих у нас структур предприятий такой отдел придется создавать);
— посредник (агент, дилер, оптовик), обеспечивающий реализацию товара предприятия на рынке (в известных случаях возможен прямой контакт «отдел маркетинга - конечный потребитель»);
— коллективный потребитель (организация-покупатель товара производственного назначения);
— розничный торговец (в случае товаров индивидуального потребления);
— конечный потребитель (в случае товаров индивидуального потребления - личность или семья;
— в случае товаров производственного потребления - персонал, непосредственно использующий товар, купленный коллективным потребителем) [35, с. 123].
Глава 2. Анализ деятельности предприятия ООО "Сплав-ДМЗ"
2.1. Общая характеристика предприятия
ООО "Сплав-ДМЗ" было зарегистрировано 1 августа 2006 года. Общество с ограниченной ответственностью "Сплав-ДМЗ" учреждено в соответствии с решением Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» и прочими законодательными актами РФ, регламентирующими порядок создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью.
ООО "Сплав-ДМЗ" имеет большой опыт производства отливок из алюминия и магния различной степени сложности. Благодаря использованию современных технологических процессов алюминиевого и магниевого литья, методов производства и расчетов, имеется возможность получения отливок с 5-7 классом точности. Каждая готовая деталь проходит строжайший контроль качества.
Ни для кого не секрет, что качественная отливка - это знание процесса, точная оснастка, профессионализм исполнения, проверенный металл, тщательный контроль. ООО "Сплав-ДМЗ" способен обеспечить все слагаемые успеха.
Мы, с помощью наших надёжных партнёров, активно используем 3D моделирование при проектировании литниково-питающей системы и проверке технологичности создаваемой оснастки. Заказ модельной и стержневой оснастки производится у проверенных изготовителей-профессионалов, имеющих знания по производству цветного литья. Кратчайшие сроки проектирования и поставки оснастки, высокое качество используемого материала, возможность доработки и оптимальное соотношение цена-качество позволяет оперативно отработать новый технологический процесс получения отливки.
Работники цеха имеют высокий разряд по выполнению операций подготовки, формовки, заливки и дальнейшей обработки. Контроль качества литья производится на всех этапах работы. Мы контролируем и испытываем литейную форму на газопроницаемость, влажность и твердость, чтобы обеспечить лучшие показатели получаемой отливки.
Температурный режим расплава и его обработка обеспечивается качественными приборами и вспомогательными материалами. Каждая изготовленная отливка и деталь проходит строжайший контроль качества в лаборатории. На всех этапах производства контроль качества удовлетворяет всем требованиям заказчиков и ГОСТ. Все изделия, производимые в ООО "Сплав-ДМЗ", проходят термическую обработку всех необходимых режимов, предусмотренных КД, с подтверждением механических свойств, а так же химического состава, контроля плотности структуры на соответствие ГОСТ.
Увеличение технических мощностей, применение современных технологий, многолетний опыт литейного производства - движущая сила для выхода предприятия за пределы автомобилестроения, расширения ассортиментного ряда выпускаемой продукции и количества деловых контрактов.
Специализация производства – алюминиевое литье методами литья в кокиль и под низким давлением с применением песчаных стержней, изготовленных методом ХТС и по горячей оснастке, а также литья под высоким давлением. Используемые в производственном процессе современные технологии вкупе с импортным и отечественным оборудованием позволяют специалистам "Сплав-ДМЗ" изготавливать практически не ограниченное число видов алюминиевых отливок под любой заказ.
Общество осуществляет, в частности, следующие виды деятельности:
- производство комплектующих деталей для двигателя;
- производство товаров промышленного назначения;
- оказание индивидуальных услуг.
Современное отечественное и зарубежное оборудование позволяет выпускать более 300 наименований отливок развесом от 0,03 до 47,5 кг, в том числе блоки цилиндров 4-х и 8-ми цилиндровых двигателей, 8-ми и 16-ти клапанные головки цилиндров, трубы впускные поршни, изделия различной степени сложности. Изготовление деталей крупных форм и нестандартных размеров стали возможны, благодаря совершенствованию технологии литья под давлением. Эксклюзивный продукт "Сплав-ДМЗ" и его успех - это ступени эскалатора, колеса для грузовых автомобилей фирмы MAN (Германия). В производстве задействованы как станки собственного производства (например, карусельно-кокильные машины в первом литейном), так и импортное современное оборудование, необходимое при производстве методом литья под давлением.
Качеству на производстве традиционно уделяется особое внимание. Пожалуй, только высокое качество продукции способно обеспечить предприятию лидерство и конкурентоспособность в своей отрасли. Многолетний опыт показывает, что качество продукта на выходе является результатом усилий абсолютно всех направлений производства предприятия, а значит, каждый работник ответственен за результаты ежедневного труда.
2.2. Организация маркетинга на ООО "Сплав-ДМЗ"
Маркетинговая служба ООО "Сплав-ДМЗ" подчинена директору директору предприятия, что обеспечивает независимость ее положения по отношению к другим подразделениям и объективную оценку возможностей предприятия при разработке его маркетинговой политики.
Заместитель директора начальник отдела маркетинга
ООО "Сплав-ДМЗ"
Группа анализа информации
Группа маркетинговых исследований
Группа по рекламе и Public Relations
Рис. 1. Структура отдела маркетинга в ООО "Сплав-ДМЗ"
- Положение об отделе маркетинга
- Общие положения.
- Отдел маркетинга создан для ведения деятельности по финансированию собственного и приравненному к нему строительства жилья, зданий и сооружений. Данная деятельность осуществляется посредством реализации готового жилья, а также привлечения средств сторонних инвесторов (физических лиц, коммерческих, общественных, государственных предприятий и организаций) для финансирования строящегося жилья, зданий и сооружений;
- Отдел подчиняется непосредственно Генеральному директору;
- В своей деятельности отдел руководствуется:
- законодательством РФ;
- Уставом АО;
- приказами, распоряжениями и указаниями Генерального директора;
- настоящим положением;
- В состав отдела могут входить лица, имеющие высшее образование в области строительства и экономики, маркетинга, финансов, либо прошедшие специализацию (прослушавшие курсы, семинары) в одной из выше указанных областей.
- Штат отдела формируется Генеральным директором и включает в себя специалистов и ведущего специалиста. Ведущий специалист (исполняет также функции заместителя директора по маркетингу) принимается на работу и увольняется Генеральным директором. Специалисты принимаются и увольняются, по представлению ведущего специалиста и утверждению Генерального директора. Режим работы отдела определяется ведущим специалистом исходя из эффективности и необходимости использования рабочего времени. Оплата труда базируется на должностных окладах со всем дополнительными коэффициентами и выплатами, устанавливающимися в положении об оплате труда.
- Решения о количественном и качественном составе продукции, по ценам на неё и их корректировке, принимаются руководством ООО и доводятся до работников отдела в виде соответствующих приказов и распоряжений.
- Функции отдела.
- Подготовка и проведение предварительных переговоров с покупателями и инвесторами, по вопросам реализации жилья;
- Документарное обеспечение деятельности по реализации жилья;
- Изучение рынка недвижимости;
- Изучение потребителей;
- Изучение фирменной структуры;
- Изучение товарной структуры;
- Анализ внутренней среды предприятия;
- Организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
- Управление качеством и конкурентоспособностью продукции;
- Организация системы товародвижения;
- Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
- Проведение целенаправленной товарной политики;
- Проведение целенаправленной ценовой политики;
- Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
- Информационное обеспечение управления маркетингом;
- Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии);
- Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ)
- Обязанности.
- Разработка схем реализации жилья, а также соответствующих им документов и порядка их обращения в АО и за его пределами, а именно: подготовка, подписание руководством, приём, учёт, регистрация, контроль выполнения, информационно-справочное обеспечение других служб и отделов, хранение;
- Качественное и грамотное составление, согласование и утверждение документов, представляемых на подпись руководству предприятия;
- Контроль исполнения документов и распоряжений руководства;
- Принятие оперативных решений и действия по реализации возложенных на отдел функций, в пределах компетенции отдела;
- Осуществлять оперативную связь со сторонними организациями (коммерческими, государственными, общественными) и отдельными гражданами по вопросам текущей деятельности отдела (переговоры, телефон, факс);
- Самостоятельно выполнять машинописные, копировально-множительные и прочие работы по документообороту;
- Готовить и проводить переговоры, представлять ООО по вопросам деятельности отдела, принимать решения в пределах предоставленных Генеральным директором;
- В случае необходимости самостоятельно нести расходы (с последующим их обоснованием), связанные с оперативным обеспечением деятельности;
- Проводить анализ исполнения договоров, оформление его в виде ежемесячных отчётов руководству;
- Давать рекомендации и консультации другим отделам и службам в пределах своей компетенции;
- Предоставлять необходимые документы и обоснование расходов отдела;
- Соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе деятельности отдела;
- Выполнение отдельных поручений руководства ООО;
- Права
- Давать поручения и получать информацию по вопросам, относящимся к компетенции отдела, работникам других отделов и служб, а также сторонним организациям;
- Принимать решения по корректировке условий договоров и цен в рамках определяемых Генеральным директором;
- Визировать документы по деятельности отдела;
- Представлять АО в сторонних организациях и перед гражданами по вопросам деятельности отдела, при необходимости получать доверенности от руководства на совершение действий от лица ООО (выходящих за рамки компетенции работников отдела);
- Требовать от руководства обеспечения необходимыми для нормальной деятельности средствами связи, транспортом, оргтехникой, расходными материалами и прочими материально-техническими ресурсами.
- Получать возмещение произведённых расходов по п. 3.8 настоящего положения;
- Работать с конфиденциальными документами. Принимать решения и производить необходимые действия по их исполнению в пределах своей компетенции;
- Взаимодействовать со всеми службами, отделами, сотрудниками АО по вопросам, касающимся исполнения обязанностей отдела прямо или косвенно;
- Выносить на рассмотрение руководства АО предложения по документообороту совершенствованию форм и методов работы, изменения структуры деятельности АО;
- Участвовать в формировании ценовой политики АО, в части формирования других отделов и служб о рыночных ценах и условиях реализации;
- Своевременно информировать руководство о возможных последствиях и обязательствах, возникающих в процессе деятельности отдела;
- Ответственность
- Работники отдела несут ответственность:
- За качество, правильность оформления, грамотность оформленных отделом документов, их систематизацию;
- За достоверность предоставляемой информации;
- За превышение полномочий по принятию решений;
- За нарушение порядка использования и хранения конфиденциальной информации;
- За нечёткое и несвоевременное исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим положением;
- Решения о наложении и порядке применения взысканий на работников отдела принимает Генеральный директор;
При взаимодействии с отделом главного конструктора и главного технолога служба маркетинга предоставляет следующие данные:
- количественные и качественные требования потенциальных и существующих потребителей новой продукции;
- план мероприятий по коммерческой реализации и техническому обслуживанию продукции;
- стоимостные ограничения на цену изделия, определяемые рынком и производителями аналогичной продукции.
Конструкторский и технологический отделы взаимодействуют со службой маркетинга по всем вопросам, связанным с оценкой продуктивности новых решений по разработке и производству перспективной продукции, и обеспечивают службу маркетинга сведениями:
- о реальном состоянии и возможностях предприятия в области конструирования новой техники и технологии;
- об уровне квалификации специалистов;
- о конструкторских, ресурсных и прочих ограничениях;
- о прочих факторах, влияющих на эффективность работы службы маркетинга.
Взаимодействие службы маркетинга с отделом технического контроля осуществляется по вопросам повышения качества и надежности продукции.
С экономическими отделами и бухгалтерией служба маркетинга предприятия взаимодействует при:
- разработке планов внедрения передовой техники;
- организации производства;
- определении экономической эффективности новой продукции и технологии
Тяжелая промышленность
и станкостроение
10%
Нефтехиммашиностроение
6%
Стройдормашиностроение
8%
Авиастроение
5%
Автомобилестроение
26%
МПС и машиностроение железнодорожное
18%
Электропромышленность
16%
Тракторное и
сельхозмашиностроение
6%
Легкая промышленность
5%
Рис. 2. Производство алюминиевого литья в РФ-250 тыс. тонн
Структура продаж:
Прочее автомобильное литье
Неавтомобильное литье
Головка
цилиндров
49 %
1 %
35 %
15 %
Блок
цилиндров
Рис. 3. Основные потребители
- Предприятия автомобилестроения: