Файл: Анализ построения системы управления рисками в организации (Сущность риска).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

С давних времен считается, что абсолютно любая целенаправленная деятельность человека, направлена в будущее, то есть всегда существует временная разница между первоначальными усилиями, сопровождающимися затратами ресурсов и финальным результатом. Из этого следует, что конечный результат заранее не определен и не известен, то есть достоверно не предсказуем вследствие воздействия множества факторов. Это обстоятельство послужило началом формирования таких категорий, как неопределенность и риск.

Тема управления рисками в настоящий период развития российской экономики становится еще актуальнее, что во многом связано с большими колебаниями на рынках страны. Если раньше государство практически брало на себя все риски предприятий и организаций, то в сегодняшней рыночной экономике ситуация абсолютно изменилась: все хозяйствующие субъекты вынуждены самостоятельно снижать степени влияния финансовых и предпринимательских рисков.

В Российской Федерации разработка собственной системы эффективного менеджмента на предприятиях в условиях развивающихся рыночных отношений реально лишь при организации риск-менеджмента. В нашей стране с расширением сферы экономической деятельности резко расширился и спектр рисков. Даже несмотря на то, что в экономической сфере риск присутствует постоянно, широкой предпринимательской общественностью он изучен еще недостаточно. Поэтому сегодня управление рисками является одним из наиболее развивающихся направлений менеджмента.

Таким образом, актуальность исследования в области риск-менеджмента на предприятии обусловлена необходимостью в разработке комплексного, всестороннего подхода по управлению рисками, которое координируется в рамках всей компании. Благодаря применению риск-менеджмента предприятие получает возможность повысить вероятность достижения поставленных целей, свести к минимуму потери, уменьшить неопределенность в своей деятельности.

В качестве объекта работы будет выступать предприятие ИП Стелло С.А., а предметом будет риск-менеджмент на предприятии.

Целью данной является проведение анализа построения системы управления рисками в организации.

Чтобы достичь поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы сущности рисков и их классификации
  2. Овладеть знаниями и пониманием риск-менеджмента, изучить существующие стандарты по управлению рисками на предприятиях
  3. Ознакомиться с деятельностью предприятия ИП Стелло С.А.
  4. Провести анализ внутренней и внешней среды предприятия, выполнить оценку рисков и аргументировано предоставить методы снижения рисковых случаев

Глава 1. Риск и риск-менеджмент в деятельности предприятия

1.1 Сущность риска

Компании всех типов и размеров постоянно сталкиваются с внутренними и внешними воздействиями и факторами, которые создают неопределенность в деятельность, а именно – достигнет ли организация поставленных целей и когда. Влияние такой неопределенности на поставленные цели компании и является риском.

Сегодня в учебной и научной литературе представлено обширное количество толкований понятия «риск», связанного с организацией и ведением хозяйственной (экономической или предпринимательской) деятельности. Среди наиболее широко известных отечественному читателю публикаций, специально посвященных рискам в хозяйственной деятельности, можно выделить следующие определения. [9]

Согласно мнению Б.Г. Максименко "риск - это потенциальная опасность потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем или с альтернативным вариантом".

В ГОСТ Р 51897-2011 - Менеджмент риска. Термины и определения риску дают следующее определение: «риск – это следствие неопределенности в деятельности организации направленной на достижение целей». [12]

Авторы книг определяют хозяйственный риск (отражающий воздействие случайных факторов на результаты деятельности производственного предприятия): это понятие, которое отражает меру реальности нежелательного развития хозяйственной деятельности предприятия при данной ситуации принятия решения. В литературе предлагается под риском понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления финансовой или производственной деятельности. [7]

Если провести анализ определений риска, то можно выделить следующие обязательные моменты этой категории:

1) риск является следствием объективно присутствующей неопределенности;

2) риск связывается с ситуацией принятия решения, поставленной при этом целью и возможностью недостижения этой цели вследствие случайного воздействия ряда факторов.

Классификация рисков является одним из важных инструментов управления рисками, потому что сегодня существует большое многообразие рисков, их причин и проявлений. Структуризация этого множества рисков нужно по следующим причинам.


Во-первых, классификация необходима для облегчения и упрощения процесса обнаружения рисков. На любой объект риска (люди, капитал, товар и т.д.) одновременно воздействует немалое количество различных рисков. Если попробовать составить их список без опоры на системность, то, возможнее всего, некоторые из рисков будут отмечены несколько раз либо, наоборот, пропущены. Поэтому разумнее всего с самого начала разделить все множество по определенным признакам и в дальнейшем целенаправленно выявлять риски в каждой из областей.

Во-вторых, корректная и удобная классификация рисков предлагает пользователю намного быстрее подбирать методы модификации рисков. Так, если для конкретной категории (группы, класса) уже были найдены главные принципы или эффективные способы управления, то они, возможно, смогут хорошо подойти и для каждого нового идентифицированного риска, который попадет в эту категорию. Тогда при поиске методов анализа нового риска корректнее будет начинать с этих способов. Можно сразу представить главные методы управления рисками, зная наперед к какой группе они относятся. [8]

Авторы научных и учебных книг в области экономики часто выделяют такие функции риска, как регулятивная, инновационная, аналитическая и защитная.

На предприятии регулятивная функция выражается в виде воздействия на деятельность руководитель в процессе принятия решения абсолютно на всех этапах жизненного цикла организации. Поэтому регулятивная функция связана с принятием таких решений, выполнение которых даст возможность избежать (или уменьшить последствия) риска.

Инновационную функцию риск выполняет, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед организацией. Многие предприниматели добиваются успеха, благодаря использованию инновационного пути хозяйствования, хотя нововведенческая деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Инновационная стратегия, основанная на фундаментальных исследованиях (более рискованная в краткосрочной перспективе) имеет больше шансов привести к прорыву, дающему фирме преимущество перед конкурентами. Благодаря инновационным рисковым решениям растет эффективность производства, что положительно влияет и на производителей, и на потребителей, и на общество в целом.[18]

Защитная функция риска делает нормальным терпимое отношение к неудачам, если для бизнесмена состояние риска стало нормальным. Предпринимателям, чтобы решиться на риск, нужна социальная защита, экономические, политические и правовые гарантии. Ему нужно быть уверенным, что вероятный просчет никак не повлияет ни на его дело, ни на его заработанный имидж. Согласно гражданскому законодательству все последствия предпринимательского риска несет сам предприниматель, поэтому он объективно использует защитную функцию риска посредством разработки обоснованного бизнес-плана, заключения договоров с добросовестными партнерами, выполнения в срок обязательства перед бюджетами всех уровней, чтобы избежать банкротства.


Также нуждается в рассмотрении аналитическая функция предпринимательского риска, которая связана с анализом всех факторов и условий осуществления успешной предпринимательской деятельности. Она выражается в форме выбора риска с меньшими предполагаемыми последствиями для разрешения рисковых ситуаций. В простых ситуациях предприниматель, как правило, опирается на интуицию и жизненный опыт, но при правильном разумном решении стоявшей задачи нужно использовать специализированные методы анализа, такие как экономико-математические расчеты предполагаемых последствий риска, использование теории вероятности. [11]

При изучении функций риска предпринимательской деятельности, необходимо помнить, что, как бы значительны ни были потери, которыми сопровождается риск, он является и источником возможной прибыли. Поэтому ключевая задача бизнесмена заключается в выборе наиболее разумных решений, связанных с риском, а не в отказе от рискованных действий.

1.2 Классификация рисков

Риск – многогранное явление. Это объясняется тем, что можно определить значительное количество параметров и критериев классификации. В связи с отсутствием единых унифицированных подходов к систематизации рисков, для различных сфер деятельности применяют определённые признаки деления на группы, виды и классы. При этом важно учитывать, чтобы классификация предоставляла исследователю возможность достижения конечной цели – научиться грамотно управлять рисками, а не становилась самоцелью и бесполезной с практической точки зрения.

В данной теоретической части магистерской диссертации будут рассмотрены ключевые классификации риска по следующим признакам:

  1. По области деятельности предприятия
  2. По характеру менеджмента
  3. По длительности воздействия
  4. По степени опасности
  5. По уровню воздействия
  6. По возможности прогнозирования
  7. По источникам возникновения

Данный список можно расширить и сделать более детальную классификацию, однако в большинстве случаев на предприятиях малого бизнеса в этом нет необходимости. Далее проанализируем каждую классификацию и обозначим виды, которые выделяются внутри каждой из них. [3]

В рамках классификации по сфере деятельности предприятия выделяют следующие риски: коммерческие, производственные, политические, экологические, социальные.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или приобретённых предпринимателем. Ключевыми причинами коммерческого риска являются: сокращение объема продаж ввиду изменения рынка, клиентов и других внешних факторов; увеличение закупочной стоимости товаров; повышение издержек обращения; потери товаров в процессе обращения и др.


Производственный риск в первую очередь связан с невыполнением организацией своих обязательств и планов по производству товаров, услуг и других видов производственной деятельности в результате негативного воздействия внешней среды, а также нерационального и неграмотного использования новых технологий, оборотных и основных средств, рабочего времени, сырья. Принципиально важными факторами возникновения производственного риска являются: снижение фактических объемов производства по отношению к плановым, увеличение материальных и других видов затрат, выплата больших отчислений, чем было запланировано, слабая цепочка поставок, повреждение техники и др. [9]

Политический риск - это возможность возникновения убытков или сокращения уровня прибыли, которые возникают в результате государственного либо политического воздействия. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в законодательстве, государственных стандартах, требованиях к осуществлению предпринимательской деятельности. Ввиду того, что предприниматель не имеет возможности непосредственно влиять на политические риски, и их возникновение не зависит от результатов его деятельности, то исключается возможность прогнозирования их появления и прогнозирования степени и влияния.

Экологические риски возникают вследствие природно-климатических условий, вероятности возникновения различных стихийных бедствий. К таким рискам относятся сезонность, резкое изменение погодных условий. Погоду невозможно предсказать на 100%, в связи с этим погодные и природные условия способны изменить спрос потребителей как в большую, так и в меньшую сторону, что повлечёт за собой и изменение объёмов реализации товаров и услуг компании. Данные риски достаточно трудно прогнозировать, тем не менее необходимо учитывать возможное влияния и последствия при их возникновении.

Период дефицита давно закончился, и в настоящее время отмечается избыток предлагаемых товаров и услуг. По этой причине предпочтения потребителей стремительно меняются, что заставляет предпринимателей учиться предугадывать поведение и желания клиентов с целью получения определённого уровня прибыли и с целью оправдания вложенных инвестиций. Для того чтобы выгодно вложить свои материальные, трудовые и финансовые ресурсы и минимизировать воздействие социальных рисков, необходимо принимать во внимание изменения, которые происходят в целевой аудитории товаров и услуг, выпускаемых предприятием. Важно помнить, что предложение порождает спрос: в этом заключается суть социальных рисков. [17]