Файл: Анализ построения системы управления рисками в организации (Сущность риска).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Единственным направлением деятельности предприятия является производство древесного угля из хвойных твердолиственных пород древесины (сосна). Производимый продукт соответствует условиям ГОСТ 7657-94 Древесный уголь. Данное предприятие работает в сегменте B2B, продавая готовую продукцию организациям, занимающихся оптовой торговлей, компаниям занимающимся торговлей в розницу.

Значительное распространение древесного угля наблюдается в быту. Главным образом, он используется для приготовления мяса, рыбы, фруктов и овощей на открытом огне. Благодаря тому, что древесный уголь имеет высокую теплотворную способность, достаточно низкую зольность (порядка 3%) и отсутствие выделения вредных газов, он является оптимальным топливом.

Предприятие ИП Стелло С.А работает на региональном рынке и рынках близлежащих регионов (Пензенская область, Московская область).

На предприятии ИП Стелло С.А трудится девять человек, семь из которых низкой квалификации, один средней и один высокой. Также на предприятии организован двухсменный режим работы.

Предприятие выпускает древесный уголь с характеристиками, соответствующими ГОСТ 7657-94 Древесный уголь. (табл. 1):

Таблица 1

Характеристики производимого древесного угля

Наименование показателя

Норма для марки

А

Б

В

Высш.сорт

1сорт

1 сорт

2 сорт

1. Кажущаяся плотность , г/см3, не менее

0,37

0,37

Не нормируется

2. Массовая доля золы, %, не более

2,5

3,0

2,5

3,0

4,0

3. Массовая доля нелетучего углерода, %, не менее

90

78

88

77

67

4. Массовая доля воды,%, не более

6

6

6

6

6

5. Массовая доля угля с зернами в местах погрузки, %, не более:

Не нормируется

7

7

7

6. Массовая доля головней, %, не более

Отсутствие

2

Отсутствие

2

2

7. Масса 1дм3 угля, г, не менее

210

210

Не нормируется


Для рассмотрения внешней среды организации необходимо применить маркетинговые методы: ПЭСТ анализ. PEST анализ помогает полностью описать макровнешнюю среду предприятия.

Сперва определим какие факторы влияют на наше предприятие по технологии ПЭСТ (политическая, экономическая, социальная, технологическая среды)

Политические факторы:

  • Устойчивость политической власти и существующего правительства
  • Бюрократизация и уровень коррупции
  • Налоговая политика (тарифы и льготы)
  • Тенденции к регулированию или дерегулированию отрасли
  • Антимонопольное и трудовое законодательство
  • Законодательство по охране окружающей среды
  • Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли
  • Вероятность развития военных действий в стране

Экономические факторы:

  • Темпы роста экономики
  • Уровень инфляции и процентные ставки
  • Уровень безработицы, размер и условия оплаты труда
  • Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды
  • Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны
  • Уровень располагаемых доходов населения

Социально-культурные факторы:

  • Отношение к импортным товарам и услугам
  • Требования к качеству продукции и уровню сервиса
  • Образ жизни и привычки потребления
  • Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам
  • Темпы роста населения
  • Поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни

Технологические факторы:

  • Уровень инноваций и технологического развития отрасли
  • Расходы на исследования и разработки
  • Законодательство в области технологического оснащения отрасли
  • Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств, ПК
  • Доступ к новейшим технологиям
  • Степень использования, внедрения и передачи технологий

После определения политических, экономических, социальный и технологических факторов необходимо установить степень влияния каждого фактора на деятельность предприятия, для более точного результата рекомендуется привлечь эксперта исследуемой области.

Следующий шаг – это оценка вероятности изменения фактора в будущем. Вероятность изменений оценивается по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность. Оценка была проведена четырьмя экспертами в области производства угля. После этого рассчитываем среднюю оценку по факторам и средневзвешенную оценку (табл. 2).


Таблица 2

PEST анализ

Факторы

Степень влияния (1 - 3)

Экспертная оценка (1 - 5)

Средняя оценка

Оценка с поправкой на вес

1

2

3

4

Факторы влияния политической среды на рынок

Законодательство по охране окружающей среды

3

5

4

4

5

4,5

0,281

Бюрократизация и уровень коррупции

2

3

2

3

5

3,25

0,135

Налоговая политика (тарифы и льготы)

2

3

3

4

3

3,25

0,135

Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли

2

3

2

3

2

2,5

0,104

Тенденции к регулированию или дерегулированию отрасли

1

2

3

3

2

2,5

0,052

Устойчивость политической власти и существующего правительства

1

1

2

3

2

2

0,042

Антимонопольное и трудовое законодательство

1

1

2

1

2

1,5

0,031

Вероятность развития военных действий в стране

1

2

1

1

1

1,25

0,026

Факторы влияния экономической среды на рынок

Темпы роста экономики

2

3

3

3

4

3,25

0,135

Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды

2

3

2

2

3

2,5

0,104

Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны

2

2

3

2

2

2,25

0,094

Уровень инфляции и процентные ставки

2

1

2

1

3

1,75

0,073

Уровень безработицы, размер и условия оплаты труда

2

1

2

2

2

1,75

0,073

Уровень располагаемых доходов населения

2

1

2

2

1

1,5

0,063

Факторы влияния социально-культурной среды на рынок

Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам

3

4

5

4

5

4,5

0,281

Требования к качеству продукции и уровню сервиса

3

3

3

3

4

3,25

0,203

Образ жизни и привычки потребления

3

3

3

3

4

3,25

0,203

Темпы роста населения

2

2

3

2

3

2,5

0,104

Поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни

1

2

3

3

3

2,75

0,057

Отношение к импортным товарам и услугам

1

1

1

2

2

1,5

0,031

Факторы влияния технологической среды на рынок

Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств, ПК

3

4

3

4

5

4

0,250

Уровень инноваций и технологического развития отрасли

3

1

2

3

4

2,5

0,156

Расходы на исследования и разработки

1

1

2

3

4

2,5

0,052

Доступ к новейшим технологиям

1

1

2

1

3

1,75

0,036

Степень использования, внедрения и передачи технологий

1

1

2

1

3

1,75

0,036

Законодательство в области технологического оснащения отрасли

1

1

2

1

2

1,5

0,031

ИТОГ

48

65,5


С помощью ПЭСТ анализа были выяснены основные факторы, оказывающие наибольшее влияние на деятельность предприятия. Самые высокие опасения вызывают политические факторы, так как в сегодняшней сложившейся экономике страны правительство применяет все более ужесточившиеся методы по увеличению бюджета РФ, главным образом пополняясь за счет предпринимателей и населения. Но за долгие годы предприятия стали мобильными – быстро приспосабливаются к изменениям в законодательстве. Продукция соответствует всем требованиям, не противоречит законодательству с точки зрения ее безопасности и нанесения ущерба внешней среде.

Данное предприятие работает на приволжском и центральном районе страны, так как удаленность от клиента увеличивает себестоимость производимой продукции, что связано с ростом расходов на логистику. Организация комфортно себя чувствует за счет близости к центру России, где сосредоточено большое количество крупных потребителей древесного угля.

Необходимость во внедрении риск менеджмента на предприятии главным образом возникла из-за следующих причин: застой в деятельности, большие потери и затраты, неконтролируемость рисков. Сам предприниматель сказал, что раньше у него не было желания что-либо менять в хоть как-то налаженном рабочем процессе, так как его все устраивало, прибыль была, производство работало без сильных сбоев, компания чувствовала стабильность. Но увеличивающаяся конкуренция с каждым годом, а также возрастающая потребность в качественной продукции изменили его представление в деятельности предприятия. Раньше можно было закрывать глаза на многие ошибки в управлении и производстве, оказывать равнодушие к надвигающимся рискам, так как прибыль была высокая и полностью перекрывала все недоработки компании.

Сегодня руководитель предприятия по производству древесного угля осознал потребность во внедрении риск менеджмента в структуру его организации, представил выгоды, которые он получит после создания этой среды. ИП Стелло С.А. полностью взял на себя ответственность за выполнение всех этапов процесса риск менеджмента. Так как настоящее предприятие относится к сегменту малого бизнеса, то и созданная система риск менеджмента будет иметь упрощенный вид, нежели для крупного бизнеса. Также в расчет стоит взять тот факт, что за весь процесс риск менеджмента – за его создание, выполнение и исполнение будет отвечать только руководитель предприятия. В связи с тем, что материальные и временные ресурсы на создание и внедрение риск менеджмента очень ограничены, рекомендации будут направлены только на базовые элементы деятельности компании.


Руководитель предприятия обозначил следующие цели по созданию и введению риск менеджмента в деятельность своей организации:

  • Уменьшение затрат
  • Список основных рисков, присущий деятельности предприятия, зафиксированный в документе
  • Понимание по работе с рисками

2.2 Оценка рисков на предприятии

Этот важный этап начинается с идентификации всех рисков, которые присущи предприятию по производству древесного угля ИП Куракина М.А. Чтобы составить перечень всех рисков, сначала необходимо определить источники рисков. Первая классификация источников риска будет по основной деятельности предприятия, к ней относится:

  1. Производство
  2. Продажи
  3. Закупки
  4. Работа с персоналом
  5. Логистика

Для удобства идентификации рисков берется одно крупное направление деятельности и далее оно разбивается на мелкие бизнес-процессы. (рис. 4)

Производство

Привоз угля на склад

Загрузка угля в мешки

Выгрузка угля из бочки

Жег и остывание

Загрузка леса в бочки

Привоз леса на склад

Рубка леса

Рисунок 4. – Пример разбития крупной операции на мелкие

Далее рассматриваем каждую бизнес единицу на наличие опасностей и выделения рисков в ней.

Рубка леса может быть опасна, прежде всего, для здоровья рабочих. Так травма может иметь как слабый, так и сильный характер – от мозоли до летального исхода. Первая группа рисков в процессе рубки леса – это легкая, средняя, тяжелая травма. Так как рубка леса не обходится без вспомогательных инструментов, то есть риск повреждения или полной поломки рабочего инвентаря, или его потери. Риску поломки и потери подвергается бензопила и топор. Для производства древесного угля используются сухие деревья, к тому же на выверенной территории валить живой лес нельзя. В связи с чем появляется риск уничтожения живых пород деревьев. Также для начала рубки леса необходимо договориться с лесничеством о количестве вырубленного леса, а затем оплатить разрешенные кубометры леса. Из этого следует еще один риск – это вырубка несогласованного количества леса.

Продажи в компании строятся на основе простого объявления на «Авито» и старым связям. Если никто не звонит и не просит продать ему уголь по более высокой цене, то ИП Стелло С.А. продолжает отгружать уголь старому клиенту по не самой выгодной цене. Инициативу в продажах прявлять больше некому, так как за эту область он один отвечает и занимается ей самолично. В данном случае велика зависимость от постоянного клиента, так как есть риск его банкротства, предложения им стабильно низкой цены. Из-за отсутствия продвижения в интернете предприятие терпит большие альтернативные потери, так как есть компании на рынке, которые готовы купить древесный уголь по более выгодной цене. Поэтому здесь есть риск альтернативной потери из-за отсутствия канала сбыта.