Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг)(Понятие спроса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно-денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги.

Коммерция как разновидность человеческой деятельности у большинства из нас ассоциируется с торговлей. Это совершенно естественно, так как происходит данный термин от латинского COMMERCIUM (торговля). Однако такое толкование коммерции как термин является слишком узким и явно недостаточным для выяснения понятия и сущности коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров, и оказания услуг.

Обосновывая выбор темы данной работы можно сказать следующее, что последние годы несбалансированность спроса и предложения породила иллюзию ненужности изучения спроса, но уже сейчас становится очевидным, что нельзя успешно вести коммерческую работу, особенно это актуально для предприятий торговли, не владея методикой анализа потребительского спроса. Приватизация предприятий торговли и нарождающаяся конкуренция усиливают актуальность этой проблемы, так как владельцам предприятия уже недостаточно просто выявить товары ограниченного спроса и предотвратить их дальнейшее поступление на рынок. Необходимо зараннее, еще до того, как возникнет проблемная ситуация на рынке, предусмотреть и устранить ее.

Научное прогнозирование спроса необходимо для выработки долгосрочной экономической политики и принятия тактических управленческих решений в области производства продукции и торговли товарами народного потребления.


В этих условиях старые, традиционные методы анализа могут оказаться малоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полной мере проявляется необходимость адаптации к современным условиям традиционных способов анализа и прогнозирования спроса таких, как экономико-математические модели, экспертные методы и системные оценки, которые в настоящее время приобретают все большую распространенность.

Таким образом - изучение спроса населения, а так же прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) является одним из ключевых элементов маркетинговых программ предприятий. Основным маркетинговым параметром, управление которым обеспечивает достижение коммерческих целей предприятия - является именно спрос. Он незримо присутствует во всех функциях управления, ибо на его повышение направлена маркетинговая деятельность фирм. И цели фирмы, их значение также определяются спросом.

Предметом выбранной работы будет являться один из видов коммерческого процесса – это изучение прогнозной оценки спроса на рынке товаров (услуг).

Объектом данной курсовой работы будет коммерческая деятельность предприятий.

Целью исследования работы является изучение прогнозной оценки спроса на рынке товаров (услуг). Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- определить понятие спроса;

- изучить прогнозирование спроса на рынке товаров и его процессы;

- рассмотреть общие характеристики методов прогнозирования;

- изучить три основных метода оценки прогнозирования спроса;

- рассмотреть прогнозирование спроса на примере хлебобулочного предприятия

Метод исследования в данной работе: теоретический -изучение и анализ литературы (научно-популярные статьи из интернета) и документов (научных трудов, учебных пособий и учебников отечественных ученых в коммерческой деятельности) , такие как - учебник Голубкова Е.П. и Синецкого Б.И. ; анализ экспериментального материала, обобщение.

Глава 1. Определение спроса: услуги и понятие

Любой человек нуждается в определенном наборе благ, позволяющих удовлетворить его потребности. За теми товарами и услугами, которые потребитель не способен произвести самостоятельно, он идет на рынок. В этот момент возникает спрос.

Причем интересно, что для понимания процессов, происходящих на рынке, важно не столько желание приобрести товар, сколько реальная возможность сделать это. Каждый человек сегодня имеет приблизительное представление о том, что такое спрос[1]. Но мало кто отдает себе отчет в этом. Для экономистов же понятие спроса является основополагающим.


1.1 Понятие спроса

Спросом называют потребность покупателей в каком-либо товаре или услуге, которая подкреплена реальными деньгами.

Для экономистов важно также понятие величины спроса, определяемой как максимальное количество блага, которое потребители захотят купить в данный момент по существующей на рынке цене. Интуитивно понятно, что этот показатель имеет обратную зависимость от цены, иными словами, чем больше стоимость, тем меньше благ готовы приобрести покупатели, и наоборот. Такая взаимосвязь носит название закона спроса[2].

Изображение на графике этой закономерности позволяет более наглядно представить действие закона и понять, что такое спрос. Такой график обычно называют кривой спроса.

Работа данного закона объясняется действием двух взаимодополняющих явлений:

- падение цены при неизменном номинальном доходе ведет к возможности приобрести большее количество товара, поэтому спрос возрастает, такое явление носит название эффект дохода;

- рост цены на определенный товар ведет к тому, что покупатели постараются заменить его более дешевым – это эффект замещения.

В самом общем виде определение спроса сводится к количеству товара или услуг, которое готов потребить покупатель в определенный период времени по определенной цене[3]. Покупательский спрос является важнейшей характеристикой рынка, он всегда базируется на потребностях людей. Если не будет потребностей, то не будет ни продаж, ни предложения, а значит, не будет никаких рыночных отношений. Покупательская способность всегда выражается в денежной форме[4]. Определение спроса – это функция покупателя, только он решает, готов ли он приобрести товар или услугу в данный момент по данной цене. В связи с большим разнообразием рынков и человеческих потребностей существует множество факторов, влияющих на спрос, на его объем и на процессы формирования, а также выделяется множество видов этого явления.

Производителям товаров или услуг, маркетологам необходимо понимать, сколько единиц своей продукции они могут реализовать в потенциале. Поэтому определение объема спроса чрезвычайно важно при планировании производства и управлении продажами. Величина спроса – это количество определенных товаров по конкретной цене, которое покупатель реально готов купить в определенный промежуток времени. На объем продаж влияют многочисленные факторы как рыночного, так и потребительского характера.


Существует несколько критериев, по которым можно классифицировать спрос на товары или услуги. В первую очередь определение спроса связывают с намерениями покупателя. В этом случае выделяют устойчивый, он же жесткий, консервативный, твердо сформулированный спрос[5]. Покупатель заранее обдумывает покупку, предъявляя жесткие требования к марке, качеству, цене товара и не допуская замены его на однородный товар. Чаще всего такой спрос наблюдается на привычные, повседневные продукты (хлеб, молоко), которые покупаются с определенными интервалами в конкретном количестве. Также существует альтернативный или неустойчивый, компромиссный или мягкий спрос. Он формируется под воздействием разных факторов непосредственно в точке продаж[6]. Покупатель принимает решение о покупке при ознакомлении с предложением. Так, например, люди приобретают обувь, одежду, косметику. И третий вид спроса – импульсивный. Когда человек вообще не планирует совершать покупку, но под воздействием каких-либо факторов решает приобрести товар. Чаще всего этот спрос наблюдается при покупке мелких товаров: жевательной резинки, шоколада.

Виды спроса

1. Индивидуальный — это спрос отдельного человека или субъекта экономики.

2. Совокупный — объем общего спроса на конкретный товар на уровне всей экономики.

В свою очередь, индивидуальный спрос бывает повседневным (на товары, ежедневно потребляемые человеком) и периодическим (на товары не первой необходимости).

По числу объектов сбыта выделяют макроспрос и микроспрос. Первый распространяется на все население, а второй – только на узкую целевую аудиторию.

По степени удовлетворения выделяют такие виды спроса, как реальный, реализованный и нереализованный. Первый связан с реальными потребностями покупателей в товаре. Второй – это фактические продажи товаров и услуг. Третий – это количество единиц товара, которые потребитель недополучил в силу разных причин: несоответствие ассортимента и претензий покупателя, отсутствие товара[7].

По тенденции развития выделяют растущий, стабильный и угасающий спрос. Также он может быть повседневным, периодическим и эпизодическим. Эти виды выделяются в зависимости от цикла покупки[8].

По формам образования спроса выделяют такие его виды, как формирующийся, т. е. создаваемый в результате изучения спроса и продвижения товаров, потенциальный, т. е. максимально возможная способность купить товар по данной цене, совокупный – это, по сути, емкость рынка. Существуют и другие основания для классификации спроса.


1.2 Факторы, влияющие на спрос

Объем покупок не бесконечен и зависит от множества факторов. Специалисты выделяют следующие их группы: экономические, социальные, демографические, политические и природно-климатические.

В экономике и маркетинге факторы спроса традиционно делятся на ценовые и неценовые. Остановимся на этом вопросе немного подробнее.

Ценовые факторы спроса, определение которых является самым простым, связаны со стоимостью услуги или товара и реакцией на цену со стороны покупателя. Доходы потребителей конечны, и именно цена товара является фактором регуляции спроса. Покупатель реагирует на изменение стоимости покупки, часто ее понижение ведет к увеличению спроса[9]. К этой группе относят собственно цену на товар и на сопутствующие товары, а также ожидания покупателей, психологические реакции на стоимость. К неценовым факторам, влияющим на спрос, относят потребительские предпочтения, моду, покупательскую способность, стоимость продукции конкурентов, замещаемость товара.

Спрос — это желание купить товар в определенном количестве и по конкретной цене за какое-то время. Для того чтобы он был, должны быть желание и возможность. Есть понятие "величина спроса" или, по-другому, "объем спроса" - это то, сколько товара хочет и может купить потребитель за определенную цену и в данное время[10].

Есть факторы, которые влияют на спрос, изменяя его величину и динамику. Вот они:

1.Цены, которые стоят на первом месте среди всех факторов, предсказуемо и наиболее устойчиво влияющих на спрос. Так, при высокой цене его величина уменьшается, а при понижении цены на товар — увеличивается. Это называется законом спроса.

2.Предпочтения, вкусы, мода — это факторы, через которые выражается потребность в товаре. Один и тот же товар у одного человека может вызвать желание его купить, а у другого - нет.

3.Численность покупателей — количество людей, которые хотят и могут покупать товары. Если покупателей очень много, то спрос будет избыточным, если мало, то незначительным.

4.Доходы людей (покупателей). Рост доходов покупателей может привести к повышению спроса на более дорогие товары, но понижению - на дешевые. Однако, в общем, с повышением доходов растет и спрос.

5.Цены на товары-заменители или товары-комплементы. Если цена на товар выросла, то люди будут его меньше покупать, но будут приобретать товар, заменяющий первый (менее дорогой). Спрос на товар, который невозможен без другого, дополняющего его, зависит от цены первого.