Файл: Бизнес-план инвестиционного проекта индивидуального предпринимателя (ИП Шарков А.А.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Важнейшие компоненты разработки и построения бизнес-плана в предпринимательстве

Титульный лист бизнес-плана должен быть привлекательным и информативным, но его не следует перегружать избыточной информацией. Желательно, чтобы на нем были отражены следующие данные [4; стр.79]:

1. Информация о предприятии — инициаторе проекта: наименование предприятия, руководитель предприятия, адрес, номера телефона и факса, e-mail, URL, логотип (если его нет, то следует придумать).

2. Краткое (до 20–30 знаков) и полное название проекта. Краткое название должно вызывать положительные эмоции, поскольку оно впоследствии появится в рекламных материалах, на упаковке продукции, на наружной вывеске и т. д. Полное название проекта должно отражать его специфику.

3. Сроки проекта: дата начала реализации проекта (предполагаемая), продолжительность проекта (предполагаемая), предполагаемая дата завершения.

4. Дата составления документа.

5. Информация о количестве экземпляров («Отпечатано в ___ экземплярах. Экземпляр № ___»). Это позволяет контролировать копии.

6. Информация о конфиденциальности (например, закрытая конфиденциальная информация). Также можно указать: «Просьба вернуть, если вас не заинтересовал проект (предприятие, ФИО, адрес)».

В особых случаях составляется меморандум о конфиденциальности, целью подписания которого является предупреждение лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации, согласно которому знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора.

На втором месте после резюме по своей значимости стоит оглавление.

Если четкое и структурированное оглавление отсутствует, составитель бизнес-плана не сумеет донести свои идеи до адресата.

Здесь нужно обратить особое внимание на те пункты, которые могут заинтересовать читателя.

Как правило, бизнес-план содержит примерно 10 разделов:

1. Резюме / краткое содержание / аннотация.

Резюме — это предельно краткое изложение сути делового предложения. Оно выступает в роли уведомления о намерениях. Цель резюме — привлечь внимание тех, кому адресован бизнес-план, и дать четкое предварительное представление о сути делового предложения. Как правило, резюме включает в себя следующие сведения:


1. Наименование проекта (краткое и полное).

2. Краткие сведения об инициаторе проекта (организационно-правовая форма предприятия; юридический и фактический адрес; контактные линии — телефон, факс, e-mail и др.)

3. Местонахождение предприятия.

4. Организационно-правовая форма реализации проекта (создание нового предприятия, создание совместного предприятия, создание специальной организационной структуры в рамках действующего предприятия и т. д.).

5. Сущность проекта: цели и пути их достижения, описание бизнес-идеи, тип проекта.

6. Результаты проекта. Приводятся его основные показатели: объем производства, планируемая доля рынка сбыта, выручка от реализации продукции, чистая прибыль, сумма накопленной амортизации за период и др.

7. Общая сумма инвестиций.

8. Оценки эффективности проекта: период окупаемости, используемая ставка дисконтирования, чистый дисконтированный доход, NPV (чистая приведенная стоимость), IRR (внутренняя норма доходности проекта).

9. Сумма средств, инвестируемых инициатором проекта (в том числе в % от совокупных инвестиций).

10. Необходимое финансирование: сумма инвестиционного кредита, процентная ставка, срок и график кредитования, срок возврата заемных средств, гарантии по возврату кредита, сроки осуществления проекта. Когда бизнес-план имеет достаточно большой объем, то разрабатывается еще один дополнительный раздел — краткое содержание. По сути, краткое содержание — это бизнес-план в миниатюре. Тем не менее, оно не должно представлять собой краткое перечисление вопросов, содержащихся в основной части бизнес-плана.

2. Описание бизнеса.

Описание бизнеса — это раздел, в котором дается общее описание компании, приводятся результаты анализа отрасли, излагаются цели компании, дается характеристика продуктов (услуг), выпускаемых (оказываемых) компанией.

3. Продукты и услуги.

Основная цель подраздела Продукты и услуги заключается в том, чтобы дать ясное представление о потребительских свойствах продукции (услуг) и ее конкурентных 49 преимуществах.

В данном подразделе необходимо привести следующую информацию:

– Наименование продукции (услуг).

- Назначение продукта (услуги) — указывается, какие потребности призван удовлетворять продукт (услуга), какие проблемы его использование помогает решить, а также область применения продукта (услуги).

– Основные характеристики продукта (услуги). Приводятся физическое описание и ключевые характеристики продукции (технические, эстетические и др.). Здесь можно сослаться на соответствие требованиям ГОСТов или ТУ, отметить имеющиеся сертификаты качества и другие свидетельства, характеризующие продукцию. Но главное — не увлекаться детальным описанием технических характеристик.


– Потребительские свойства продукта (услуги). Описываются конкретные выгоды, преимущества, получаемые потребителем от использования продукта (услуги). Также необходимо отметить, что придется менять потребителю в своем поведении при использовании продукта (услуги), а что останется неизменным. Приводятся показатели качества, надежности, безопасности эксплуатации, простоты обслуживания и ремонта и др.

– Основные конкурентные преимущества продукта (услуги). Отмечается, в чем состоит инновационность и уникальность продукта. Указываются конкурентные преимущества продукции в сравнении с продукцией ближайших конкурентов, лучшими отечественными и зарубежными образцами.

– Основные потребители и направление использования продукции. Дается характеристика основных потребителей. Указывается, используется продукция для конечного потребления или для последующей переработки.

– Жизненный цикл продукции (услуги). Дается характеристика фазе жизненного цикла продукта или услуги. Указываются временные интервалы, необходимые для доведения нового продукта до первых продаж, до пика продаж, до пика прибыли, до прекращения продаж.

– Ассортимент и структура выпуска продукции. Указывается планируемый ассортимент и структура выпуска продукции (в натуральных и стоимостных показателях).

– Ценообразование товара. Указываются примерная цена единицы продукции (услуги), затраты и ориентировочная прибыль с каждой единицы товара (услуги).

– Слабые стороны продукта или услуги, которые необходимо увязать со способами преодоления этих слабостей. Следует избегать слишком сильной критики продукции (услуг) конкурентов, поскольку это вызывает естественные сомнения у читателя, не являющегося членом организации, относительно слабых сторон предлагаемой продукции, не представленных в бизнес-плане. Для усиления объективности подаваемой в бизнес-плане информации рекомендуется указать несколько слабых сторон собственной продукции, но только в связке со способами их преодоления. Это позволит читателю сделать вывод об объективности подаваемой в бизнес-плане информации.

– Юридическая защищенность продукции (услуги). Указывается наличие защищенности продукта в целом или его отдельных элементов (патентом, торговой маркой, правом на изготовление копий).

– Дополнительные сервисные услуги. Дается краткая характеристика условий поставки, дополнительных сервисных услуг потребителям.

4. Анализ рынка.

Раздел «Анализ рынка» относится к числу наиболее сложных и значимых разделов бизнес-плана, поскольку он является основой для формирования в дальнейшем стратегии маркетинга, планирования производства и расчета финансово-экономических показателей. Разработка почти всех последующих разделов так или иначе опирается на приведенные в нем данные. В связи с этим рекомендуется начинать разработку этого раздела гораздо раньше остальных. Раздел «Анализ рынка» может состоять из таких подразделов, как описание рынка и его целевых сегментов, определение спроса на продукты (услуги) и анализ конкурентов.


5. План маркетинга.

План маркетинга, наряду с разделом «Анализ рынка», является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Цель раздела состоит в том, чтобы разработать план сбыта (план продаж) и описать маркетинговую стратегию, позволяющую достигнуть поставленных целей. Это определяет структуру раздела, в котором можно выделить два подраздела: план продаж и стратегия маркетинга. План маркетинга напрямую затрагивает все остальные виды деятельности (производство, финансы), поэтому в процессе его разработки должны активно участвовать не только специалисты маркетологи, но и другие сотрудники (финансисты, производственники, специалисты по управлению персоналом и др.). При разработке плана маркетинга используется информация, полученная в ходе анализа рынка и анализа отрасли.

6. Организационный план.

Цели раздела — показать организационную структуру управления предприятием и дать характеристику состава управленческой команды, которая будет обеспечивать реализацию бизнес-плана. Этот раздел должен подчеркнуть таланты, способности, квалификацию управленческой команды. Поэтому его нужно тщательно подготовить, ведь зачастую инвесторы обращают на него внимание с целью понять, кому они доверяют свои деньги. Таким образом, при написании этого раздела важно показать управленческую команду как команду, способную успешно реализовать бизнес-идеи, заложенные в бизнес-плане. Другая задача раздела — описать, спланировать и оценить структуру общехозяйственных расходов, связанных с управлением (управленческие расходы). Эти расходы могут иметь большое значение для финансовой реализации проекта.

7. Финансовый план.

Финансовый план относится к числу ключевых разделов бизнес-плана. Он сводит воедино различную информацию из предыдущих разделов бизнес-плана, представляет ее в стоимостной 114 форме. Кроме того, в финансовом разделе бизнес-плана мы можем увидеть, будет ли прибыльной (рентабельной) деятельность по реализации проекта или нет.

Цель раздела — дать ясное видение полной картины ожидаемых финансовых результатов деятельности предприятия по реализации проекта.

В финансовом разделе необходимо отразить следующие основные моменты: прибыль и денежные потоки. Финансовый план включает в себя разработку трех основных финансовых документов:

– план прибылей и убытков (Income Statement). Он показывает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период;

– план денежных потоков (Cash Flow). Показывает потоки денежных средств предприятия от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за период;


– баланс (Balance Sheet). Характеризует финансовое положение предприятия (активы, обязательства, собственный капитал) на определенную дату. Составляется укрупненно в виде прогнозного баланса на первый год.

8. Оценка риска.

Бизнес немыслим без риска, и поэтому любое планирование развития бизнеса должно включать в себя анализ рисков, связанных с реализацией бизнес-проекта. Цель раздела «Анализ рисков» состоит в том, чтобы идентифицировать возможные риски, связанные с осуществлением проекта, оценить риски проекта в целом, а также предусмотреть мероприятия по реагированию на риски (уклонение, снижение, передача). Кроме того, данный раздел должен предоставить 154 инвесторам информацию о рисках проекта для принятия решения о целесообразности их участия в проекте.

9. Приложение.

1.3 Предпринимательское планирование и прогнозирование бизнес-процессов ИП

Бизнес-процесс представляет собой последовательность работ, соотнесенная с отдельным видом производственно-хозяйственной деятельности компании и ориентированная на создание новой стоимости, например, на выпуск продукции.

Бизнес-процессы подразделяют на первичные и вторичные.

Первичными бизнес-процессами являются процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода.

Именно первичные бизнес-процессы формируют результат и потребительские качества, за которые клиент готов платить деньги.

Вторичными бизнес-процессами являются процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатами сопутствующему основному производству производственной деятельности и также обеспечивающие получение дохода.

Планирование - управленческая деятельность, предусматривающая выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Планирование позволяет заглянуть в будущее бизнеса, разработать стратегию и тактику производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия) и, как следствие, приводит к намеченной цели с более эффективным результатом.

Процесс планирования – один из самых сложных этапов деятельности организации, который требует знаний, больших умственных усилий, времени (специалисты считают, что на составление бизнес-плана затрачивается в среднем не менее 200 часов), а самое главное – воли для принятия решения и желания идти до победного конца.