Файл: Статус нотариуса (Историко-теоретические аспекты нотариальной деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что действующие в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, несмотря на постоянно вносимые изменения, не вполне отвечают стандартам закрепления статуса нотариата и нотариальной деятельности как сферы, в полной мере защищающей права и свободы человека и гражданина.

Институт нотариата, как несудебная форма защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, является согласно Резолюции Европейского парламента институтом превентивного правосудия. В соответствии с документами Конгресса Международного союза судей, функция нотариата заключается в удостоверении юридических актов, беспристрастном информировании сторон об их существе и правовых последствиях, предотвращении гражданско-правовых споров.

После принятия в 1993 году Основ законодательства РФ о нотариате, гражданского, семейного, земельного, жилищного кодексов РФ, а также других нормативных правовых актов значительно возросла роль нотариуса в гражданско-правовых отношениях. В соответствии со статьей 1 Основ законодательства РФ о нотариате целью нотариальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальная деятельность является одним из важнейших регуляторов жизни гражданского общества. Нотариус - как бы авторитетнейший свидетель и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает интересы и жизни множества людей и организаций. От качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Значение нотариата особенно возрастает в условиях формирования рыночных отношений применительно к интересам предпринимателей, связанных с оформлением и регистрацией договоров, созданием различных форм собственности и сделок с ней.

Исследованию статуса нотариуса посвящены работы И.Г. Медведева, А.В. Селянина, Г.Г. Черемных, И.Г. Черемных, В. В. Яркова; современные статьи С.М. Вахидова, Е.Н. Мизинцевой, И.В. Москаленко. Несмотря на эти публикации, статус нотариата и нотариальной деятельности является недостаточно исследованным и требует тщательного рассмотрения.


Объектом исследования являются объективно сложившиеся в России общественные отношения, определяющие содержание правового статуса нотариуса.

Предметом исследования – социально-правовые нормы, влияющие на статус нотариусов при осуществлении нотариальной деятельности и совершению отдельных нотариальных действий.

Цель работы – характеристика социально-правового статуса нотариуса.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:

1. Рассмотреть историю становления и развития социально-правового положения нотариусов.

2. Изучить роль нотариуса в правовой системе России.

3. Исследовать компетенции нотариуса и лиц, осуществляющих нотариальные действия.

4. Проанализировать порядок совершения нотариальных действий и их ограничения на практике.

5. Выявить основные проблемы правового статуса нотариуса и пути их решения.

Методы исследования: нормативно-правовой, исторический, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного познания. Их применение позволило наиболее полно исследовать сущность и роль нотариуса в правовой системе России.

Нормативную основу работы составили нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и деятельность нотариата, определяющие систему прав и обязанностей нотариусов как лиц, осуществляющих публичную деятельность по защите прав граждан и организаций. Кроме того, внимание было обращено и на анализ законопроектных работ, посвященных регулированию нотариата и нотариальной деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Глава 1. Историко-теоретические аспекты нотариальной деятельности в России

1.1 История становления и развития социально-правового положения нотариусов

Начало развития нотариата чаще всего связывают с серединой VIII века в Италии. Его прообразом был древнеримский институт табеллионов ‒ лиц, занимавшихся сочинением юридических актов под контролем государственной власти. В конце XIX века по устройству нотариата первенствовала Франция, в которой была установлена концепция нотариата, неразрывно связанная с магистратурой. Сначала нотариус выполнял современные обязанности секретаря суда ‒ составлял договоры и отдавал их на подпись судье. Позже очень быстро нотариус наравне с судьями стал держателем Государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры [22, с.131].


Следует отметить, что в средние века развивался преимущественно церковный нотариат. Нотариальными полномочиями наделялись епископы, аббаты и некоторые другие служители церкви. Так, монах Андрей Критский находился на должности нотариуса при церкви, основными функциями которого было секретарское дело и ведение протокола во время беседы епископа с народом. Дальнейшее развитие нотариата в эпоху Средневековья на Западе было обусловлено присутствием нотариусов на службе в общественных учреждениях или на службе у частных лиц за определенное вознаграждение. С последующим падением верховной монархической власти и усилением власти отдельных князей при княжеских дворах возникали канцелярии со своими нотариусами. При этом существовали так называемые свободные писцы, принадлежавшие духовенству [32, с.106].

В России до революции нотариус был одним из уважаемых и высококвалифицированных специалистов. Первые российские нотариальные акты стали заключаться в XIV-XV веках. Мытники в присутствии свидетелей на рынках регистрировали сделки, за совершение которых сбирались пошлины и сборы. В 1649 году, в период правления царя Алексея Михайловича, по статьям Соборного уложения «писать на дому» разрешалось только определенные акты: о займе денег или хлеба (в деревнях на суммы не свыше 10 рублей), сговорные свадебные записи и духовные завещания [22, с.133].

В годы правления Петра Великого произошли значительные реформы, затронувшие практически все сферы жизни, в том числе и нотариат. При Петре I особое значение имела гербовая бумага, на которой совершали акты площадные подьячие, в противном случае акт являлся недействительным, о чем был вынесен Указ «Об употреблении гербовой бумаги для писания крепостей»11. «Крепость – акт, документ, подтверждающий право на владение какой-либо собственностью», в основном недвижимостью. Однако вскоре вместо площадных подьячих нотариальные функции выполняли уже крепостные писцы, а в 1729 году было официально введено слово «нотариус» [7].

Радикальную реформу нотариат России впервые пережил в 1866 году. Тогда Положение о нотариате получило силу закона, по которому нотариусы числились на государственной службе без права занимать какую-либо иную должность. Сфера юрисдикции нотариуса распространялась только на округ окружного суда, в ведомстве которого он состоял. Желающий примкнуть к сообществу нотариусов должен был пройти собеседование с комиссией, состоявшей из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса, после чего внести определенный залог в окружной суд. Из этого залога удовлетворялись взыскания по должности и частные долги нотариуса. Освободить нотариуса от своей деятельности мог только старший председатель судебной палаты по представлению председателя окружного суда или по решению суда. Должность нотариуса не могли занимать иностранцы. Помимо строго установленных пошлин и сборов в пользу казны, нотариус по добровольному соглашению с обратившемуся к нему лицу взимал плату в свою пользу. Если такового соглашения не было, то услуги нотариуса оплачивались по таксе, устанавливаемой с высочайшего утверждения министерством юстиции совместно с министерством внутренних дел и министерством финансов. Требования платы сверх таксы Правительствующий Сенат считал вымогательством, поэтому соглашение должно было быть обязательно добровольным [7, с. 98].


Оплата работы нотариуса зависела от ее интенсивности. Однако даже при личной заинтересованности в увеличении числа сделок нотариус не мог себе позволить совершать любые нотариальные действия, поскольку любая сделка обеспечивалась его залогом. Если на покрытие взыскания залог был израсходован полностью или частично, нотариус временно отстранялся от должности до пополнения залога. В случае же не восполнения залога в течение шести месяцев нотариус увольнялся с должности. Жалобы на нотариусов приносились в 2-недельный срок окружному суду и самому нотариусу. Последний обязан был в течение недели представить в суд свои объяснения. Надзор за деятельностью нотариусов и взыскания с них за упущения и злоупотребления по должности подчинялись общим правилам об ответственности должностных лиц судебного ведомства [26, с.34]. Таким образом, нотариальная система России до революции 1917 года практически ничем не отличалась от нотариата большинства европейских государств. Нотариальные документы, составленные российскими нотариусами, принимались во всех странах.

Первые законодательные попытки нормировать процедуру удостоверения правильности и имения законной силы документов предпринимались буквально сразу после прихода к власти в стране новых политических сил в 1917. Однако сложившаяся внутренняя и внешняя обстановка не позволяла в тот период говорить о сложившейся и устоявшейся системе органов нотариата в Советской России, тем более о единообразном толковании пределов компетенции нотариата. В постановлении Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 14 мая 1926 года «Об основных принципах организации государственного нотариата» о компетенции органов нотариата говорит пункт 8. Его содержание весьма объемно и включало в себя практически все возможные сферы применения нотариальных действий [цит. по 23].

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1965 году были конкретизированы положения о государственном нотариате в РСФСР, которые более полно раскрывали сущность нотариальной деятельности..

Следовательно, прообразами современного нотариуса в разные эпохи и времена были писцы, агораномосы, эпистаты, табеллионы, хранители записей и печатей, секретари суда, площадные подъячие, церковные, императорские, королевские, городские и государственные нотариусы. Именно нотариусы являются движущей силой нотариата – уникального правового института, охраняющего одновременно частные и публичные интересы, который на всех этапах формирования и развития гражданского общества обеспечивает законность общественных отношений7, стабильность гражданского оборота, предупреждает правонарушения и споры, снижая судебную нагрузку, и осуществляет защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения от имени государства нотариальных действий. С течением времени менялись законодательство, компетенция нотариусов, организация их деятельности, статус, а также требования, предъявляемые к кандидатам на должность нотариуса [12, с. 68].


Исследование основных исторических этапов становления и развития социально-правового положения нотариусов позволяет выделить ведущие этапы: а) дореволюционный период – период правления Петра Великого характеризуется реформами, затронувшими практически все сферы жизни, в том числе и нотариат, и 1729 год, года официально введено слово «нотариус»; б) советский период истории России: в 1917 году нотариат официально упразднен не был, однако деятельность нотариуса фактически была прекращена после совершения Великой Октябрьской революции; в) современный период развития нотариуса начинается с 1993 года.

1.2 Нотариус и его роль в правовой системе России

В 1993 году был принят Федеральный Закон «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», и с этого момента, наряду с нотариусами, работающими в государственных конторах, появляются нотариусы, занимающиеся частной практикой. Указанный нормативно-правовой акт явился предпосылкой создания в России гражданского общества, основанного на принципах охраны и защиты прав и интересов граждан [4].

Одновременно с появлением данного нормативного документа возник вопрос о месте нотариуса в правовой системе России в целом и в системе гражданской юрисдикции. В этом направлении имеются различные, порой полярные точки зрения. Сама система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или нотариат, действующий как объединение нотариусов в качестве лиц либеральной профессии) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы. До становления концепции судебной власти место нотариата определялось в одном ряду с судами. В настоящее время такой подход лишь частично возможен: согласно статье 10 Конституции России [1] государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе. Задачи судов в системе разделения властей сводятся к осуществлению правосудия в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому суды осуществляют свое воздействие на деятельность нотариусов путем оценки правомерности их действий в связи с рассмотрением жалоб на действия нотариусов, а также при рассмотрении споров в исковом порядке, связанных с оспариванием нотариальных сделок.