Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 2
Введение
В условиях становления рыночной экономики особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого предприятия.
Организации, добивающиеся успеха, имеют более эффективное руководство. Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое развивается в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт, анализируя сторонний опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей. Стиль руководства формируется под воздействием традиций внутри организации, требований со стороны высшего руководства и под влиянием личных качеств руководителя.
Чтобы правильно управлять людьми в организации, руководителю необходимо выбрать определенный вид поведения в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленной цели, другими словами ему надо выбрать стиль руководства организации. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе являются стили руководства. Данные понятия очень важны для каждой организации, так как умение управлять людьми отражается на всей деятельности предприятия. Руководитель, правильно спланировав деятельность организации и выбрав определенную тактику работы с персоналом, сможет обеспечить высокую производительность труда, а также достичь высоких положительных результатов.
Тема данной работы имеет особую актуальность в настоящее время, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Объектом исследования выступают руководитель и подчиненные. Предметом исследования, повторюсь, станут стили руководства. Целью данной работы является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Исходя из указанной темы курсовой работы, его основными задачами являются:
- анализ понятия и сущности лидерства;
- характеристики стилей руководства;
- проведение анализа полученных знаний;
- сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства;
В процессе работы использовались различные пособия и материалы.
Глава 1. Управление и руководство
Управление — это процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления с целью изменения его состояния. Руководство представляет собой ведущую, направляющую, организующую и регулирующую управленческую деятельность руководителя как субъекта управления. Таким образом, понятие «управление» шире понятия «руководство», т.е. руководство можно рассматривать как составную часть управления. При этом мы должны принять во внимание, что термины «управление» и «руководство» достаточно близко соприкасаются по смыслу и различаются только функциональным уровнем.[[1] с.4] Руководство — это не только наука и искусство, но и огромное поле предметной практической деятельности (в прямом смысле — руководства). Организаторские способности, научные управленческие знания сами по себе не стоят ничего, если не уметь их использовать в интересах дела на практике. Грамотное руководство — есть искусство применения руководителем на практике законов и закономерностей науки управления, принципов, функций и методов управленческого процесса для достижения возглавляемым коллективом поставленных целей и задач [[2] с.6].
Такой подход к пониманию руководства предопределяет и основные направления его совершенствования: улучшение подбора руководителей; повышение эффективности использования руководящих кадров путем управления их движением (расстановка, ротация — выдвижение на вышестоящие должности, увольнение и т.д.); создание и совершенствование инфраструктуры деятельности руководителей; развитие системы непрерывного профессионального образования руководящих кадров и другое.
Руководитель является главным звеном в системе управления. Труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер. Единство воли и действий руководителя обеспечивает ритмичность и слаженность работы больших групп различных по подготовке, опыту и личным качествам людей. [[3] с.160].
В теории и практике управления различаются три вида руководства.
Общее руководство — осуществляемое по отношению ко всему коллективу в целом или направленное на решение вопросов, имеющих общий характер, в том числе: осуществляемое совместно, имеющее коллегиальный характер; неконкретное, отвлеченное, далекое от содержания насущных задач.
Линейное руководство — осуществляемое вышестоящим руководителем через нижестоящих, т. е. строго по вертикали организационной структуры управления.
Функциональное — руководство функциональными участками деятельности, осуществляемое специализированным выполнением определенных функций управления. [[4] с.160].
1.1. Руководитель
Руководитель — должностное лицо, имеющее в своем распоряжении коллектив сотрудников, наделенное правами и полномочиями по принятию решений, касающихся объекта руководства и подчиненного ему коллектива.
Руководитель несет юридическую ответственность перед назначившей (утвердившей) его инстанцией; располагает строго нормированными санкциями по отношению к подчиненным; представляет возглавляемый коллектив в вышестоящих инстанциях, других организациях.
В составе руководителей в организации выделяют начальников органов (подразделений) и их заместителей. В зависимости от уровня управления все руководители делятся на: руководителей низшего, среднего, верхнего и высшего уровня. [[5] с.169].
Руководитель по сравнению с другими сотрудниками обладает большей организационной свободой и самостоятельностью. Однако эта самостоятельность руководителя не беспредельна. Он ограничен в своих действиях существующим законодательством, условиями созданной системы, личными взаимоотношениями с вышестоящими начальниками и даже своими подчиненными. Но и эти ограничения оставляют достаточный простор для инициативы и творчества при осуществлении должностных обязанностей.
Руководитель — это не только должность. Подчиненные в руководителе воспринимают, прежде всего, человека, который является или не является лидером в своем коллективе. Важно умение руководителя подчинять себе других людей, не подавляя их волю. Руководитель должен быть сдержанным в проявлении властных полномочий, мудрым в профессиональной и житейской ситуации. [[6] с.169].
Руководитель и подчиненный образуют в системе управления простейшую организационную группу. В ее рамках:
-
руководитель имеет право устанавливать и поддержи
вать образцы поведения второго, приказывать, требовать, доби
ваться и контролировать исполнение своих распоряжений; -
подчиненный обязан добросовестно их исполнять, но
может и критиковать при необходимости действия руководи
теля, обжаловать их в зависимости от ведомственного дисцип
линарного порядка. [[7] с.170]. - В системе «руководитель —подчиненный» основным содержанием является управленческое общение. [[8] с.172].
В деятельности подразделений любой организации присутствуют три обязательные функции управленческого общения, характеризующие взаимосвязь отношений в этой первичной социальной иерархии:
* распорядительной информации подчиненному;
* получение обратной информации (реагирование) от под
чиненного;
* выдача оценочной информации о действиях подчиненного. [[9] с.171].
Многое в отношениях руководитель — подчиненный формирует продуманная и налаженная система поощрений. Внимательное отношение руководителя к подчиненным выражается в его умении даже в мелочах найти возможность для благодарности в адрес сотрудника, высказанной лично, в присутствии коллег на совещании и т.д.
1.2. Стили руководства
Стиль (от лат. stylus — стержень для письма) — представляет собой совокупность приемов, форм и методов осуществления какой-либо работы, деятельности, поведения. В теории организации управления этот термин используется для обозначения стиля руководства, стиля организаторской деятельности руководителя, культуры управления и т.п. [[10] с.200].
В стиле руководства проявляются все важнейшие качества личности руководителя: его социальная направленность; ценностные ориентации (степень ориентации на интересы общества и своего коллектива в целом, отношение к труду, к подчиненным как товарищам по коллективу; требовательность к себе, самовзыскательность и пр.); моральные и волевые качества, способность воздействовать, влиять на коллектив в нужном направлении, использовать продуктивные возможности коллектива и т.д. [[11] с.201].
Родоначальник учения о стилях руководства известный психолог К. Левин выделил три стиля — авторитарный, демократический и анархический.
Авторитарный (от фр. autoritaire — властный), или волевой, автократический (от лат. auctoritas — власть),— стиль руководства, в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллективных (коллегиальных, кооперативных) решений. Данный стиль характеризуется стремлением руководителя полагаться исключительно на формальный авторитет должности, на принуждение. Руководитель принимает решения сам, без учета мнений коллектива. Все связи замыкает на себя, не терпит возражений, требует пунктуального, преимущественно беспрекословного, выполнения его решений. Он навязывает свое мнение подчиненным (и даже собранию коллектива, президиуму Фобрания), включает его в решения собрания, которые обязательны для исполнения подчиненными. Такой руководитель чрезмерно увлекается взысканиями. При авторитарном стиле руководства принцип единоначалия гипертрофирован, возведен в абсолют. Как результат — малая общая эффективность деятельности коллектива, неудовлетворенность работой его членов, тем более что подобному стилю руководства нередко сопутствует жесткость руководителя, а порой и произвол.
Демократический (коллегиальный, коллективный) стиль — руководство, основанное на учете мнений (а в меру возможности — и желаний) руководимых, на широком привлечении сотрудников подразделения (организации) к процессу выработки и принятия решений. Стиль отличается наиболее полным использованием коллективных форм обсуждения, согласования, контроля, коллегиального решения всех существенных вопросов. При реализации такого стиля широко учитывается мнение коллектива, опытных специалистов. Но речь не идет ни о заигрывании с подчиненными, ни о мелкой опеке или о пустой говорильне с ними. Вопрос заключается в деловом участии коллектива в принятии только принципиально важных решений. Если же все руководство коллективом построить исключительно на демократическом стиле, то проявятся его существенные недостатки: этот стиль менее мобилен, менее динамичен, менее оперативен.
Смешанный — это гибкий стиль, «поворачивающийся» той или другой стороной в зависимости от конкретной обстановки. Он включает в себя сильные стороны двух предыдущих, как, впрочем, и их возможные «издержки». С точки зрения того, как руководителем осуществляется организация выполнения решений, мобилизация коллектива на решение производственных задач и контроль за их выполнением, могут быть выделены следующие стили: административный, либеральный и стиль чуткой требовательности.