Файл: Руководство. Стили руководства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление включает в себя также функции  про­гнозирования и планирования.

Прогноз в управлении — это предвидение субъек­том конечного результата работы системы в будущем, построение образа цели и способов, необходимых для ее достижения. Высокие способности к прогнозирова­нию — важнейшее качество руководителя, которое обес­печивает оптимальную стратегию действий — выбор целей и способов их достижения, определение основ­- ных социальных проблем будущего, распознавание воз­можных негативных последствий тех или иных тен­денций в развитии руководимой системы или в окру­жающей действительности.

Планирование — это разработка решения о том, ка­ковы должны быть конкретные результаты, их испол­нители, этапы исполнения, пути достижения. Приня­тие решения — это пусковой механизм в психологи­ ческой структуре действия, означающий переход от анализа ситуации к практическому действию, которое осуществляется в соответствии с планом. [[15] с.28].

Выполнение действий, предусмотренных планом, тре­бует осуществления ряда организационных функций:

—общеорганизационной;

—материально-технического обеспечения;

—экономико-финансового развития;

—учета и контроля;

—политико-правового обеспечения;

—социального обеспечения и социальной защиты работников;

—функции мотивации.

Общеорганизационная функция предусматривает распределение поручений между сотрудниками, опре­деление задач и полномочий исполнителей, организа­цию дисциплины, ответственности за порученное дело, возможность организации новых подразделений для выполнения определенных задач. Руководитель часто должен наряду с общими функциями управления осу­ществлять особые, продиктованные данной сферой де­ятельности, функции управления. Посредством материально-технической функции руководитель определяет действительные потребнос­ти системы и ее подсистем в материальных ресурсах; выявляет возможности общества для удовлетворения потребности данной системы; распределяет имеющие­ся материально-технические средства в соответствии с их наличием и потребностями руководимых под­ структур; следит за рациональным и экономичным использованием материальных и технических средств. От руководителя требуется также организация сбора, обработки и анализа фактических данных о выполне­нии планов поставки материальных ресурсов и опера­тивных заданий, выявлении затрат и т. п. Назначение этой функции — поддержка жизнеобеспечения всех подструктур.


Функция финансово-экономическая позволяет ру­ководителю своевременно определять реальную сто­имость для его организации при осуществлении по­ставленной задачи и понесенные ею затраты по жиз­необеспечению своих подразделений. С этой функцией тесно переплетается функция учета и контроля, кото­рая состоит в обеспечении сбора, передачи, сохранения и обработки данных учета, т. е. количественной обра­ботке, регистрации и систематизации информации о деятельности системы, о выполнении управленческих решений, о количественном наличии финансов и ма­териальных ресурсов. Учет создает важнейшую осно­ву контроля, сущность которого состоит в выявлении соответствия и несоответствия реального состояния управляемых подразделений заданной программе. Кон­троль обеспечивает обратную связь, т. е. дает факти­ческую информацию о достижении объектом управ­ления поставленных перед ним целей. [[16] с.30].

Политико-правовая функция позволяет руководи­телю системы ориентироваться в политико-правовом пространстве общества и одновременно обеспечивает эффективное управление подчиненными в рамках организации. Социальная функция управления направлена на то, чтобы способствовать эффективному разрешению воз­никающих в обществе противоречий, которые обуслов­лены такими социальными явлениями, как разнород­ность труда и его оплата, социальное неравенство лю­дей, наличие граждан, утративших способность к производственному труду и требующих социальной защиты. Эта функция реализует принцип социальной справедливости.

Функция мотивации — важнейший фактор повы­шения эффективности системы управления. Руково­дитель должен постоянно помнить, что самый четкий план, научная организация труда, достаточное матери­ально-техническое обеспечение не имеют смысла, если исполнители, которым поручено дело, не выполняют его или выполняют не качественно. Функция мотива­ции направлена на обеспечение добросовестного вы­полнения подчиненными их обязанностей.

Все указанные функции в процессе управления вза­имосвязаны и осуществляются одновременно. Эффек­тивное выполнение функций в значительной степени зависит от рационального их распределения между исполнителями. Руководитель обязан уметь наиболее целесообразно распределить обязанности, объем рабо­ты, функции между подчиненными с учетом таких факторов, как их опыт, профессиональная подготовка, наличие специальных знаний и навыков решения про­изводственных задач, индивидуальные способности, состояние здоровья, способности выполнять данные функциональные обязанности.


Глава 3. Управленческие отношения

В процессе осуществ­ления функций управления сотрудники вступают в

определенные управленческие отношения. Управленческие отношения как необходимый компонент механизма управления имеет свою структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответ­ственности, соревнования и др

Отношения централизма и самостоятельности вытекают из многоролевого предназначения управле­ния и выступают двумя сторонами единого управленческого процесса. Отношения централизма вытека­ют из наличия иерархии субъектов управления. Они являются формами связи между высшими и низши­ми субъектами в процессе реализации управленческих функций, когда высшие органы управления имеют право и обязанности определять содержание и направлен­ность деятельности низших структур для достижения основной общей цели в пределах единой системы управления. Характер отношений централизма определяется в зависимости от исполнения общих или особых функций управления.

Отношения самостоятельности предполагают на­личие у субъектов управленческих отношений своих прав и обязанностей, которые дают им возможность определять содержание и направленность деятельности в соответствии со своими интересами, не игнорируя при этом общие интересы.

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческой деятельности достигается через установление отношений субординации и координации.

Отношения субординации выражают подчиненность одного субъекта другому в процессе управления единым объектом. В отношениях субординации находит свое конкретное воплощение централизм в управлении. Отношения субординации имеют место как между органами управления, отделениями и отделами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне между начальниками отделов и исполнителями.

Отношения субординации прежде всего необходимы для достижения совместных интересов, общих целей, взаимосвязанных с особыми конкретными интересами с помощью определенной их взаимоподчиненности. В соответствии с этим вышестоящие субъекты управления, которые объективно выражают общий интерес во всем его многообразии, ставят цели перед

нижестоящими, призванными реализовать эти цели в своей деятельности с учетом своего индивидуального интереса. Для установления субординационных отношений на субъекта управленческой деятельности возлагаются функции распоряжения, осуществление которых основано на применении властных методов управленчес­кого воздействия. Для этого используются административные методы, суть которых состоит в том, что на основе приказов и распоряжений определяются конкретные функциональные цели и задачи деятельности подчиненных структур.


Отношения ответственности обеспечивают взаимную ответственность между субъектами управления в процессе использования прав и выполнения обязан­ностей для достижения цели управления. Ответственность формируется как результат при­ знания тех требований, которые предъявляют друг другу субъекты управленческих отношений — отдельные сотрудники, группы, отделения, службы — в отношении выполнения совместных обязанностей.

Отношения соревнования представляют собой свя­зи между самостоятельными субъектами управленческих отношений при выборе наиболее эффективных способов достижения общественно необходимых целей. Отношения соревнования устанавливают такой характер взаимосвязи между двумя и более сотрудниками, отделами, службами в процессе профессионального раз­ деления труда, при котором достижение наилучших результатов позволяет наиболее полно реализовать те или иные задачи. Это может выражаться в избрании на определенную должность при альтернативных условиях, при повышении доверия населения к деятельности того или иного правового института, при опреде­лении льгот, привилегий и т. д. 

Как видно из вышеизложенного, управленческие отношения достаточно разнообразны, как разнообразными являются конкретные цели социального управ­ления, сферы применения его функций и др. Поэтому осветить все вопросы в пределах одной классификации чрезвычайно сложно. Приведенная нами классификация может быть дополнена делением управленческих отношений на основные и неосновные.

К основным относятся управленческие отношения, которые реализуются путем непосредственного воздействия на определенный объект. Они занимают основное место в системе социального управления, реализуются в процессе использования властных полномочий, основываются на прямом подчинении субъекту управления управляемых им объектов. Неосновные (вспомогательные) управленческие от­ ношения складываются между неподчиненными сторонами управленческого процесса, что исключает при­менение власти.

Управленческие отношения подразделяются также на вертикальные и горизонтальные, формальные и не­ формальные.

Вертикальные — это отношения подчиненности, субординации (например, Министерство внутренних дел — управление МВД в области — отделения МВД в районе — отделения милиции в поселке). Горизонтальные отношения — это договорные отношения между равными, независимыми объектами (например, отношения координации между территориальными и транспортными проблемами городского хозяйства). Это могут быть отношения «субъект — объект» в процессе совместной управленческой деятельности, а также от­ ношения «объект — объект» в их общей деятельности при выполнении приказа субъекта управления.


Следует учитывать и то, что наряду с установлен­ными формальными (официальными) отношениями в процессе управления между ее участниками могут возникать неформальные (неофициальные) отношения. Не­ формальные отношения возникают добровольно или спонтанно на основе личных контактов и не зависят от властных полномочий. Оба эти вида отношений сле­дует учитывать, так как от состояния неформальных отношений в коллективе сотрудников во многом зави­сит устойчивость его формальной структуры, эффек­тивность и конечный результат его деятельности.

Глава 4. Принципы управления

Управляющие структуры в своих действиях относительно подчиненных структур, исполнителей опираются на выработанные практикой и узаконенные основные правила или принципы управления. Принципы управления — это основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых орга­низуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий.

В теории и практике управления выделяют общие принципы, т. е. правила, которыми обязаны руководствоваться все субъекты управления независимо от своего статуса; и отраслевые принципы, которые действуют на отраслевом, институционном, групповом уровнях. К наиболее общим относятся следующие принципы:

—социальной направленности;

—законности в управленческой деятельности;

—объективности;

—системности;

—комплексности;

—гласности;

—соединения коллегиальности и единоначалия.

Социальная направленность — это необходимость

для органов управления в процессе выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы общества, отрасли, конкретных организаций и со­циально-профессиональных групп. В современных условиях от правоохранительных органов требуется прогнозирование социальных последствий управлен­ческой деятельности.

Принцип законности в управленческой деятельнос­ти состоит в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права.

Принцип объективности непосредственно выявля­ется в научной обоснованности идеалистичности за­дач управления. Этот принцип требует знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможно­стей, реального состояния общественных процессов.