Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 2
Управление включает в себя также функции прогнозирования и планирования.
Прогноз в управлении — это предвидение субъектом конечного результата работы системы в будущем, построение образа цели и способов, необходимых для ее достижения. Высокие способности к прогнозированию — важнейшее качество руководителя, которое обеспечивает оптимальную стратегию действий — выбор целей и способов их достижения, определение основ- ных социальных проблем будущего, распознавание возможных негативных последствий тех или иных тенденций в развитии руководимой системы или в окружающей действительности.
Планирование — это разработка решения о том, каковы должны быть конкретные результаты, их исполнители, этапы исполнения, пути достижения. Принятие решения — это пусковой механизм в психологи ческой структуре действия, означающий переход от анализа ситуации к практическому действию, которое осуществляется в соответствии с планом. [[15] с.28].
Выполнение действий, предусмотренных планом, требует осуществления ряда организационных функций:
—общеорганизационной;
—материально-технического обеспечения;
—экономико-финансового развития;
—учета и контроля;
—политико-правового обеспечения;
—социального обеспечения и социальной защиты работников;
—функции мотивации.
Общеорганизационная функция предусматривает распределение поручений между сотрудниками, определение задач и полномочий исполнителей, организацию дисциплины, ответственности за порученное дело, возможность организации новых подразделений для выполнения определенных задач. Руководитель часто должен наряду с общими функциями управления осуществлять особые, продиктованные данной сферой деятельности, функции управления. Посредством материально-технической функции руководитель определяет действительные потребности системы и ее подсистем в материальных ресурсах; выявляет возможности общества для удовлетворения потребности данной системы; распределяет имеющиеся материально-технические средства в соответствии с их наличием и потребностями руководимых под структур; следит за рациональным и экономичным использованием материальных и технических средств. От руководителя требуется также организация сбора, обработки и анализа фактических данных о выполнении планов поставки материальных ресурсов и оперативных заданий, выявлении затрат и т. п. Назначение этой функции — поддержка жизнеобеспечения всех подструктур.
Функция финансово-экономическая позволяет руководителю своевременно определять реальную стоимость для его организации при осуществлении поставленной задачи и понесенные ею затраты по жизнеобеспечению своих подразделений. С этой функцией тесно переплетается функция учета и контроля, которая состоит в обеспечении сбора, передачи, сохранения и обработки данных учета, т. е. количественной обработке, регистрации и систематизации информации о деятельности системы, о выполнении управленческих решений, о количественном наличии финансов и материальных ресурсов. Учет создает важнейшую основу контроля, сущность которого состоит в выявлении соответствия и несоответствия реального состояния управляемых подразделений заданной программе. Контроль обеспечивает обратную связь, т. е. дает фактическую информацию о достижении объектом управления поставленных перед ним целей. [[16] с.30].
Политико-правовая функция позволяет руководителю системы ориентироваться в политико-правовом пространстве общества и одновременно обеспечивает эффективное управление подчиненными в рамках организации. Социальная функция управления направлена на то, чтобы способствовать эффективному разрешению возникающих в обществе противоречий, которые обусловлены такими социальными явлениями, как разнородность труда и его оплата, социальное неравенство людей, наличие граждан, утративших способность к производственному труду и требующих социальной защиты. Эта функция реализует принцип социальной справедливости.
Функция мотивации — важнейший фактор повышения эффективности системы управления. Руководитель должен постоянно помнить, что самый четкий план, научная организация труда, достаточное материально-техническое обеспечение не имеют смысла, если исполнители, которым поручено дело, не выполняют его или выполняют не качественно. Функция мотивации направлена на обеспечение добросовестного выполнения подчиненными их обязанностей.
Все указанные функции в процессе управления взаимосвязаны и осуществляются одновременно. Эффективное выполнение функций в значительной степени зависит от рационального их распределения между исполнителями. Руководитель обязан уметь наиболее целесообразно распределить обязанности, объем работы, функции между подчиненными с учетом таких факторов, как их опыт, профессиональная подготовка, наличие специальных знаний и навыков решения производственных задач, индивидуальные способности, состояние здоровья, способности выполнять данные функциональные обязанности.
Глава 3. Управленческие отношения
В процессе осуществления функций управления сотрудники вступают в
определенные управленческие отношения. Управленческие отношения как необходимый компонент механизма управления имеет свою структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др
Отношения централизма и самостоятельности вытекают из многоролевого предназначения управления и выступают двумя сторонами единого управленческого процесса. Отношения централизма вытекают из наличия иерархии субъектов управления. Они являются формами связи между высшими и низшими субъектами в процессе реализации управленческих функций, когда высшие органы управления имеют право и обязанности определять содержание и направленность деятельности низших структур для достижения основной общей цели в пределах единой системы управления. Характер отношений централизма определяется в зависимости от исполнения общих или особых функций управления.
Отношения самостоятельности предполагают наличие у субъектов управленческих отношений своих прав и обязанностей, которые дают им возможность определять содержание и направленность деятельности в соответствии со своими интересами, не игнорируя при этом общие интересы.
Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческой деятельности достигается через установление отношений субординации и координации.
Отношения субординации выражают подчиненность одного субъекта другому в процессе управления единым объектом. В отношениях субординации находит свое конкретное воплощение централизм в управлении. Отношения субординации имеют место как между органами управления, отделениями и отделами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне между начальниками отделов и исполнителями.
Отношения субординации прежде всего необходимы для достижения совместных интересов, общих целей, взаимосвязанных с особыми конкретными интересами с помощью определенной их взаимоподчиненности. В соответствии с этим вышестоящие субъекты управления, которые объективно выражают общий интерес во всем его многообразии, ставят цели перед
нижестоящими, призванными реализовать эти цели в своей деятельности с учетом своего индивидуального интереса. Для установления субординационных отношений на субъекта управленческой деятельности возлагаются функции распоряжения, осуществление которых основано на применении властных методов управленческого воздействия. Для этого используются административные методы, суть которых состоит в том, что на основе приказов и распоряжений определяются конкретные функциональные цели и задачи деятельности подчиненных структур.
Отношения ответственности обеспечивают взаимную ответственность между субъектами управления в процессе использования прав и выполнения обязанностей для достижения цели управления. Ответственность формируется как результат при знания тех требований, которые предъявляют друг другу субъекты управленческих отношений — отдельные сотрудники, группы, отделения, службы — в отношении выполнения совместных обязанностей.
Отношения соревнования представляют собой связи между самостоятельными субъектами управленческих отношений при выборе наиболее эффективных способов достижения общественно необходимых целей. Отношения соревнования устанавливают такой характер взаимосвязи между двумя и более сотрудниками, отделами, службами в процессе профессионального раз деления труда, при котором достижение наилучших результатов позволяет наиболее полно реализовать те или иные задачи. Это может выражаться в избрании на определенную должность при альтернативных условиях, при повышении доверия населения к деятельности того или иного правового института, при определении льгот, привилегий и т. д.
Как видно из вышеизложенного, управленческие отношения достаточно разнообразны, как разнообразными являются конкретные цели социального управления, сферы применения его функций и др. Поэтому осветить все вопросы в пределах одной классификации чрезвычайно сложно. Приведенная нами классификация может быть дополнена делением управленческих отношений на основные и неосновные.
К основным относятся управленческие отношения, которые реализуются путем непосредственного воздействия на определенный объект. Они занимают основное место в системе социального управления, реализуются в процессе использования властных полномочий, основываются на прямом подчинении субъекту управления управляемых им объектов. Неосновные (вспомогательные) управленческие от ношения складываются между неподчиненными сторонами управленческого процесса, что исключает применение власти.
Управленческие отношения подразделяются также на вертикальные и горизонтальные, формальные и не формальные.
Вертикальные — это отношения подчиненности, субординации (например, Министерство внутренних дел — управление МВД в области — отделения МВД в районе — отделения милиции в поселке). Горизонтальные отношения — это договорные отношения между равными, независимыми объектами (например, отношения координации между территориальными и транспортными проблемами городского хозяйства). Это могут быть отношения «субъект — объект» в процессе совместной управленческой деятельности, а также от ношения «объект — объект» в их общей деятельности при выполнении приказа субъекта управления.
Следует учитывать и то, что наряду с установленными формальными (официальными) отношениями в процессе управления между ее участниками могут возникать неформальные (неофициальные) отношения. Не формальные отношения возникают добровольно или спонтанно на основе личных контактов и не зависят от властных полномочий. Оба эти вида отношений следует учитывать, так как от состояния неформальных отношений в коллективе сотрудников во многом зависит устойчивость его формальной структуры, эффективность и конечный результат его деятельности.
Глава 4. Принципы управления
Управляющие структуры в своих действиях относительно подчиненных структур, исполнителей опираются на выработанные практикой и узаконенные основные правила или принципы управления. Принципы управления — это основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий.
В теории и практике управления выделяют общие принципы, т. е. правила, которыми обязаны руководствоваться все субъекты управления независимо от своего статуса; и отраслевые принципы, которые действуют на отраслевом, институционном, групповом уровнях. К наиболее общим относятся следующие принципы:
—социальной направленности;
—законности в управленческой деятельности;
—объективности;
—системности;
—комплексности;
—гласности;
—соединения коллегиальности и единоначалия.
Социальная направленность — это необходимость
для органов управления в процессе выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы общества, отрасли, конкретных организаций и социально-профессиональных групп. В современных условиях от правоохранительных органов требуется прогнозирование социальных последствий управленческой деятельности.
Принцип законности в управленческой деятельности состоит в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права.
Принцип объективности непосредственно выявляется в научной обоснованности идеалистичности задач управления. Этот принцип требует знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов.