Файл: Понятие и признаки государства (Понятие правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество не может существовать без организованного управления структурными единицами данного общества. Такое управление осуществляется посредством функционирования особого аппарата публичной власти или государства. Людей объединяет не только общие интересы, национальные, религиозные, языковые или культурные особенности, а также территория, на которой проживает определенное сообщество людей, общая история, экономика и многое другое [9, c.97].

Поэтому неизбежно возникновение такой организации, которая бы заботилась о сохранении единства территории и посредством принятия законодательных норм занималась бы внутренним управлением делами сообщества людей. Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития.

Данная тема является актуально в связи с тем, что прежде всего, государство — это сложное и исторически развивающиеся общественно-политическое явление. Государство обеспечивает целостность и управляемость общества [11, c.68]. Оно является политической организацией всего населения страны общества. Без государства невозможен общественный прогресс, существование и развитие цивилизационного общества. Государство обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности [12, c.96]. Все это в значительной степени актуализирует проблему темы.

Цель работы: провести исследование понятия признаков и сущности государства.

Задачи:

1. Изучить понятие государства, его признаки.

2. Проанализировать социальное назначение государства.

3. Рассмотреть государство как важнейший элемент политической системы.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с признаками государства.

Предмет исследования – понятие, признаки и сущность государства

Методы исследования - анализ документов, в том числе нормативных правовых актов, анализ статистических данных, наблюдение.

Теоретической базой написания работы выступили труды следующих авторов: Баурин С.В., Вассерман Р.В., Иванников И.А. Марченко, Оксамытный В.В., Перевалов В.Д., и др.

Структура работы: работа состоит из введения, 3глав, заключения и списка использованных источников.


1. Понятие и признаки правового государства

1.1 Понятие правового государства

На сегодняшний день идея и практика правового государства вызывает ожесточенные споры в науке как в России, так и за рубежом. Многие ученые по всему миру приходят к выводу о том, что идея правового государства исчерпала себя в связи с тем, что уровень правового сознания общества достиг своего пика. Другие же наоборот говорят о том, что достижение данного уровня невозможно, так как общество еще недостаточно развито для создания такого государства. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо определить само понятие правового государства [10, c.95].

Правовое государство имеет множество определений. По мнению В.Д. Перевалова, правовое государство – это такое государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует». [19, с.95].

Немецкий философ И.Канта правовым государством считает государство, где право выше любого должностного лица и все законы соответствуют Конституции.

В настоящее время вопросы правового государства занимают фундаментальное место в системе права.

Существует большое количество споров и дебатов по распознаванию Российской правой системы. Законодательно Конституция РФ выступает гарантом защиты прав и свобод гражданина, когда на практике правовое государство находится только в стадии становления и разработки действенной правовой системы [1].

Из-за этого большое значение приобретает теоретическая доказательность постулатов правового государства, критериев, понятий с целью оценки практического введения провозглашенных принципов в объективно существующую государственную систему. Это связано и с переходом к гражданскому обществу, и с пониманием процессов права в целом, и с необходимостью решения проблем образования и развития правового государства [14, c.95].

Правовое государство возможно только в том случае, если государственная власть и право располагаются в состоянии равноправного партнёрства. Мысль правовой государственности появилась достаточно давно, трактовалась еще античными мыслителями, подвергалась изменениям в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях, прежде чем выразится в конкретных принципах актуальных для нашего времени. [7, c.95].


С каждым разом, в развитых странах все большее число граждан понимают важность права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти. Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также гарантия прав и свобод человека, является значимой заслугой общечеловеческой цивилизации. Призывы к правовому государству, процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как противоположности деспотическому образу правления, абсолютизму. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих целей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и действующий практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности. [12, c.58]

Наиболее полным всеобъемлющем понятием правового государства будет являться следующее определение: правовое государство – это государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Правовое государство не может возникнуть на пустом месте, для его образования необходимы определенные экономические, социальные, политико-правовые и культурные предпосылки:

-многообразие форм собственности, свобода частного предпринимательства как следствие экономическая независимость и самостоятельность индивида;

-режим демократии, суверенитет народа;

-внутренне единая и непротиворечивая система законодательства;

-децентрализация власти;

-гражданское общество [11, c.87].

Исходя из данных предпосылок, следует заметить, что не каждое государство может стать правовым. Только совокупность всех вышеперечисленных предпосылок дает базис для создания идеальной формы организации социума -правового государства.

1.2 Признаки государства

Для того, чтобы окончательно разобраться с содержанием понятия правого государства, необходимо обратиться к его признакам:

-верховенство права во всех сферах общественной жизни;

-эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона;

-реальное разделение властей;

-полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека;


-взаимная ответственность государства и личности;

-единство права и закона;

-политический и идеологический плюрализм.

Ознакомившись с различными государствами мира, нельзя сказать, что существует такое государство, где в полной степени соблюдаются все признаки правового государства [8, c.65].

На сегодняшний день наиболее приближенными к правовому государству являются Швеция и Германия, но все равно, утверждать, что данные страны являются абсолютно правовыми, не является правильным, так как в них не до конца соблюдены все признаки правового государства.

Что касается России, то в наши дни здесь невозможно построение правового государства в силу отсутствия необходимых предпосылок (экономических, политических, идеологических, правовых и других). Еще в период советской власти официальная доктрина долгое время считала неприемлемой самую идею правового государства, поскольку она была провозглашена в условиях капиталистического общественного строя. «Мы отвергаем понятие правового государства. Если человек, претендующий на звание марксиста, говорит всерьез о правовом государстве и тем более применяет понятие «правовое государство» к Советскому государству, то это значит, что он отходит от марксистско-ленинского учения о государстве» [12, с.58].

Лишь только с падением социалистического строя и появлением частной собственности идея правового государства была возобновлена. С принятием Конституции 12 декабря 1997 года наша страна в соответствии со статьей 1 Конституции РФ является правовым государством («Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство…»), но в то же время текущий текст Конституции РФ не раскрывает это понятие [1].

Многие ученые, такие как И.А. Иванников, Р. Вассерман отмечали, что в правовом государстве ощущается дефицит народного волеизъявления и упадок гражданского правосознания. Действительно, для достижения правового государство необходимо максимально развить такой важный демократический институт как гражданское общество» [9, с.65].

Именно оно способно сбалансировать отношения между обществом и государством и обеспечить стабильное развитие правовой системы. Гражданское общество не зависит от государства и обеспечивает политическую социализацию граждан, оно защищает их всевозможные интересы, объединения и потребности от незаконного вмешательства в них властей. Можно сказать, что правовое государство является посредником между обществом и государством [18, с.96].


Таким образом, концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства общественных идеологий и теорий.

2. Социальное назначение государства

2.1 Имущественное расслоение в обществе как признак социального государства

В научной литературе социальное государство определяется как правовое государство развитого гражданского общества, которое, соединяя в своей деятельности принципы свободы и равенства, социальной справедливости, надклассовости, реально обеспечивает социально-экономические нрава человека [14, с.25].

Главная задача социального государства - обеспечить стабильное развитие страны и социальную защиту граждан.

При этом оно должно проводить свою политику с учётом интересов всех социальных слоёв и профессиональных групп, которые составляют современное общество.

Также государство должно отрегулировать социально - трудовые отношения так, чтобы достичь понимания необходимости компромисса между социальными и профессиональными группами.

Социальное государство должно продемонстрировать способность сбалансировать права и обязанности различных частей общества, его заботу должны ощущать все слои [13, с.25]..

Конституция Российской Федерации в гл.1 ст.7 определяет сущность российского государства: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Однако, в законодательстве Российской Федерации отсутствует исчерпывающее нормативное закрепление, важные концептуально - правовые характеристики социального государства:

  • обеспечение социальной справедливости; гарантированность равных стартовых возможностей для граждан и недопущение резкого имущественного расслоения в обществе;
  • проведение перспективной региональной, межбюджетной и демографической политики; формирование высоко развитой и социально ориентированной экономики;
  • проведение налоговой политики, поощряющей конкуренцию и подъём отстающих секторов экономики; поощрение личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.